Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения самоконтроля 5
1.1 Состояние исследований формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения 5
1.2 Психологические особенности младших школьников 12
Глава II. Особенности развития самоконтроля младших школьников в системе Л.В. Занкова. 16
2.1. Особенности развития самоконтроля в учебной деятельности младшего школьника 16
2.2. Развитие самоконтроля в системе А.В. Занкова 20
Заключение 27
Список литературы 29
Читать дальше
Наличие самоконтроля является необходимым условием для осуществления функций управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого заключается в умении сопоставлять ре-зультат, который получает ученик в процессе учебной деятельности с по-ставленной целью.
Младший школьный возраст – это очень важный период школьной жизни, в котором сочетаются детские черты и преодоление трудностей на пути освоения новой для ребенка сферы деятельности.
От того, насколько полноценно ребенок проживет этот период зависит тот уровень интеллекта и личности, желания и умение учиться, уверенность в своих силах, которого он сможет достичь.
Для того, чтобы обучения ребенка было успешным, нужно сформировать у ребенка привычку контролировать свои действия с самых первых дней обучения.
Развитие самоконтроля в процессе обучения у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности наиболее учтены в системе бучения разработанной Л.В. Занковым.
На начальном этапе обучения освоение функций самоконтроля выступает для детей как самостоятельная форма деятельности
Посредством постоянного повторения упражнений самоконтроль становится в необходимым элементом учебной деятельности, напрямую связанный с процессом обучения.
Только на втором и третьем году обучения, самоконтроль становится составной частью учебной деятельности. Только после этого самоконтроль входит в привычку и даже становится чертой характера.
Формирование самоконтроля является сложной педагогической зада-чей стоящей сегодня перед педагогом. Особенна актуальна эта задача для преподавателей младших классов, поскольку именно в этот возрастной период наиболее благоприятные условия для формирования личности ребенка, а следовательно умения управлять своими действиями и поступками.
Следовательно необходима педагогическая система в которой бы с одной стороны были учтены физические и психические особенности ребенка, а с другой стороны были созданы условия для развития как личностных так и волевых характеристик ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что система обучения Л.В. Занкова построена в строгом соответствии с возрастными особенностями развития мозга ребенка, она создает оптимальные условия для индивидуального и типологического раскрытия возможностей каждого ученика.
Читать дальше
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 2005. – 256с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: 2004. – 464с.
3. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности- М.: Знание, 2002. – 96с.
4. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий //Начальная школа №4, 2005. – 64с.
5. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников /Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М.: Издательство Академии педагогических наук, 2003. – 123с.
6. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. –Собр.соч., т.2 М.: Педагогика, 2002. – 413с.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: 2004. – 256с.
8. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 378с.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: 2003. – 487с.
10. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 2002. – 215с.
11. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль- важные условия формирования учебных навыков //Начальная школа №2, 2004.
12. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 2003. – 362с.
13. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. /Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 2002. – 456с.
14. Мухина В.С. Детская психология. – М.: 2005. – 318с.
15. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся //Начальная школа №10, 2006.
16. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. – 20с.
17. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.— М.: Учпедгиз, 1960. – 450с.
18. Занков Л. В. О начальном обучении. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 215с.
19. Развитие учащихся в процессе обучения (I–II классы) / Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 275с.
20. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1965. – 354с.
21. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. – М.: Педагогика, 1973. – 205с.
Читать дальше