Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

развитие эстетического восприятия природы у детей 8-9 лет посредством изобразительного искусства

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Педагогика
Страниц
50
Год сдачи
2013
Оглавление
Введение 1 Глава I. Теоретические аспекты проблемы эстетического восприятия природы младшими школьниками 4 1.1. Сущность эстетического восприятия в отечественной и зарубежной литературе 4 1.2. Особенности эстетического восприятия младших школьников 12 1.3. Влияния природы на развитие эстетического восприятия 20 Глава II. Изобразительное искусство как средство эстетического восприятия природы младшими школьниками 24 2.1. Сущность изобразительного искусства, как средства развития восприятия 24 2.2. Формы и методы развития восприятия у младших школьников средствами изобразительного искусства 26 Глава III. Эмпирическое исследование процесса развития эстетического восприятия природы младшими школьниками средствами изобразительного искусства 32 3.1. Организация, проведение и описание результатов констатирующего эксперимента 32 3.2. Разработка развивающих мероприятий по формированию эстетического восприятия природы младших школьников на уроках изобразительного искусства 36 3.3. Повторная диагностика (контрольный эксперимент) и ее результаты. 38 Заключение 41 Список используемой литературы 44 Приложение 1 47 Приложение 2 49 Приложение 3 50 Приложение 4 55 Приложение 5 60
Введение

Давно известно, что для эстетического воспитания наиболее перспективным является школьный возраст. Именно в этом возрасте начинают активно развиваться большинство психических процессов, которые взаимосвязаны своспитанием. Среди них: развитие мышления, памяти, внимания, речи и восприятия.По мнению многих отечественных психологов, данные психические явления возникают и формируются в процессе разнообразных видов деятельности ребенка, к которым относятся игры, учеба, физический труд и общения с окружающими.Именно поэтому необходимо для нормального развития названных процессов приобщить ребенка к активной деятельности, какой и выступает изобразительное искусство. В формировании эстетического восприятия важная роль отводиться искусству, в частности творческой деятельности. Этим обусловлена актуальностьвыбранной темы исследования.


Не нужно никуда ходить, онлайн диплом вместе с Work5.


. Под творчеством учащихся понимается процесс поиска решения поставленных перед ними задач. Восприятием является совокупность разнообразных ощущений, которые человек пропускает через себя.В занятиях по изобразительному искусству заложены все предпосылки для развития эстетического восприятия природы. С помощью созданных рисунков, образов, младшие школьники закрепляют свои накопленные знания о природных явлениях, закономерностях. Занятие творчеством формирует постоянный живой интерес к объектам природы, а также учат детей наслаждаться красотой природы и развивают бережное отношениек ней. Проблемой формирования и развития эстетического восприятия в целом и восприятия природымладшими школьниками занимались многие учёные в том числе:Д.И. Кабалевский, П.Г. Саморукова, О.П. Котикова, В.С. Синюков, И.Ф. Смоленинов, В.А. Салеев, А.Е. Ларин и другие. Несмотря на то, что литературы по проблеме формирования эстетического восприятия природымладшими школьниками средствами изобразительного искусствадостаточно, идо сих пор ведутся исследования, но данный вопрос ещё не до конца изучен. Каждый педагог, который имеет целью сформировать правильное отношение учеников к природе, должен подходить к проведению занятий нетрадиционно. Кроме привычных обучающих методов необходимо использовать развивающие. Разнообразныеформы работы стимулируют школьников к творческомудобыванию и применению знаний и умений, тем самым развивают эстетическое восприятие окружающего мира. Таким образом, объектом исследованиякурсовой работы является развитие эстетического восприятия. Предмет – процесс развития эстетического восприятия природы младшими школьниками. Во время выполнения работы была выдвинута рабочая гипотеза:в процессе целенаправленно организованной работы по развитиюэстетического восприятия природы младшими школьникамисредствами изобразительного искусства можно улучшить результаты. Цель курсовой работы– выявить влияние организованных уроков изобразительно искусства на развитиеэстетического восприятия природы младшими школьниками. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач: -дать определение понятию «эстетическое восприятие» и рассмотреть основные аспекты данной проблемы в научной литературе; - исследовать особенности развития экологических знаний у младших школьникови определить уровень развития восприятия природы; - определить влияние уроков ИЗОнаразвитиеэстетического восприятия природы школьниками; - организовать и провести эмпирическое исследование, обработать полученные результаты. Для проведения данного исследования использовались следующие методы позволяющие собирать и обрабатывать полученную информацию: - анализ; - изучение публикаций и статей; -диагностика. Теоретико-методологическимоснованиемработы являются положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих вопросыразвития эстетического восприятиямладшими школьниками. Теоретическая значимостьисследования заключается в обобщении материалов по проблемеразвития эстетического восприятия природы младшими школьниками: рассмотрены подходык проблемеразвития эстетического восприятия природы младшими школьниками в психолого-педагогическойлитературе, изучены условия формированияэстетического восприятия младшего школьника, выявлены особенности восприятия природных явлений младшими школьниками средствами изобразительного искусства. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности, в обучающих семинарах педагогов и психологов, воспитателями дошкольных учреждений, учащимися педагогических ВУЗов. Структура работы: введение, три главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и приложения.

Заключение

В данной работе были исследованы особенности развития эстетического восприятия природных явлений младшими школьниками средствами изобразительного искусства. В настоящее время проблема развития эстетического восприятия школьников, формирование эстетической культуры является одной из главных, стоящих перед школой. Многие зарубежные и отечественные психологи достаточно полно разработали и представили в своих работах. Кисследователям данного вопроса относятся Д.Б.Кабалевский, Б.Т. Лихачев, Д.Н. Джола, О.П. Котикова, В.Н. Шацкая, И.Ф. Смольянинов, Б.М. Неменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие. Эстетическое восприятие - способностьвоспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни иискусстве. Целью эстетического восприятия является всесторонне развитие личности ребенка. Достичь этого возможно путем решения таких задач как: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры; развития способности к художественно-эстетическому творчеству; развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием. В связи с тем, что многие основы личности закладываются в детском возрасте, для развития эстетического вкуса, восприятия младший школьный возраст является значительным этапом. Формирование эстетических идеалов у младших школьников – это сложный и длительный процесс. В процессе воспитания и обучения жизненные идеалы детей изменяются. Влияние на это оказывает семья, товарищи, произведения искусства, природы, успехи, неудачи, потрясения и многие другие обстоятельства. В природе нет пределов эстетического насыщения. Она красочна, декоративна. Природа учит человека понимать прекрасный окружающий мир, дарит радость и блаженство, насыщает духовной силой. Под влиянием природы человек стремиться создавать произведения искусства, развивает творческие способности. Многими практикующими психологами и педагогами подтверждено, что изобразительная деятельностькак нельзя лучше подходит для младших школьников, так как она доступна и приятна для детей, это действенное и эффективное средство развития восприятия окружающего мира, в частности природного мира вокруг. Экспериментальная часть данной работыосуществлялась на баземуниципального бюджетного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», городаСанкт-Петербурга. В образовательном учреждениибыли исследованыдетимладшего школьного возраста третьих классов. Всего было обследовано58детей 3 «а»и 3 «б» класса в возрасте 8-9лет.Все дети обучаются по общей программе.Дети 3 «а» класса составили контрольную группу, дети 3 «б» - экспериментальную. На основании полученных в результате теоретико-экспериментального исследования данных можно сформулировать следующие выводы:в процессе диагностикиразвитияэстетического восприятия природы, уровня экологических знаний младших школьников установлено наличие в практически равные доливысокого и низкого уровняразвития.Оба уровня имеют небольшие значения.Большинство младших школьников показали средний уровень формированияэстетического восприятия природы по двум тестам. В двух испытуемых группах значениясреднего уровня практически одинаковы.(3 «а» - 73% , 3 «б» - 71%). Положительным является тот факт, что ни по одному параметру не преобладает низкий уровень. После констатирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы (3 «б» класс) была проведена работа по формированию и развитию эстетического восприятия природы у младших школьников. Обучающая работа проводилась на уроках рисования, средствами изобразительного искусства. Для работы была разработана система занятий. (Приложение 4). Все обучение длилось два месяца из расчета два часа в неделю. Всего было проведено 16 занятий. После этого с детьми двух испытуемых классов была проведена повторная диагностика, результаты которой были улучшены. В контрольной группе результаты стали также лучше, вследствие уроков природоведения. В обоихгруппах понизился низкий уровень развития: в контрольной до 7%, в экспериментальной совсем исчез. Это хороший показатель. В контрольной группе, не участвующей в формирующем эксперименте, преобладает высокий уровень восприятия природы (53%). Однако,результаты экспериментальной группы намного лучше. Основной удельный вес имеет высокий уровень, который составляет 78%. Таким образом,результаты диагностики подтверждают предложенную гипотезу о том, что средствами изобразительного искусства в процессе целенаправленной работы,возможноповысить уровень развития эстетического восприятия детей.Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о значительном повышении уровня экологической воспитанности – отношения, умения, желания общаться с природой у учащихся 3 «б» экспериментального класса по сравнению с контрольным 3 «а» классом, в котором не проводилась формирующаяработа.Цель курсовой работы достигнута и задачи решены.

Список литературы

Большая энциклопедия природы для детей. — М.: Гриф-фонд Межкнига, 1994.- 256 с. Белавина И. Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников младших школьников / И. Белавина, Н. Найденская. - М.: Лайда, 1995. Бобылева Л. Экологические занятия дошкольников /Л. Бобылева.- Дошкольное воспитание.- № 7.-1997. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов.- Дошкольное воспитание.-1995.г. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 1993. Виноградова Н.Ф. Дети ивзрослые вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А.Кусынова.-М.: Просвещение, 1993. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с. ГайдаманА.Социально-экологический идеал / А. Гайдаман, Т. Тайттоней.-Дошкольное воспитание.-№ 1.- 1990. ГрадобоеваТ.Создание экологической тропы и методики работы с ней / Т. Градобоева. -Дошкольное воспитание.- № 1.- 1993. Дмитриев Ю.Д.Твоя Красная книга/ Ю.Д. Дмитриев, Н.М.Пожарицкая. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 110 с. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-товпоспец. №2110 “Педагогика и психология (дошк.)”. В 2 ч. Ч 1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду // Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – 2-е изд; испр. и доп. –М.: Просвещение, 1988. – 256с. Жуковская Р.Н.Родной край: Пособие для воспитателей детскогосада/ Под ред. С.А. Козловой.– М.: Просвещение, 1985. – 238с. Зверев И.Д. Экологическое и эстетическое образование школьников/ И.Д. Зверев. –М.: Педагогика, 1984. – 140с. Киященко Н.И. Пути и средства эстетического воспитания / Н.И. Киященко, Н.Л. Лайзеров, Б.Н. Абросимов.- М.: 1989. КотиковаО.П. Эстетическое воспитание школьников: Программы кружков и факультативной деятельности/ О.П.Котикова. - Мн.: Універсітэцкае, 1998.-165с. КотиковаО.П. Эстетическое воспитание старшеклассников: Учеб.метод. Пособие/ О.П.Котикова. - Мн.: Універсітэцкае, 1999.-157с. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя// Под ред. М. Ф. Овсянникова. –М.: Просвещение, 1983. – 223с. ЛинникЮ.В. Природа и эстетическое/ Ю.В.Линник– В кн.: Основы эстетического воспитания.-М., 1975. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. –М.: 1985. Назаретская К. А. Формирование интересов учащихся в области искусства/ К.А. Назаретская. – Казань, 1970. НеменскийБ.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания/ Б.М.Неменский. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1995. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание / С.Н. Николаева.- Дошкольное воспитание.- № 12.- 1994. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию/ С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1996. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений/ С.Н. Николаева. – М.: Новая школа,1993. НиколаеваС.Н. Программа «Юный эколог / С.Н. Николаева. Дошкольное воспитание.- № 9.- 1994. НиколаеваС.Н. Формирование начал экологической культуры/ С.Н. Николаева.-Дошкольное воспитание.- № 7.- 1997. Новоселова С. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад / С. Новоселова. - Педагогический вестник.-№ 3,4.- 1996. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. В.Н. Шацкой.- М.: 1955. ПечкоЛ.П. Современные концепции эстетического воспитания / Л.П. Печко.- М.: 1989.-302с. ПечкоЛ.П. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе / Л.П. Печко.-М.: 1991. Рыжова Н.А. Наш дом – природа / Н.А. Рыжова. -Дошкольное воспитание.- № 7.- 1994. Рыжова Н.А.Что такое экология?Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников/ Н.А. Рыжова, Ю.Н. Тычина.-Тамбов, изд-во ИПКРО, 1993. Салеев В. А. Эстетическое восприятие и детская фантазия/ В.А. Салеев, О.В. Ивашкевич.– Мн.:НИО, 1999.-126 с. СаморуковаГ.Г.Как знакомить дошкольников с природой? / Г.Г. Саморукова- М.: Просвещение, 1978. СинюковаВ.С. Цветы и пейзажи России: В помощь живописцам/ В.С.Синюкова. – М.: АСТ, 2002. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики / М.Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзеи др.; Под ред. М. Д.Таборидзе. – М.:Педагогика, 1988. – 101с. Эстетическое воспитание в детском саду.-М., 1985. Приложение 1 Методика по выявлению уровней сформированностиэкологических знаний у учащихся. Перечень вопросов: 1.Какие организмы используют как показатели загрязнения? А) животные;Б) лишайники;В) растения. 2.Почему человек создает сады и парки в городе? А) чтобы растения обогащали кислородом воздух; Б) чтобы люди отдыхали и гуляли; В) чтобы было красиво. 3. Какие вещества люди добывают из морской воды? А) морскую соль;Б) сахар;В) рыбий жир. 4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!