Рассмотрев и проанализировав материалы по внедрению новых способов оценивания знаний учащихся, можно сказать, что, введение в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более объективной и качественной обратной связи, эффективно включит учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет отслеживать индивидуальный прогресс.
Современная реформа системы образования и реалии нашей жизни требуют совершенствования методологии и методики оценивания личностных и учебных достижений учащихся.
Разработка проблемы оценки личностных достижений учащихся требует серьезных теоретических и прикладных исследований, тщательного планирования и координации действий всех участников образовательного процесса.
Для обеспечения объективности и надежности оценки учебных достижений необходимо начинать планомерную работу по внедрению тестовых методик оценки учебных достижений школьников в педагогическую практику региона.
Поскольку разработка профессиональных педагогических тестов требует значительных интеллектуальных и материальных затрат их, целесообразно разрабатывать на уровне федеральных и региональных органов управления образованием. Необходимо обеспечить наше учительство надежным, валидным и простым в использовании инструментом педагогической диагностики, который бы облегчал работу педагога, а не создавал ему дополнительные трудности.
Для эффективного внедрения стандартизированных тестов учебных достижений в педагогическую практику региона необходимо разработать и утвердить:
единые унифицированные требования к составлению тестовых заданий;
стандартные требования к тесту как инструментальному средству педагогической диагностики (валидность, надежность и т.д.);
единые требования к технологии проведения тестирования;
общие научно-обоснованные подходы к интерпретации результатов тестирования.
Такого рода стандартизация создаст условия, позволяющие проводить сравнительный анализ результатов тестирования и получать общую картину динамики развития системы образования региона.
Разрабатываемые нормативные требования не должны вступать в противоречие со сложившейся практикой оценивания знаний. Для того,чтобы система стандартизированных тестов выполняла свою организующую и стимулирующую роль, необходимо обеспечить ее преемственность с существующей системой оценивания.
Необходимо организовать систематическое повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы общего среднего образования в области теории и практики использования тестовых методик. Учитель должен достаточно свободно ориентироваться в складывающемся рынке тестовых услуг, определять качество тестов, область их возможного применения, грамотно интерпретировать результаты тестового контроля.
Тестовые методики при всех своих преимуществах имеют целый ряд ограничений и условий при их использовании. Попытки использовать педагогические тестыв областях для них не предназначенных обречены на неудачу.
Наряду с тестовыми, следует активно развивать и совершенствовать другие методики оценки личностных достижений учащихся: профориентационноепсихологическое тестирование, социологические опросы, психологическое консультирование и т.д.
Литература.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: Педагогическое общество России 1999. – 192 с.
«Директор школы» №5, 2000 г., ст. «Школьная отметка:ситмуляторумения илидамоклов меч»?» Г.Ю.Ксензова, с. 49-57
«Директор школы» № 4, 2003 г., с. 19–27
«Директор школы» № 5, 2003 г., с. 33–37
Журнал «Иностранные языки», Осень, 2011г.
Журнал «Иностранные языки», Весна, 2011г.
Закон «Об образовании» РоссийскойФедерации.
КсензоваГ.Ю. Оценочная деятельность учителя, М., 1999.
Левченко И.В.,СамылкинаН.Н. Общие вопросы методики обучения информатике в школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов. – М.: МГПУ, 2003
Пачина, А.Г. Современные формы работы специалиста повышения квалифи-кации. Проблемный семинар [Текст] // Специалист повышения квалификации: современные функции и формы работы: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Т.С. Горбуновой. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. - 80 с. (0,7 п.л.)
СамылкинаН.Н. Построение тестовых заданий по информатике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003
Стандарт основного общего образования по информатике /Новые государственные стандарты школьного образования. - М.:Астель: АСТ, 2004.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогики. 100 экзаменационных ответов.Экспересс-спарвочникдля студентов вузов. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – 256 с.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с.