Общие вопросы понимания государства и права изначально изучались сквозь призму философских, политических, исторических, этических, иных неюридических учений и только со временем стали предметом специальной общей юридической науки – теории государства и права. К формированию теоретического знания привело становление отраслевых юридических наук, которое шло совместно с развитием общества, законодательства, юридической практики. В гражданском, уголовном, государственном праве накопилось достаточно много общих проблем, и постепенно их научное исследование обособлялось в рамках теории государства и права. Поэтому до настоящего времени проблема выявления особенностей теории государства и права в качестве науки упирается в общие вопросы понимания науки, в классификацию наук, выявление отличительных качеств гуманитарных наук отестественных. Целью курсовой работы является изучениезначение теории государства и права. В соответствии с поставленной целью, в ходе работынеобходимо решить следующие задачи: 1.
С сервисом Work5 написание докторской диссертации в Казани станет проще.
.Изучить возникновение теории государства и права как науки. 3.Проанализировать учебную литературу о функциях теории государства и права. 4. Рассмотреть исторический аспект методологии теории государства и права. 5. Проанализировать проблемы методологии. Теоретической основой послужили научные работы ведущих юристов и правоведов. Информационной базой выступили статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы. Для написания курсовой работы были использованы следующие научные методы: аналитический, синтетическийиметод исследований. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, и отражена на 28страницах. 1.Теория государства и права в системе юридических наук 1.1. Возникновение теории государства и права как науки Возникновение идеи правового государства было обусловлено поиском наилучшего государственного устройства, который характерен для всего процесса развития правовой мысли. Приоритетной идеей организации власти была та, согласно которой государство представлялось, как механизм и средство защиты закона, где существует не только развитая система прав и свобод граждан, но и ответственность государства перед ними. Наряду с этим формировались убеждения о неотчуждаемых естественных правах личности, равенстве людей, верховенстве закона. Период конца XIX – начала XX века явил собой величайший прорыв в передовой правовой мысли учёных юристов и государствоведов, юридическая наука жадно обсуждала назревшие проблемы формирования «государства человека», подлинно «законного государства», от Аристотеля и Платона, до Д. Локка, И. Канта и Р. Моля. «Государство-Закон-Человек» - фундаментальная идея, Триглавучения о правовом государстве, его основа, в которую легли научные гипотезы мыслителей этих эпох. Указанную последовательность можно дополнить ещё одним элементом, который по нашему мнению должен стоять иерархически выше «Государства» - «Природа».Следуя учению Д. Локка, который исходил из представления о естественном (догосударственном) состоянии, являющимся состоянием полной свободы и равенства, «естественное состояние имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого.Создаваемые же государством гражданские законы обязаны соответствовать неотчуждаемым естественным правам, таким образом, устанавливаемый государством закон должен быть правовым.В случае же несоответствия позитивного закона естественному – утверждал Локк – нарушения естественных прав, народ, являясь сувереном, вправе оказать сопротивление незаконным действиям государства и создать новую форму, прибегнув при необходимости к восстанию против тирании».1 Локк Дж. Сочинения. В трёх томах. - М., 1988.С264, 310 Таким образом, получили обоснование идеи государства и закона для человека, а именно - была чётко обозначена позиция, согласно которой государство и закон, - охранитель и гарант прав и свобод человека. При этом следует отметить, что с другой стороны человек, как носитель прав и свобод, носитель власти, ответственен перед государством и законом, поскольку «какой бы неограниченной и священной, неприкосновенной она ни была, не переступает и не может переступить границ общих соглашений, а каждый человек может всецело распоряжаться тем, что ему эти соглашения предоставили из его имущества и свободы»2 Литературные памятники - Жан-Жак Руссо - Трактаты 1969. с 173-174 ,и, как справедливо подчеркнул Т.Джефферсон, - «из законов природы», а не в качестве дара, пожалованного верховным правителем.3 ДжефферсонТ. Из письма Д. Картрайту. Источник: Американские просветители: Избранные произведения. –. М.: Мысль, 1969. С25 Именно вследствие поднятия проблемы государства и прав человека западными мыслителями, был обусловлен небывалый расцвет и в прогрессивном движении отечественной правовой теории в России, видное место в которой заняла концепция прав человека и правового государства. В её разработке приняли участие выдающиеся учёные, юристы и мыслители дореволюционного периода. Например, либерально-демократические воззрения Б.А. Кистяковскогосводились к постепенному переходу от монархии к конституционному, правовому государству.В отличие от первой, где социум противопоставляет себя отдельному индивиду, по мнению Б.А. Кистяковского, в правовом государстве возникает проблема взаимоотношения государства и личности, примирение их интересов, разграничение деятельности государства и личности, которое должно быть обеспечено наличием у последних субъективных прав – неотъемлемых гражданских прав и общественных свобод, иначе как в судебном порядке, о чём впервые в английской правовой мысли заявилД. Локк. Приоритетные права и свободы личности, такие как: свобода слова, печати, собраний, союзов, обеспечение права неприкосновенности личности, жилища, тайна переписки, в понимании Б.А.Кистяковскогодолжны были выражаться в единении власти с народом в рамках их общих целей, задач, интересов.
Таким образом, изучив данную тему, использовавлитературу ведущих юристов и правоведов, периодические издания, можно сделать вывод,общие вопросы понимания государства и права изначально изучались сквозь призму философских, политических, исторических, этических, иных неюридических учений и только со временем стали предметом специальной общей юридической науки – теории государства и права. Возникновение идеи правового государства было обусловлено поиском наилучшего государственного устройства, который характерен для всего процесса развития правовой мысли. Приоритетной идеей организации власти была та, согласно которой государство представлялось, как механизм и средство защиты закона, где существует не только развитая система прав и свобод граждан, но и ответственность государства перед ними. Наряду с этим формировались убеждения о неотчуждаемых естественных правах личности, равенстве людей, верховенстве закона. Период конца XIX – начала XX века явил собой величайший прорыв в передовой правовой мысли учёных юристов и государствоведов. Именно вследствие поднятия проблемы государства и прав человека западными мыслителями, был обусловлен небывалый расцвет и в прогрессивном движении отечественной правовой теории в России, видное место в которой заняла концепция прав человека и правового государства. В её разработке приняли участие выдающиеся учёные, юристы и мыслители дореволюционного периода. Проанализировав учебную литературу о функциях государства и права, можно сделать вывод, о том, что зависимости от степени признания тех или иных функций теории государства и права учеными-юристами, их можно условно подразделить на три группы. Первая группа, которую назовем основные функции, – это функции (в том или ином объеме) признаваемые всеми, либо абсолютным большинством авторов учебной литературы. К ним можно отнести – методологическую, гносеологическую и прогностическую функции. Вторую группу составляют менее значимые функции, т.е. те функции, которые выделяют примерно половина авторов и которые не получили всеобщего признания научным сообществом. К ним можно отнести – эвристическую, онтологическую, идеологическую, воспитательную функции. В третью группу можно отнести авторские новации в выделении той или иной функции: описательная, образовательная, систематизирующая, теоретическая, аксиологическая, и др. Изучив возникновение теории государства и права как науки, можно сделать вывод, что возникновение идеи правового государства было обусловлено поиском наилучшего государственного устройства, который характерен для всего процесса развития правовой мысли. Приоритетной идеей организации власти была та, согласно которой государство представлялось, как механизм и средство защиты закона, где существует не только развитая система прав и свобод граждан, но и ответственность государства перед ними. Наряду с этим формировались убеждения о неотчуждаемых естественных правах личности, равенстве людей, верховенстве закона. Период конца XIX – начала XX века явил собой величайший прорыв в передовой правовой мысли учёных юристов и государствоведов, юридическая наука жадно обсуждала назревшие проблемы формирования «государства человека», подлинно «законного государства», от Аристотеля и Платона, до Д. Локка, И. Канта и Р. Моля. Рассмотрев исторический аспект методологии теории государства и права, можно сделать вывод, что ещё Древние греки, введя в научный оборот понятие метода – «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования космоса, т. е. явлений природы, человеческого общества, Вселенной. Они видели в методе подход кизучаемым объекта, планомерный путь научного познания и установления истины. На рубеже Нового времени Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, утверждая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без дороги. В современную эпоху к методу предъявляются большие требования: он должен быть подлинно научным, истинным, т. е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенности предмета изучения, адекватно отражаться в сознании субъекта. Проанализировав проблемы методологии, можно сделать вывод, чтонаиболее значимой проблемой является методология теории правовой системы общества. Сам термин «методология» используется в литературе в различных значениях. По мнению большинства авторов, методологические проблемы юридической науки в настоящее время разработаны слабо, что позволяет говорить об определенных симптомах кризиса современного правоведения. Представляется, что вопрос о методологии теории государства и права – это именно тот общетеоретический вопрос, который с необходимостью требует унификации, сближения позиций ученых. Список использованных источников 1.Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. 2001. № 4. 2. ДжефферсонТ. Из письма Д. Картрайту. Источник: Американские просветители: Избранные произведения. –. М.: Мысль, 1969. 3. Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2004. № 1. 4. Керимов Д.А. Методология права. – М., 2001.
Список использованных источников 1. Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. 2001. № 4. 2. Джефферсон Т. Из письма Д. Картрайту. Источник: Американские просветители: Избранные произведения. –. М.: Мысль, 1969. 3. Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2004. № 1. 4. Керимов Д.А. Методология права. – М., 2001. 5. Кистяковский Б.А. Право как социальное явление. - М., 1911. С 250 6. Коркунов Н.М. История философии права. - М., 1915. 7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М., 2005. 8. Литературные памятники - Жан-Жак Руссо - Трактаты 1969. 9. Локк Дж. Сочинения. В трёх томах. - М., 1988. 10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2009. 11. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. – М., 2007. – С. 24. 12. Общая теория государства и права. Т. 1 / Отв. редактор М.Н. Марченко. – М., 2001. 13. Общая теория права и государства: учебник / под.ред. В.В. Лазарева- М., 2010. 520 с. 14. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. – М., 2005. 15. Чичерин Б.Н. Наука и религия - М., 1901.
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!