Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование работы 5 1.1. Развитие воображения дошкольников 5 1.2. Основные этапы развития воображения дошкольников 6 1.3. Основные формы занятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста 7 Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста 11 2.1. Описание экспериментального исследования 11 2.2. Ход развивающей работы 14 2.3. Результаты экспериментального исследования 19 Заключение 21 Список литературы 23

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
20 страниц
82% уникальность
2013 год
34 просмотров
Агкацева И.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование работы 5 1.1. Развитие воображения дошкольников 5 1.2. Основные этапы развития воображения дошкольников 6 1.3. Основные формы занятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста 7 Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста 11 2.1. Описание экспериментального исследования 11 2.2. Ход развивающей работы 14 2.3. Результаты экспериментального исследования 19 Заключение 21 Список литературы 23
Читать дальше
Актуальность проблемы развития воображения у детей обусловлена потребностью общества в инициативной, творческой личности, которая способна ориентироваться в современных быстро меняющихся условиях, качественно и нетривиально решать существующие проблемы. Воображение способствует решению задач открытого типа, дивергентных задач, которые не имеют однозначного решения и допускают несколько вариантов правильных ответов [5]. Ряд исследователей (Е.Е.Кравцова, О.М.Дьяченко, Р.


Хотите узнать стоимость докторской диссертации в Тюмени ? Заходите на Work5.


.С.Немов) отмечают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Это обусловлено установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипных действий [3]. Вместе с тем, анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности детей младшего школьного возраста позволяет предположить наличие значительных возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности. Объектом исследования является воображение детей старшего дошкольного возраста. Предметом изучения выступает разработка эффективных способов развития воображения детей старшего дошкольного возраста. В качестве гипотезы настоящего исследования выступает предположение о том, что развитие воображения детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективно на интегрированных занятиях, включающих в себя несколько видов деятельности: занятия с использованием творческих заданий, игр или игровых ситуаций. Целью настоящего исследования является нахождение эффективных способов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1) охарактеризовать развитие воображения дошкольников; 2) обозначить основные этапы развития воображения дошкольников; 3) представить основные формы занятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста; 4) описать экспериментальное исследование; 5) представить ход проведенной развивающей работы; 6) описать результаты экспериментального исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психологической и педагогической литературы, сравнение, систематизация, педагогическое наблюдение, тестирование, психологический эксперимент.

Читать дальше
В процессе функционирования воображения дошкольника выделяются два основных этапа [1, 2, 3]: 1. порождение некоторой идеи творческого продукта; 2. создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи. С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике. Такие технологии, как ассоциативное рисование, релаксация, развивающие игры, занятия-сказки, арт-терапия помогают каждому ребенку во время занятия обрести уверенность, психологическую защищенность, внутреннее спокойствие, что отражается в его рисунке. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Важное место в развитии воображения детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, игра на детских музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения. Необычные по своему содержанию и форме интегрированные занятия вызывают большой интерес у детей. Они ведут себя свободно, непринужденно. Когда ребенку интересно, у него появляются знания, умения и навыки, формируется творческое поисковое мышление. В результате проводимых с детьми игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ-РТВ, которые являются основой развивающего обучения, дети преодолели чувство скованности, застенчивости. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, появилось проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Этому способствует ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, а точнее методы и приемы, используемые в дошкольном воспитании.
Читать дальше
1. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1987. – №1. – С. 44-51. 2. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М., Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. – 197 с 3. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 1980. – №2. – С. 107—114. 4. Дьяченко, О.М. Роль слова в развитии воображения дошкольника / О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под.ред. Л.А. Венгера. – М., 1996. – С. 78-96. 5. Обухова, Л.Ф. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте / Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. – 80 с. 6. Стрелянова, Н.И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности: Автореф. дис. … канд.пед.н. / Н.И. Стрелянова. – М., 1964. – 18 с. 7. Dick, A.S., Overton, W.F., Kovacs, S.L. (2005) The development of symbolic coordination: representation of imagined objects, executive function, and theory of mind // Journal of cognition and development, Vol. 6, № 1, pp. 131-161. 8. Matuga, J.M. (2003) Children’s private speech during algorithmic and heuristic drawing tasks // Contemporary Educational Psychology, № 28, pp. 552-572. 9. Matuga, J.M. (2004) Situated creative activity: the drawing and private speech of young children // Creativity research Journal, Vol. 16, Nos. 2&3, pp. 267-281. 10. McMahon, J.A. (2002) An explanation for normal and anomalous drawing ability and some implications for research on perception and imagery // Visual Arts Research, 55, pp. 38-52.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Правовые меры охраны земель от загрязнения
Количество страниц:
20
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Финансово-аналитическая экспертиза АО
Количество страниц:
40
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Судебно -бухгалтерская экспертиза
курсовая работа
Банковские риски: оценка и методы управления
Количество страниц:
45
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
реферат
"Психология семьи" Андреева Т.В.
Количество страниц:
5
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2012
Предмет:
Социальная психология
курсовая работа
"Учет амортизации основных средств"
Количество страниц:
35
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Бухгалтерский учет

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image