Актуальность работы обусловлена очевидной ценностью исторического опыта внешней политики разрядки. Речь шла о коренной перестройке международной системы. История человечества была в значительной мере историей войн, которые требовали все больших жертв. Войны настолько вплелись в ткань истории, что многие стали считать их неизбежным злом, а некоторые даже полагали, что они необходимы. Задача состояла в том, чтобы доказать возможность предотвратить ядерную катастрофу. Это диктовало необходимость изменений в политическом мышлении. Мирное сосуществование виделось в качестве единственно возможной альтернативы ядерной войны. Во всемирной истории 60-е - первая половина 80-х гг.
Для того чтобы купить дипломную работу по политологии не нужно никаких усилий. Просто заполните форму заказа и мы приступим к написанию вашего диплома.
. была временем осуществления научно-технической революции и формирования постиндустриального общества в развитых странах. В отечественной истории 60-е - середина 80-х гг. были временем сложного и противоречивого развития. Это был период, когда во главе государства находился Л.И. Брежнев. В течение двух десятилетий СССР прошел сложный исторический путь: от свертывания либеральных начинаний периода "оттепели" и стабилизации до неуклонного скатывания в состояние экономической стагнации, массовой коррупции управленческих кадров, все большего отрыва официальных идеологических установок от общественной практики. Реформа 1965 г. в конечном счете обернулась укреплением планово-приказных рычагов центрального управления, позиций ведомственной бюрократии. Более успешно осуществлялась международная деятельность. У брежневского руководства было два больших достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика "разрядки" начала 70-х гг. Однако и внешняя политика СССР носила противоречивый характер: шаги по укреплению мира перечеркивались авантюрами, подрывавшими международный авторитет СССР (чехословацкие события 1968 г., вторжение СССР в Афганистан в 1979 г.) Таким образом, двойственность внутренней и внешней политики СССР выразилась в борьбе двух противоположных тенденций - консервативной и прогрессивной, что в конечном счете привело к неизбежности кризиса административно-командной системы, оказавшейся неспособной обеспечить эффективное решение новых задач, вставших перед страной в эпоху ускорения научно-технической революции.1 Зуев М.Н. История России –М., 2003г Цель работы – рассмотреть политику "разрядки". Задачи: Рассмотреть идеологию политики "разрядки", Изучить основные направления политики "разрядки", Выделить итоги политики "разрядки". 1. Отношения с западноевропейскими странами Отношения с западноевропейскими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. «Длинный мир» в международной системе воплотился в форме «конфронтационной стабильности» – исторически протяженного и устойчивого состояния отношений между великими державами, для которого было характерно сочетание регулируемого противостояния СССР и США с их сознательным стремлением избежать ядерной войны.. Несмотря на чередование волн снижения и роста международной напряженности, состояние конфронтационной стабильности в целом сохранялось с окончания карибского кризиса 1962 г. до распада биполярности в 1991 г. 2 Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век – М., 1996г Применительно к 60-м годам конфронтационная стабильность выражалась в активизации диалога между СССР и США, сближении их позиций по проблемам контроля над вооружениями и международной ситуации в Европе на фоне высокого уровня конфликтности в региональных подсистемах – прежде всего восточноазиатской (война США во Вьетнаме, советско-китайский конфликт) и ближневосточной (арабо-израильская война). Интенсивность конфликтов на периферии, в которые СССР и США было вовлечены, мало сказывалась на глобальном советско-американском диалоге. Основное внимание советских и американских политиков снова стали занимать европейские дела и вопросы контроля над вооружениями.3 История дипломатии Электронная версия одноименной книги под редакцией В.П. Потемкина http://www.diphis.ru/perviy_neftyanoy_shok-a1428.html Ситуация в Европе оставалась сложной. Карибский кризис индуцировал перемены в отношениях США с государствами Западной Европы, которые, как во время корейской войны, снова ощутили себя заложниками противостояния Москвы и Вашингтона. Особенно сильно влияние кризиса сказалось на политике Франции. От внимания Ш. де Голля не укрылось то обстоятельство, что во время кризиса американская сторона не вела консультаций с союзниками по НАТО, а только информировала их о своих шагах в той мере, в какой находила это нужным. Это не имело ничего общего с партнерством, как его понимали французские руководители разрядка во взаимоотношениях между СССР и Францией. Президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966—1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 г. В этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.
Основной причиной неудачи с разрядкой явилось существование непримиримых противоречий между государственными идеологиями СССР и США и разных подходов к разрядке. Советское руководство, равно как и администрации Никсона – Форда – Картера, никогда не пыталось подвергнуть сомнению свою собственную аргументацию. Курс на разрядку осуществлялся параллельно с расширением военной и дипломатической активности в «третьем мире». При этом у обеих стран сохранялось совершенно различное видение развития мировой истории и своего места в ней, а их мышление оставалось в основном конфронтационным. Большой ущерб делу разрядки нанесли события в «третьем мире» (Ангола, Эфиопия, Сомали, Йемен, Афганистан). Внутриполитический тыл политики разрядки в США был подорван «уотергейтским» скандалом, который резко снизил способность администрации США (Никсона и Форда) проводить последовательный курс в советско-американских отношениях. Сыграл свою роль и серьезный экономический кризис 1974-1975 годов. Политика ограничения эмиграции из СССР, преследование диссидентов и связанные с этим эксцессы, получившие громкий общественный резонанс на Западе, наносили большой ущерб процессу разрядки. Отсутствие широких контактов между парламентами и общественностью обеих стран, а также в торговых, культурных и научных областях препятствовало формированию материальной и социально-политической базы разрядки. Это мешало поискам развязки в весьма эмоциональной для обеих стран сфере – вокруг проблемы прав человека – и нейтрализации многих стереотипов «холодной войны». Наоборот, непонимание друг друга только усиливалось. Важным фактором в подрыве разрядки в советско-американских отношениях играло и то обстоятельство, что она все больше зависела от процесса ограничения стратегических вооружений, то есть она имела сравнительно узкую базу для развития сотрудничества. . Отсюда общий вывод: военная разрядка не могла существовать одна без разрядки политической. А отсутствие прочного политического консенсуса в США в пользу поддержки разрядки явилось одной из основных причин ее неудачи. В целом же значение разрядки в 70-е годы не следует недооценивать. Она прежде всего показала миру отсутствие фатальной неизбежности непрерывного конфронтационного противостояния двух сверхдержав, двух социально-политических систем. Она значительно уменьшила риск ядерного столкновения. В этот период были заключены важнейшие соглашения и достигнуты серьезные договоренности по военным вопросам. Процесс переговоров по ограничению стратегических вооружений все прочнее входил в повестку дня отношений обеих держав. Все это было, несомненно, успехом как американской, так и советской внешней политики. Но, к сожалению, в целом разрядка 70-х годов оказалась не только неполной, но и непрочной, недолговечной.
Зуев, М.Н. История России /М.Н. Зуев. М., 2003. – 90 с. Провоторов,В.Д. Метод анализа проблем военной безопасности /В.Д.Провоторов. -М., 1996. Данилов, А.А. История России XX век /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М., 1996. История дипломатии. Электронная версия одноименной книги./ Под ред. В.П. Потемкина. Наринский, М.М. История международных отношений . 1945-1975: учебное пособие / М.М. Наринский. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. - 264 с. http://www.diphis.ru/perviy_neftyanoy_shok-a1428.html
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!