Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Конкурентоспособность предприятия и пути его повышения

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Менеджмент
Страниц
70
Год сдачи
2013
Оглавление
Введение 2 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 5 1.1. Теории конкурентоспособности фирмы и её конкурентных преимуществ 5 1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия 14 1.3. Значимость конкурентных преимуществ предприятия 21 2. Оценка конкурентоспособности ЗАО «Компания Тройка Сталь» 30 2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 30 2.2. Анализ конкурентной среды и конкурентных преимуществ предприятия 43 2.3. Оценка конкурентоспособности продукции 47 3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ЗАО «Компания Тройка Сталь» 54 3.1. Основные направления повышения конкурентоспособности 54 3.2. Конкретные меры 56 3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 64 Заключение 70 Список использованной литературы 74
Введение

Достижение и удержание конкурентных преимуществ – основная стратегическая цель любой организации. Конкуренция все больше становится борьбой не ресурсов, а стратегий, и инвестиции компаниями все чаще направляются на создание ключевых компетенций и обеспечение своих динамических способностей. Все большую роль играют инновационный потенциал, способность порождать более эффективные стратегии и постоянно развивать компанию, обновляя ее структуру и ключевые бизнес-процессы в ответ на вызовы внешней среды. Ряд авторов в современной экономической литературе приравнивают понятия «конкурентоспособность», «конкурентоустойчивость», «конкурентный потенциал», «потенциал конкурентоспособности», «конкурентоспособный потенциал», которые, несомненно, являются неравными понятиями по сути.


Не получается курсовую работу написать ? Поможем справиться и с этим.


. Остается открытым вопрос о рассмотрении конкуренции на разных уровнях хозяйствования, об отличиях перечисленных понятий, об инструментарии для их измерения, оценки и анализа. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, по оценке экспертов, находится в настоящее время почти на нулевом уровне. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из актуальных проблем состояния экономики России — управление конкурентоспособностью предприятия на основе использования современных знаний об основах составляющих экономической категории «конкурентоспособность», факторах и условиях, влияющих на нее, и методологии планирования, оценки, анализа и контроля конкурентоспособности в условиях становления отечественной экономики на рыночную основу. Основной отличительной чертой переходного периода является протекание процесса реформирования путем политико-административного воздействия на его направление. Переход к рынку, конкуренция между предприятиями являются мощным фактором реального роста эффективности производства. Вместе с тем, в реальных условиях российской экономики в процессе деятельности новых экономических структур повышается фактор неопределенности и увеличивается коммерческий риск, связанный с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными операциями, коммерцией. Поэтому предприятиям необходимо контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями товаров-аналогов, поставщиками и потребителями. Концепция обеспечения конкурентоспособности исходит из необходимости ускоренного удовлетворения требований рынка, насыщения его товарами первоочередного или повышенного спроса, создания условий для достойного выхода на внешний рынок и выживаемости предприятия в условиях жесткой конкуренции. Современная жизнь требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Конкурентный рынок стимулирует производителей выпускать товары с минимальными издержками (оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы); формирует условия для выпуска только тех товаров, которые необходимы обществу, пользуются спросом. Иными словами, конкурентный рынок можно рассматривать как наиболее эффективную модель организации хозяйственной жизни. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надёжность, инновационность продукции. Конкуренция должна заинтересовать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него – на меняющиеся потребности, повышение качества продукции. В данном аспекте, маркетинговые исследования, представляющие собой систематический сбор, регистрацию и анализ данных по проблемам, относящимся к рынку товаров, незаменимым при принятии управленческих решений. В ходе маркетинговых исследований определяется весь комплекс побудительных факторов, которыми потребители региональных рынков руководствуются при выборе товаров; дается оценка данных, необходимых для обеспечения конкурентного преимущества на рынке; определяются пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. Таким образом, тема данного дипломного проекта является актуальной в свете обострения конкурентной борьбы. Целью работы является изучение конкурентоспособности предприятия и пути ее повышения. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия; - изучить факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия; - провести оценку конкурентоспособности организации; - предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности организации. Объект исследования - ЗАО «Компания Тройка Сталь». Предмет исследования – конкурентоспособность организации. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых: Филонович С. Р., Самостроенко Г.М., Грушенко В.И., Фомченкова Л.В. и др. При выполнении работы использовались методы экономического и системного анализа, логические и графические методы, классификация, сравнение, группировка. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

Исходя из целей работы, были изучены теоретические аспекты конкурентоспособности, дана характеристика предприятия и окружающей экономической среды, выполнена оценка перспектив рынка по направлениям деятельности, выработан комплекс технических и организационных мероприятий по использованию внутренних резервов для реструктуризации, освоения новых направлений развития и приобретения конкурентных преимуществ в существующих сферах деятельности. В рамках разработки мероприятий повышения конкурентоспособности ЗАО «Компания Тройка Сталь» предложено осуществить реструктуризацию предприятия с образованием двух зависимых предприятий ООО «Конструкция» и ООО «Энергоэкомаш». Стратегической задачей ООО «Конструкция» является наряду с выполнением собственных заказов, работа по раскройке Конкурентоспособность предприятия, как его потенциальное качество, включает: 1. способность своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. 2. способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по соотношению цена-качество; 3. способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства — капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией и т.п. на единицу продаваемой продукции; 4. способность к созданию и удержанию технологического превосходства над другими членами отраслевого сообщества; 5. способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций. Оценивая существующее положение на предприятии необходимо отметить: - предприятие занимает лидирующее положение в регионе по производству профиля и непрерывно увеличивает объёмы производства; - существует развитая производственная база для изготовления металлоконструкций и изделий из черных и цветных металлов; - реализация метизной продукции теряет свою привлекательность как самостоятельное направление деятельности, причины заключены в создание собственной сбытовой сети производителя ОАО «Северсталь-Метиз» (изменение удельного веса товарной продукции с 10% до 5% от общего объёма); - производство моечных и очистных станций является самостоятельной разработкой ЗАО «Компания Тройка Сталь» и на сегодняшний день продукция является широко востребованной на отечественном рынке, дальнейшим развитием является создание торговой марки и непрерывного совершенствования оборудования и систем (изменение удельного веса товарной продукции с 20% до 23% от общего объёма); На данный момент в качестве конкурентных преимуществ необходимо выделить следующие: - наличие собственной производственной базы, зданий и сооружений, оборудования позволяет обеспечить существующие производство и рассматривать возможности расширения; - производство моечных и очистных станций является особенно прибыльным и востребованным, в связи с ужесточением экологического законодательства и обязательных экологических экспертиз всех вновь вводимых производств. Предприятие имеет собственные технические решения позволяющие конкурировать как в продуктовом, так и ценовом отношениях; - постоянной обновление технической базы, повышение квалификации и система мотивации персонала позволяет регулярно разрабатывать и реализовывать продуктовые инновации, постоянно обновляя товарный сортамент продукции. Основные направления для увеличения конкурентных преимуществ заключаются: - осуществление капиталовложений для технического перевооружения и расширение производства металлоконструкций и изделий, как для собственных нужд, так и для сторонних организаций, а также участие вновь образованного ООО «Конструкция» в конкурсах и тендерах на проведение работ; - комплектование произведённого профиля необходимым количеством крепежа-метизов, что с одной стороны позволит сохранить объёмы продаж метизной продукции (падение за 2012 год 100%), с другой обеспечить ожидания клиентов по сервису продаж; - организовать дочернее предприятие ООО «Энергоэкомаш» профилирующееся на производстве моечных и очистных станций и энергооборудования. Цель вывода производства из состава ЗАО «Компания Тройка Сталь» является создание собственной торговой марки, а также использование технических решений специалистов предприятия для патентирования и использования в качестве нематериальных активов; - увеличение сортамента и снижение затрат на производство продукции является важным конкурентным преимуществом, что будет достигнуто за счёт реализации проекта освоения технологии плазменной резки на ООО «Конструкция». Данный проект является целевым под производство работ на ОАО «ЧерМК» по разделке черных и цветных металлов, как готовой продукции, так и металлолома (технические параметры установки полностью соответствуют технологическим требованиям). Реализация данного проекта обеспечит снижение затрат на производство в размере 22 181 584,10, т.е на 22 %; - совершенствование сбытовой политики в части предоставления скидок и бонусов при своевременной оплате продукции обеспечено проектом снижения кредиторской задолженности. Прямой экономический эффект 361,45 тыс.руб. будет получен за счёт высвобождение оборотных средств, косвенный же эффект – оптимизация сбытовой политики. Можно предположить, что рекомендации на основе данной работы будут способствовать не только сохранению стабильного положения предприятия, но и позволят перейти на новый этап развития.

Список литературы

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы ,Учебное пособие. М.: Типография "Новости", 2000. - 255 с. 2. Акинин С.А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 144с. 3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 215с. 4. Белковский А.Н. Основа успешных стратегий // Менеджмент в России и за рубежом – 2012. - №1. 5. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2005. – 432 с. 6. Бясов К.Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии предприятия // Финансовый менеджмент. – 2013. - №4. 7. Воробьев А.Д. Методология стратегического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - №6. 8. Вишневская О.В. Направленность стратегического развития предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - №5. 9. Гусаров А.В. Определение миссии организации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. - №3. 10. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом: Серия «Высшее образование» / Ю.В. Гордиенко, Д.В.Обухов, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 352 с. 11. Гликсон К. Оптимизация персональной деятельности: как организовать труд, чтобы сделать больше, а работать меньше: пер. с англ. А Марансиди. – М.: Олимп-Бизнес, 2011. - 288 с. 12. Грушенко В.И., Фомченкова Л.В. Выбор стратегии реструктуризация предприятия в условиях экономического кризиса // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - №01. 13. Гранкина Н.А., Попов Е.В. Разработка внешнеэкономической стратегии сбыта продукции // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. - №3. 14. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. – М.: Финпрес, 2010. – 384с. 15. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов/ Российский гуманитарный ун-т; Под ред. И.Н. Архиповой. – М.: Приор, 2011, 384 с. 16. Кислова Ю.А. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - №1. 17. Котлер Ф. Маневры маркетинга. Олимп-Бизнес, 2003.- 224 с. 18. Лафта Дж. К. Разработка управленческого решения: Учебник / Дж. К. Лафта, Б.Г. Литвак. – М.: Дело, 2003. - 392 с. 19. Макаревич Л.М. Управление эффективностью компании: (надежная гарантия прибыльности бизнеса). – М.: Вершина, 2011. – 192с. 20. Муэрс Роджер. Эффективное управление. Практическое руководство. М.: Финпрес, 2012. - 127 с. 21. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия»/ - Под. Ред. Проф А.С. Пелиха. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512 с. 22. Пилипенко Н. Н. Сущность и понятие конкурентоспособности в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 4. 23. Портер М. Конкурентная стратегия. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Альбина Паблишер, 2011. – 454с. 24. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. Пособие для вузов/ Всероссийский заочный финансово-экономический институт. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 140 с. 25. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации»/ З.П. Румянцева, Н.Б. Филинов, А.И. Наумов – М.: ИНФРА-М, 2010, 326 с. 26. Самостроенко Г.М. Маркетинг стратегии развития // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. - №1. 27. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 271 с. 28. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 248 с. 29. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2011. - 304 с. 30. Самыгин С.И. Основы управления персоналом. Серия «Учебники и учебные пособия» / С.И. Самыгин, М.С. Зайналабидов, З.Г. Макиев, Д.В. Обухов . – Ростов-на-Дону: Феникс. - 2001. 31. Чуев И.Н. Экономика предприятия: Учебник. / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004 – 416 с. 32. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. - 463 с. 33. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2004. - 396 с. 34. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. Энциклопедия, 2003. - 785 с. 35. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. М.: Инфра-М, 2003. - 387 с. 36. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Ковалевой А. М. М.: Ифра-М, 2003. - 284 с. 37. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Самсонова Н. Ф. М.: Инфра-М, 2012. - 351 с. 38. Холт Р. Н. Основы финансового менеджмента М., 2003. - 469 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!