Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Понимание свободы человека в книге Бенедикта Спинозы "Этика".

Тип работы
реферат
Группа предметов
Предмет
Философия
Страниц
15
Год сдачи
2013
Оглавление
Введение 3 1. Биография Бенедикта Спинозы 4 2. Монистическое учение Спинозы 5 3. Учение Спинозы о свободе 9 Заключение 16 Список литературы 18
Введение

Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) был последователем и продолжателем французского философа и математика Рене Декарта. Благодаря Спинозе философское направление Декарта, которое назвали «картезианством», получило новые идеи и новое развитие. Философия Спинозы противопоставила дуализму Декарта принцип монизма. Спиноза опроверг представление о мышлении, как об особой субстанции. Монизм Спинозы – философия пантеистического характера: Бог отождествляется с природой. Происходит слияние Бога, идеального и материального в одну цельную субстанцию, не имеющую ни начала, ни конца. Этой субстанции не нужно никаких причин для возникновения – она сама себе причина, и ее не может вместить сознание. Бог, образ которого рисует философия Спинозы, это нечто единое и неразделимое со всей вселенной, с природой, он не имеет личности. Существо Бога у Спинозы – некая Сущность, которая проявляет себя в бесконечном количестве атрибутов. Начало главного труда Спинозы «О Боге» начинается с философской трактовки понятия бытия. Единственным принципом порядка мироздания являются причины и следствия неких «внутренних законов», по которым живет единая субстанция. У единой субстанции есть два важнейших признака - это протяжение и мышление. Таким образом, получается, что человеческое мышление является частным случаем мышления субстанции, то есть некоего единого мышления, которое философ описывает в виде «самосознания природы». Единая субстанция, единое («моно») мышление, - все эти концепты составляют сущность монизма Спинозы. У человека есть возможность постижения хода процесса мирового развития, для того чтобы привести свою жизнь, свои желания и свои поступкив соответствие великим мировым целям. Человек обладает тем более совершенным мышлением, чем более оно разностороннее, чем с большим числом вещей и явлений окружающего мира взаимодействует человек. Философское учение Спинозы базируется на теории субстанционального единствамира. Концепция Спинозы основывается на диалектическом понимании мироздания: единство конечности и бесконечности, единство свободы и необходимости и т.д. Именно Спиноза – автор широко известной формулировки: «Свобода - есть вынужденная необходимость». 1. БиографияБенедикта Спинозы Бенедикт Спиноза - голландский философ, рационалист, натуралист, один из наиболее известных представителей так называемой философии Нового времени. Латинское написание имени Бенедикта Спинозы - Benedictus de Spinoza. Его подлинное еврейское имя - Барух Спиноза. Он родился 24 ноября 1632 года в ортодоксальной еврейской семье в голландской столице Амстердаме. Спиноза учился в религиозной еврейской школе «Эц Хаим». Он познакомился там и с произведениями известных еврейских философов, и с трудами мусульманских ученых. Бенедикт Спиноза был настоящим полиглотом: он знал латинский и греческий язык, разговорный и литературный еврейский, то есть иврит, а также говорил практически на всех основных европейских языках, таких, как французский и итальянский, испанский, португальский, голландский. После исключения в 1656 году из еврейской общины Амстердама за отход от иудаизма и нетрадиционные взгляды Спиноза продолжил обучение в частном колледже, где познакомился с различными философскими школами, в том числе с философией Декарта, которая оказала серьезное влияние на формирование его философских взглядов. Так как вокруг Спинозы собрался круг его друзей и учеников, муниципальные власти Амстердама объявили его «угрозой для благочестия и морали» и ему пришлось уехать сначала в деревню Рейнсбург близ Лейдена, затем в городок Ворбюрг, расположенный неподалеку от Гааги. В изгнании Спиноза написал свои философские произведения, в том числе «Этику», в которой были сформулированы главные принципы его философской теории. Скончался Бенедикт Спиноза в Гааге 21 февраля 1677 года. 2. Монистическое учение Спинозы Метафизика Спинозы, так же как и у других рационалистов семнадцатого века, является попыткой установления некоторых неизмененных и вечных принципов всего сущего. Метод, используемый при этом, определяется Спинозой как геометрический, что обусловлено завышенной оценкой математики и ее способов познания и изложения. Философские взгляды Бенедикта Спинозы во многом близки с философией Рене Декарта. Строит он свою философию, как и Декарт, на основебезусловно достоверных, аксиоматических положений. Спиноза написал шесть фундаментальных работ, и одна из них, написанная в 1663 году, называется «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом». Философия, основанная на теории Декарта, получила название картезианства - по имени Декарта, которое в латинизированном варианте звучит как Картезий (Cartesius). Спинозу, наряду с Лейбницем и Мальбраншем, традиционно именуют «тремя великими картезианцами». Свою «Этику» он начинает с дефиниций, как простых и ясных определений, далее формулирует аксиомы, которые трактует как интуитивно истинные и достоверные положения, из них дедуктивным путем выводит теоремы. Такое движение мысли Спиноза выдает за «строго научное» постижение проблемы, хотя ему самому не всегда удается строго последовательное соблюдение требований данного метода.

Заключение

Оригинальность учения Спинозы состоит в истолковании им добродетели как состояния свободы. Не «скорбь мира сего», осознание греховности или вины, но радостное спокойствие духа является главным мотивом философии жизни Спинозы. В философии Спинозы тесно переплетены этика и религия. Учение его есть попытка построения рациональной, универсальной системы. Из-за такого подходавзгляды Спинозы получили особенное распространение среди либерально настроенных людей науки и искусства. Например, сторонником взглядов Спинозы был Эйнштейн. Его учение вдохновляло таких поэтов, как Гёте и Вордсворт. Не напрасно получилось так, что жизнь Спинозы хронологически совпала с началом эпохи Нового времени. Философию Спинозы можно назвать синтезом научных идей эпохи Возрождения и наследием философов - стоиков, платоников, неоплатоников и схоластиков. Бенедикт Спиноза создал учение, которое без преувеличения стало одним из важных этапов развития мировой философии. Взгляды Спинозы серьезно повлияли на таких мыслителей XVIII-XIX веков, как Дидро, Гегель, Шеллинг, Фейербах и многие другие. Спинозу называют «отцом свободомыслия». У всех последующих революционных прогрессивных мыслителей обнаруживаются мысли, развивающие учение Спинозы, и всех этих философов можно отнести в категорию его сторонников и последователей. Спиноза был первым философом Нового времени, который стал создателем глубоко обоснованного учения о том, что природа несотворима и вечна, что она бесконечна и существует на основании всеобщих закономерностей. Теоретические открытия Спинозы предвосхитилидиалектические положения, которые были развиты в дальнейшем философии диалектического материализма. Любую исследуемую им область окружающей действительности Спиноза изучал со строго научных позиций. Философское учение Спинозы является одним из этапов не только в развитии философии, но и в развитии человеческой мысли вообще.

Список литературы

Новый Завет. Евангелие от Иоанна. Апресян Р.Г. Из истории европейской этики нового времени (Этический сентиментализм). М.: МГУ. 1986. Беленький М.С. Спиноза: Молодая гвардия; Москва; 1964 Большаков В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней: Учебное пособие / Под ред. В. П. Большакова. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2003. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., Знание, 1972 Зеленкова И.Л., Е.В. Беляева Этика. Учеб. пос. для студентов вузов.- Минск: ТетраСистемс, 2000. Концепция морали в этическом интеллектуализме Нового времени // Этическая мысль. Вып. 2 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2001. Майданский А. Д. Категория существования в «Этике» Спинозы. // Вопросы философии. 2001.- № 1. Спиноза Б. Сочинения в двух томах. - СПб., Питер, 1999. Фишер К. История новой философии. Т. II. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. Перевод С.Л. Франка. СПб., 1906. Эмдин Н.В. Этика Гегеля.-Л., 1966.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!