В последнее время вопрос оценки компетенции сотрудников тесно связывается с понятием корпоративной культуры как одной из составных этой самой компетенции. Многочисленные исследования доказывают, что успешные компании характеризуются высоким уровнем корпоративной культуры, который формируется в результате усилий, направленных на развитие духа корпорации на благо всех заинтересованных сторон.
Корпоративная культура — это комплекс элементов предприятия, которые выделяют его среди других, направленные на формирование благоприятного микроклимата, имиджа и основываются на системе ценностеи? работников с целью достижения ими максимальных показателей эффективности работы.
Из этого определения можно сформировать основную цель существования корпоративной культуры на предприятии — мотивация работников к эффективному труду.
Важной составляющей исследования корпоративной культуры предприятия является определение ее структурных элементов, типов, механизма формирования и роли в процессе корпоративного управления.
Различают две группы видов корпоративной культуры:
• традиционные (адаптивная, ориентированная на результаты, клановая, бюрократическая, — типология Дж. Зоненфельда);
• нетрадиционные (манипулятивная и гармонизирующая).
На сегодняшний день корпоративная культура играет важную роль в системе управления персоналом предприятия и рассматривается как стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все его подразделения и всех работников на общие цели, повышать инициативу, обеспечивать преданность общему делу, облегчать общение.
Корпоративная культура каждого предприятия имеет два уровня:
• внутренний;
• внешний.
Внутренний уровень представляет собой совокупность норм, ценностей, традиций, взглядов, которые часто подлежат формулировке и бездоказательно принимаются и разделяются всеми членами коллектива.
Внешний уровень корпоративной культуры является визуальным отображением внутренней философии предприятия и состоит из:
• визуальной айдентики (логотип, слоган, девиз, корпоративная форма одежды, стиль офиса и т.д.);
• документального закрепления норм организационной культуры (корпоративный кодекс);
• корпоративных изданий;
• праздничных мероприятий.
Кроме того, к компетенции относятся еще и такая категория как умение применять сотрудником свои знания на практике. Это означает, что компетенция — это не просто образование, а также не только знания, какими владеет тот или иной сотрудник, — это комплекс из знаний, умений и навыков, которые сотрудник успешно реализовывает на практике.
Одной из форм оценки компетенции сотрудников является их аттестация.
Периодическое проведение аттестации обеспечивает объективную оценку результатов деятельности государственных служащих по выполнению закрепленных за ними обязанностей и установление (с учетом квалификации, деловых и личных качеств) их соответствия занимаемым должностям, способствует выявлению перспективных, энергичных, творчески мыслящих и инициативных работников для включения в резерв для выдвижения на вышестоящие должности. На основе результатов аттестации разрабатываются предложения по совершенствованию работы с кадрами, повышение эффективности труда как отдельных исполнителей, так и коллективов учреждений организаций в целом.
Основной документацией, которая сопровождает процесс аттестации, является:
- график проведения аттестации;
- аттестационный лист;
- характеристика на сотрудника;
- протокол заседания.
Предложена методика определения уровня компетентности работников является не только одним из вариантов оценки деловой результативности и социальной эффективности работников. Оценка компетентности открывает следующие возможности. Во-первых, позволяет коучу сформировать планы личного развития, которые призваны нивелировать разрыв между растущими профессиональными требованиями и имеющимся уровнем компетенции каждого работника. Во-вторых, работники, получая подробную информацию о собственном уровне компетентности, осознают, в каком направлении необходимо улучшать свои профессионально-квалификационные характеристики, социально-психологические и морально-этические качества. В-третьих, оценка компетентности позволяет выявить ключевых работников, от которых зависит социально-экономический результат деятельности предприятия.