Вопросы взаимодействия языка и мышления всегда выдвигались на одно из главных мест в языкознании. Это, в свою очередь, привело к познавательной деятельности человека. Вследствие когнитивного подхода стало возможным соединить языковые явления с ментальной репрезентацией действительности. В этом подходе основой выступает концепция знаний, в которых проявляется категоризация внеязыковой действительности. Данная деятельность создается в процессе познавательной деятельности человека. Очевидно, что для человека безгранично познание окружающего мира, что оправдывает одновременное развитие семантического пространства с процессом познания человеком окружающего мира. Говоря о познавательной деятельности человека за последнее время, можно отметить тот факт, что лингвисты считают необходимым проанализировать более тщательно взаимодействие языковых подсистем и фрагментов реальной действительности. Как известно, что одной из функций языка является хранение и передача информации, знаний о мире, имеющихся у человека. Благодаря умственным процессам возможно соотнесение языковой подсистемы и фрагмента действительности.
Хотите узнать сколько стоит заказать курсовую работу в Иркутске ? Рассчитайте на нашем онлайн-калькуляторе.
. Другими словами, в языковых единицах отражаются явления действительности, и любое изменение подобных явлений находит свое прямое выражение в языковых подсистемах. В процессе мыслительной деятельности человек создает ментальные пространства. Они образуются в процессе речемыслительной деятельности в качестве отражения нашего восприятия действительности. В свою очередь, восприятие окружающего мира органами чувств позволяет формировать в сознании человека некоторые концепты. Данную способность языка в обеспечении доступа ко всем концептам принято считать устойчивой. В данной курсовой работе представлены примеры компонентов лексико-грамматического поля "слышать", которое состоит из блоков лексики, отражающей основные аспекты слухового восприятия человеком окружающей действительности. Целью курсовой работы служит описание роли слухового восприятия в понимании текста, а также практическое рассмотрение лексико-грамматического поля слухового восприятия в немецком языке на примере романа Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен». Согласно цели исследования выделяются следующие задачи: • определить роль слухового восприятия в познавательной деятельности человека; • рассмотреть лексико-грамматическое поле значения «слышать»; • проанализировать основные лексические единицы данного поля на примере романа «На западном фронте без перемен». Методологической основой данного исследования служат теоретические положения и принципы, выдвинутые в трудах Г. Щура, Е. В. Гулыга, Шендельса, Й. Трира, Г. Ипсена, являющихся основоположниками полевой структуры языка, и лексико-грамматического поля, в частности. Выбор тематики данной работы мотивирован актуальной ролью звука в языке – именно звук как один из основных воспринимаемых сигналов играет важную роль в познании человеком окружающей действительности. Рассматривая структурный подход к изучению языка, был проведен концептуальный анализ, выявляющий характеристики концепта "слышать/слушать" в словах лексико-грамматического поля. Также важным моментом являлся контекстуальный анализ, благодаря которому удалось обнаружить сочетаемостные характеристики лексических единиц сферы слухового восприятия. Практическое значение исследования состоит в том, что разработана модель описания лексико-семантического поля, который позволяет представить слуховую картину мира в различных ее аспектах в немецком языке. Материалы исследования могут использоваться в лекционных курсах по лексикологии немецкого языка, в специальных курсах по лингвокультурологии и стилистике немецких текстов.
Автор используют лексические единицы, связанные с глаголом «слышать» переплетают весь рассказ. И это не случайно. В годы войны солдатам приходилось несладко, что отражено в лексических моделях, встречающихся в данном тексте. Концепция глагола «слышать» подразумевает способность воспринимать мир в слуховом формате. Это целенаправленный процесс, который ведет к передчае информации и донесению важной семантики. Различные системы и подсистемы человека в разной мере автономны и в разной мере взаимодействуют друг с другом. Чем проще система, тем она более автономна; чем сложнее – тем менее автономна. Наиболее автономно восприятие. Чистое восприятие происходит само собой, независимо от деятельности других систем. Действительно, можно видеть или слышать что-либо, находясь при этом в совершенно неподвижном состоянии, ничего не желая, не думая, не чувствуя и не говоря. Исключение составляют те случаи, когда мы хотим что-то воспринять и актом воли приводим соответствующий орган в такое положение, когда восприятие с его помощью становится возможно. В тексте романа «На Западном фронте без перемен» появляются следующие глагольные варианты лексико-грамматического поля «слышать»: 1) обладать способностью слышать; 2) слышать какие-либо звуки, речь; 3) слушать (звуки, речь); 4) вслушиваться во что-то (обычно о тихом). Однако, благодаря проведенному анализу, можно сделать вывод о том, что основными средствами выражения лексико-грамматического поля «слышать» в вербализации слухового восприятия в изучаемом немецком тексте также являются: - глагольные номинации (h?ren, anh?ren, hinh?ren, lauschen, zuh?ren, horchen, vernehmen); - устойчивые глагольные словосочетания c существительным das Ohr (die Ohren) (die Ohren spitzen, lange Ohren machen, die Ohren aufsperren, zu Ohren kommen, ganz Ohr sein); - прилагательные, обозначающие звуковые характеристики (laut, ger?uschvoll, vernehmbar, ohrenbet?ubend; leise, ger?uschlos, unh?rbar, lautlos,still,verhalten, kaum vernehmlich); - ряд существительных, которые репрезентируют звуковой объект и имеют в значении сему звучания (der L?rm, der Laut, das Ger?usch, der Klang, der Ton, der Schall).
1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М.: Логико-семантические проблемы, 1976 2. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. – М.: Просвещение, 1969 3. Краснова И.Е., Марченко А.М. Лексическое и грамматическое в слове // Филологические науки. – 1982. – №3. С. 51-60 4. Моисеева С.А. Семантическое поле глаголов восприятия в западно-романских языках: монография. – Белгород, 2005. – 248 с. 5. Молчанова Г.П. О взаимодействии грамматики и лексики // Иностранные языки в школе. – 1977. – №2. С. 16-23 6. Эрих Мария Ремарк. На Западном фронте без перемен (перевод с немецкого). – 1928. – 215 с. 7. Erich Maria Remarque. Im Westen nicht Neues. – 1928. – 215 с. 8. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4634 (Характеристика понятия «лексико-семантическое» поле)
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!