Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Лексика сферы слухового восприятия (на материале романа Э. М. Ремарка "на западном фронте без перемен").

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Лингвистика
Страниц
30
Год сдачи
2013
Оглавление
Введение 3 Роль слухового восприятия в лингвистике 6 2. Лексико-грамматическое поле 8 2.1 Понятие лексико-грамматического поля 8 2.2.Представление лексико-грамматического поля в трудах лингвистов 9 3. Значение «слышать» по лексико-грамматическому полю (на примерах из романа «На Западном фронте без перемен») 15 Заключение 24 Список литературы 26
Введение

Вопросы взаимодействия языка и мышления всегда выдвигались на одно из главных мест в языкознании. Это, в свою очередь, привело к познавательной деятельности человека. Вследствие когнитивного подхода стало возможным соединить языковые явления с ментальной репрезентацией действительности. В этом подходе основой выступает концепция знаний, в которых проявляется категоризация внеязыковой действительности. Данная деятельность создается в процессе познавательной деятельности человека. Очевидно, что для человека безгранично познание окружающего мира, что оправдывает одновременное развитие семантического пространства с процессом познания человеком окружающего мира. Говоря о познавательной деятельности человека за последнее время, можно отметить тот факт, что лингвисты считают необходимым проанализировать более тщательно взаимодействие языковых подсистем и фрагментов реальной действительности. Как известно, что одной из функций языка является хранение и передача информации, знаний о мире, имеющихся у человека. Благодаря умственным процессам возможно соотнесение языковой подсистемы и фрагмента действительности. Другими словами, в языковых единицах отражаются явления действительности, и любое изменение подобных явлений находит свое прямое выражение в языковых подсистемах. В процессе мыслительной деятельности человек создает ментальные пространства. Они образуются в процессе речемыслительной деятельности в качестве отражения нашего восприятия действительности. В свою очередь, восприятие окружающего мира органами чувств позволяет формировать в сознании человека некоторые концепты. Данную способность языка в обеспечении доступа ко всем концептам принято считать устойчивой. В данной курсовой работе представлены примеры компонентов лексико-грамматического поля "слышать", которое состоит из блоков лексики, отражающей основные аспекты слухового восприятия человеком окружающей действительности. Целью курсовой работы служит описание роли слухового восприятия в понимании текста, а также практическое рассмотрение лексико-грамматического поля слухового восприятия в немецком языке на примере романа Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен». Согласно цели исследования выделяются следующие задачи: • определить роль слухового восприятия в познавательной деятельности человека; • рассмотреть лексико-грамматическое поле значения «слышать»; • проанализировать основные лексические единицы данного поля на примере романа «На западном фронте без перемен». Методологической основой данного исследования служат теоретические положения и принципы, выдвинутые в трудах Г. Щура, Е. В. Гулыга, Шендельса, Й. Трира, Г. Ипсена, являющихся основоположниками полевой структуры языка, и лексико-грамматического поля, в частности. Выбор тематики данной работы мотивирован актуальной ролью звука в языке – именно звук как один из основных воспринимаемых сигналов играет важную роль в познании человеком окружающей действительности. Рассматривая структурный подход к изучению языка, был проведен концептуальный анализ, выявляющий характеристики концепта "слышать/слушать" в словах лексико-грамматического поля. Также важным моментом являлся контекстуальный анализ, благодаря которому удалось обнаружить сочетаемостные характеристики лексических единиц сферы слухового восприятия. Практическое значение исследования состоит в том, что разработана модель описания лексико-семантического поля, который позволяет представить слуховую картину мира в различных ее аспектах в немецком языке. Материалы исследования могут использоваться в лекционных курсах по лексикологии немецкого языка, в специальных курсах по лингвокультурологии и стилистике немецких текстов.

Заключение

Автор используют лексические единицы, связанные с глаголом «слышать» переплетают весь рассказ. И это не случайно. В годы войны солдатам приходилось несладко, что отражено в лексических моделях, встречающихся в данном тексте. Концепция глагола «слышать» подразумевает способность воспринимать мир в слуховом формате. Это целенаправленный процесс, который ведет к передчае информации и донесению важной семантики. Различные системы и подсистемы человека в разной мере автономны и в разной мере взаимодействуют друг с другом. Чем проще система, тем она более автономна; чем сложнее – тем менее автономна. Наиболее автономно восприятие. Чистое восприятие происходит само собой, независимо от деятельности других систем. Действительно, можно видеть или слышать что-либо, находясь при этом в совершенно неподвижном состоянии, ничего не желая, не думая, не чувствуя и не говоря. Исключение составляют те случаи, когда мы хотим что-то воспринять и актом воли приводим соответствующий орган в такое положение, когда восприятие с его помощью становится возможно. В тексте романа «На Западном фронте без перемен» появляются следующие глагольные варианты лексико-грамматического поля «слышать»: 1) обладать способностью слышать; 2) слышать какие-либо звуки, речь; 3) слушать (звуки, речь); 4) вслушиваться во что-то (обычно о тихом). Однако, благодаря проведенному анализу, можно сделать вывод о том, что основными средствами выражения лексико-грамматического поля «слышать» в вербализации слухового восприятия в изучаемом немецком тексте также являются: - глагольные номинации (h?ren, anh?ren, hinh?ren, lauschen, zuh?ren, horchen, vernehmen); - устойчивые глагольные словосочетания c существительным das Ohr (die Ohren) (die Ohren spitzen, lange Ohren machen, die Ohren aufsperren, zu Ohren kommen, ganz Ohr sein); - прилагательные, обозначающие звуковые характеристики (laut, ger?uschvoll, vernehmbar, ohrenbet?ubend; leise, ger?uschlos, unh?rbar, lautlos,still,verhalten, kaum vernehmlich); - ряд существительных, которые репрезентируют звуковой объект и имеют в значении сему звучания (der L?rm, der Laut, das Ger?usch, der Klang, der Ton, der Schall).

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М.: Логико-семантические проблемы, 1976 2. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. – М.: Просвещение, 1969 3. Краснова И.Е., Марченко А.М. Лексическое и грамматическое в слове // Филологические науки. – 1982. – №3. С. 51-60 4. Моисеева С.А. Семантическое поле глаголов восприятия в западно-романских языках: монография. – Белгород, 2005. – 248 с. 5. Молчанова Г.П. О взаимодействии грамматики и лексики // Иностранные языки в школе. – 1977. – №2. С. 16-23 6. Эрих Мария Ремарк. На Западном фронте без перемен (перевод с немецкого). – 1928. – 215 с. 7. Erich Maria Remarque. Im Westen nicht Neues. – 1928. – 215 с. 8. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4634 (Характеристика понятия «лексико-семантическое» поле)

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!