5. Особенности освоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Педагогика
Предмет
Логопедия
Страниц
25
Год сдачи
2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3 ГЛАВА 1. Теоретическая основа методики развития речи5 1.1. Значение воспитания правильного произношения для развития речи и личности ребенка5 1.2. Особенности овладения детьми правильным произношением на разных этапах освоения звуковой культуры речи6 1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи.9 ГЛАВА 2. Практическая часть12 2.1. Диагностика правильного звукопроизношения12 2.2. Повторная диагностика20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ24 ПРИЛОЖЕНИЯ27
Введение

Известно, что при обучении грамоте аналитико-синтетическим методом задействован весь сложный комплекс психических процессов, среди которых ведущая роль принадлежит способности ребенка производить анализ звукового состава слова. От степени развития фонематического восприятия, а также от сформированности навыков фонематического анализа и синтеза, то есть умения расчленять слово на составные части, и, наоборот, составлять слова из разрозненных звуков, во многом зависит успешность овладения детьми чтением и письмом, так как фонематическое развитие представляет собой своеобразный стержень, на котором держится всё обучение грамоте. Одной из предпосылок успешного обучения чтению и письму является осознание ребёнком фонематической структуры слова. Фонематический анализ, по мнению ряда авторов [9, 16], представляет собой сложный мыслительный процесс, в ходе которого слово не только узнается на основе способности восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как интеллектуальный процесс. По мнению В.К. Орфинской, функция фонематического анализа включает как простые, так и сложные формы. Среди простых форм фонематического анализа автор выделяет следующие: -узнавание звука на фоне слова, то есть определение его наличия или отсутствия в слове; -выделение первого и последнего звуков из слова; К сложным формам фонематического анализа определение количества, последовательности звуков, места в слове по отношению к другим звукам.


На Work5 заказ рефератов не занимает много времени.


. Еще до обучения грамоте ребенок без речевых расстройств уже достаточно тонко различает звуки речи и пользуется этим в повседневной практике. Тем не менее, первоначально и восприятие, и произнесение звуков речи совершается ребенком недостаточно осознанно, без мысленного выделения каждого звука. При этом ребенок затрудняется подбирать слова, начинающиеся или оканчивающиеся каким-либо общим звуком, то есть у него оказываются недостаточно сформированными фонематические представления. Таким образом, на сегодняшний день актуальна проблема формирования и коррекции звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста. Цель исследования: выявить особенности развития звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста.

Заключение

Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Педагогу необходимо знать закономерности нормального развития детской речи, а также активно и правильно руководить этим процессом. Одним из разделов общей культуры речи является произносительная сторона речи, или звуковая ее культура. Практическая часть данной работы направлена на выявление состояния звуковой культуры речи детей старшей группы. Составлен план работы на два месяца по формированию у детей правильного звукопроизношения и общеречевых навыков, с учетом задач которые определены после первичной диагностики. В ходе проведенной работы установлено, что показатель восприятия речи у детей старшего дошкольного возраста незначительно, но повысился. У детей наблюдается более четкая дикция, темп речи преобладает умеренный. А также дети стали в речи эмоциональней передавать свои чувства, отношения. У обследуемых детей произошло понижение слабого речевого выдоха. Дети разучили артикуляционную гимнастику и применяют свои знания в самостоятельной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что при условии систематичности и последовательности указанные в плане работы виды деятельности дают положительный результат. А малые проценты прироста положительной динамики можно объяснить короткими сроками для данной работы.

Список литературы

1. Агатангелу Е. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ ОТ СМЕШАННЫХ ГРЕКО-РУССКИХ БРАКОВ // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2010. № 3-4. С. 4-6. 2. Агатангелу Е. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ ОТ ГРЕКО-РУССКИХ СМЕШАННЫХ БРАКОВ 3. Боброва В.В., Олексюк З.Я., Кендербековой Ж.Х., Баймуканова М.Т. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В СПЕЦУЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 179. 4. Головчиц Л.А. ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 2. С. 1-16. 5. Гусева Т. С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РУССКОГО И ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКОВ У ЧУВАШСКОЯЗЫЧНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 4-2. С. 32-36. 6. Дорошенко О.В. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2009. 7. Дорошенко О.В. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2009. 8. Китаева Н.Н. К ВОПРОСУ О ФОНЕМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 3. № 1. С. 160-169. 9. Китаева Н.Н. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 3. № 4. С. 27-35. 10. Климчук А.Е. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Грани познания. 2009. № 2 (3). С. 40-46. 11. Коростелева Е.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 128-133. 12. Коростелева Е.Ю. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 155-160. 13. Кузьминова С.А. ПОВЫШЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ СЛЫШАЩИХ // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С. 360-363. 14. Лазарева Л.В. ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И НОРМАЛИЗАЦИИ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЕЙ // Успехи современного естествознания. 2009. № 8. С. 43-46. 15. Лопатина Л.В. ПРОЯВЛЕНИЯ И ДИАГНОСТИКА ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 219-230. 16. Максимкина О.И. ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Интеграция образования. 2001. № 3. С. 73-75. 17. Плотникова А.А. НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2011. № 2. С. 172-178. 18. Преподаватель ХХI век. 2010. Т. 1. № 4. С. 168-172. 19. Сомкова О.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Детский сад: теория и практика. 2013. № 4 (28). С. 038-047. 20. Ускова-Молчанова А.В. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 6. С. 59-63.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!