Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

право социального обеспечения как самостоятельная отрасль российского права

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Право
Страниц
55
Год сдачи
2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ УСЛОВИЙ И НОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 6 1.1. Дифференциация условий социального обеспечения 6 1.2.Нормы социального обеспечения – источник социального обеспечения 17 1.3.Характеристика основных источников права социального обеспечения 22 ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО НОРМИРОВАНИЯ 33 2.1. Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения на современном этапе 33 2.2. Комплекс норм и ценностей, регулирующих социальное поведение 38 2.3.Анализ структуры норм социального права 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Введение

Норма права является ключевым элементом любой отрасли права, в том числе и права социального обеспечения. Исследование отраслевых норм позволяет лучше уяснить их место в механизме правового регулирования, выявить особенности их регулирующего воздействия на общественные отношения, образующие предмет отрасли, в целом способствует более глубокому познанию самого права и специфики его отраслей. Изучение отраслевых норм также имеет большое значение для практической деятельности законодателя и право-применителей. Именно по этой причине проблеме сущности, роли, места юридических норм в системе социальных связей людей в специальной литературе прошлого и настоящего времени, правоведов различных стран уделялось и продолжает уделяться самое пристальное внимание.


Если нужно узнать, сколько стоит написание диплома , наш сервис поможет.


. И тем не менее, несмотря на очевидную потребность анализа сущности и особенностей норм права социального обеспечения, который позволил бы дать более полное представление о качестве действующего законодательства, этот вопрос, к сожалению, остается за пределами научных интересов, являясь своего рода теоретическим пробелом в данной сфере правоведения. Особая актуальность и практическая значимость выбранной темы исследования обусловлена спецификой общественных отношений, на которые направлено регулирующее воздействие норм права социального обеспечения, ибо качество их правовой регламентации напрямую отражается на уровне жизни практически всех граждан. В ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из признаков социального государства является приоритетное развитие социальной политики, основным инструментом осуществления которой выступает право. Таким образом, исследование норм права социального обеспечения обусловлено и тем, что в них отражается проводимая социальная политика, соответственно, указанные нормы являются показателем ее достижений и промахов. Выработка общетеоретических выводов относительно сущности, признаков, видов норм права социального обеспечения имеет первостепенное значение в связи с непрекращающимся реформированием данной сферы, регулярным изменением социально-обеспечительного законодательства, свидетельствующем о том, что принимаемые юридические нормы зачастую оторваны от социально-экономических реалий, не способствуют реализации гражданами права на социальное обеспечение. Существование большого числа норм права социального обеспечения, содержащихся в различных по юридической силе, времени принятия и сфере действия нормативных правовых актах, затрудняет их применение и определяет необходимость разработки вопросов, касающихся, к примеру, специализированных норм права социального обеспечения, в целях повышения эффективности правоприменительной деятельности. Степень научной разработанности темы. Проблема юридических норм является одной из наиболее разработанных в общей теории права. К ее исследованию обращались дореволюционные авторы (В.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич и др.), ученые советского периода (С.С. Алексеев, С.А. Голунский, О.С. Иоффе, П.Е. Недбайло, М.Д. Шаргородский, А.Ф. Шебанов и др.). На современном этапе юридические нормы рассматриваются в основном на уровне учебной литературы (учебники под редакцией М.Н. Марченко, Н.И. Матузова и А.В. Малько, В.Д. Перевалова и др.) и диссертационных работ (Л.В. Афанасьевой, М.С. Шальмина и др.). Специальная же литература, посвященная проблемам норм права социального обеспечения, фактически отсутствует: вопросы, касающиеся природы, особенностей, классификации и т.п. норм права социального обеспечения, не подвергаются научному осмыслению ни в монографиях, ни на уровне учебно-методической литературы. Однако то обстоятельство, что в нормах права социального обеспечения отражаются особенности самой отрасли, обусловило возможность и необходимость использования при написании наработок представителей науки права социального обеспечения по вопросам, касающимся предмета и метода права социального обеспечения, социально-обеспечительных правоотношений и т.д. Цель работы – рассмотреть право социального обеспечения как самостоятельную отрасль российского права. Задачи: - раскрыть понятие условий и норм социального обеспечения; - социальный институт социального нормирования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе нормотворчества и право-применения в области социального обеспечения. Предметом исследования являются нормы права социального обеспечения Российской Федерации, их особенности, структура, виды и реализация. Методологическая основа исследования. В ходе исследования были использованы философские (диалектический, логический, системный и др.), общенаучные (анализ, синтез, аналогия, сравнение и др.) и специально-юридические (формально-юридический, исторически-правовой, сравнительно-правовой и др.) методы познания. Использование в работе метода, основанного на умозаключениях от общего к частному, способствовало выявлению особенностей юридических норм как разновидности норм социальных и формулированию их определения. Наложение же общих признаков юридических норм на нормы права социального обеспечения позволило автору определить специфику последних. Теоретическую базу исследования составили работы отечественных ученых по общей теории права, по конституционному, административному, гражданскому и трудовому праву (С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, М.В. Баглая, М.И. Байтина, С.Ю. Головиной, В.М. Горшенева, О.С. Иоффе, Д.А. Керимова, О.А. Кузнецовой, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Р.З. Лившица, М.Н. Марченко, П.Е. Недбайло, В.С. Нерсесянца, А.С. Пиголкина, В.Н. Протасова, Н.Г. Салищевой, В.Н. Скобелкина, М.С. Строговича, Ф.Н. Фаткуллина, С.Ю. Чучи, М.Д. Шаргородского, А.Ф. Шебанова, Б.В. Шейндлина, Л.С. Явича и др.), а также исследования представителей науки права социального обеспечения (Д.В. Агашева, Е.Г. Азаровой, В.С. Андреева, В.С. Аракчеева, К.С. Батыгина, М.О. Буяновой, К.Н. Гусова, И.В. Гущина, Л.А. Евстигнеевой, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, А.Е. Козлова, М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова, Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, Д.И. Рогачева, В.К. Субботенко, В.А. Тарасовой, Э.Г. Тучковой, М.Ю. Федоровой, В.Ш. Шайхатдинова и др.). Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое комплексное исследование, посвященное нормам права социального обеспечения России. Для цели выявления значимости этой проблемы впервые в науке права социального обеспечения было проведено сопоставление норм права социального обеспечения с такими категориями, как «социальное обеспечение», «право на социальное обеспечение», «право социального обеспечения». На основе анализа действующих норм права социального обеспечения, исследований по общей теории права и специальной литературы были выявлены специфические признаки указанных норм. В рамках данного исследования впервые были рассмотрены элементы структуры норм права социального обеспечения, проведена их классификация. Также впервые была осуществлена классификация норм права социального обеспечения. За основу была взята дифференциация указанных норм на два больших блока: материально-правовые и процедурно-правовые. Указанные группы норм были подвергнуты дальнейшей самостоятельной классификации на основе как общеправовых, так и специальных критериев. Был рассмотрен вопрос о некоторых особенностях реализации норм права социального обеспечения. На основе сделанных выводов сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Заключение

Уровень социального обеспечения по смыслу конституционных положений должен обеспечивать «достойную жизнь» и «свободное развитие человека». Представляется, что законодатель в этом вопросе должен исходить из того, что относительно объективным показателем уровня, который можно номинировать в качестве «достойного жизненного уровня», является уровень не ниже международных стандартов, признанных в цивилизованном мире, в частности определенных Конвенцией Международной организации труда (МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»[3], в этой связи политика нашего государства должна быть направлена на создание необходимых (прежде всего экономических) условий для ратификации этой Конвенции в самое ближайшее время. Особенно остро вопрос о минимальных нормах обеспечения стоит в пенсионном праве. Следует отметить, что в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, в качестве одного из ожидаемых результатов закреплено достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате, тогда как Конвенцией МОТ № 102 установлено следующее количественное соотношение между продолжительностью стажа и размером пенсии: за тридцать лет трудового (страхового) стажа размер пенсии должен достигнуть не менее 40 процентов стандартного или наиболее характерного прежнего заработка. Как представляется, при существующей очевидно крайне усложненной системе исчисления страховых (трудовых) пенсий достичь таких показателей будет весьма проблематично, поэтому, по нашему мнению, минимальный размер страховых (трудовых) пенсий возможно определить следующим образом: законодательно установить, что фиксированный базовый размер, входящий в состав всех страховых (трудовых) пенсий, не может быть ниже величины прожиточного минимума. И если сегодня государство не может обеспечить соотносимость этой части пенсий с величиной прожиточного минимума, то необходимо закрепить данную норму как ориентир, к которому нужно стремиться, и принять план поэтапного доведения уровня фиксированного базового размера пенсии до уровня прожиточного минимума. В работе делается акцент на одну из важнейших особенностей норм права социального обеспечения: большинство из них являются регулятивными, поэтому их структура преимущественно состоит из гипотез и диспозиций, и лишь немногие нормы права социального обеспечения обладают собственными санкциями. При этом санкции норм права социального обеспечения устанавливают принудительные меры (часть которых вообще не являются мерами юридической ответственности) только в отношении субъектовполучателей. В работе обосновывается предложение о введении штрафных санкций, которые бы закрепили меру ответственности в отношении органов социального обеспечения за невыплату (задержку выплаты) социального обеспечения, имеющего денежную форму, или непредоставление социального обеспечения, имеющего натуральную форму (в виде процентов от невыплаченной суммы или стоимости неоказанной услуги, непредоставленного овеществленного вида социального обеспечения). Нормы права социального обеспечения подразделяются на две большие группы: материальные и процедурные. Это одна из их специфических особенностей, поскольку право на тот или иной вид социального обеспечения требует своего обоснования. Материальные нормы права социального обеспечения представляют собой общеобязательные правила поведения, в которых закрепляется само право на тот или иной вид социального обеспечения, определяются субъекты данного права, основания и условия его возникновения, размер, объем социально-обеспечительного предоставления. Процедурные нормы, являясь служебными, вспомогательными, способствуют реализации материальных норм, закрепляющих право на социальное обеспечение, посредством регламентации порядка деятельности нуждающихся лиц по обоснованию своего правопритязания (закрепляют последовательность действий; перечень документов, необходимых для предоставления; сроки для совершения отдельных действий и т.п.), а также правоприменительной деятельности органов социального обеспечения, то есть данные нормы устанавливают порядок действий как управомоченного субъекта (в связи с тем, что реализация права на социальное обеспечение носит заявительный характер), так и обязанного. Нормы права социального обеспечения закрепляют только право на защиту; реализуется указанное право на основаниях, условиях и в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальными или административнопроцессуальными нормами, закрепляющими механизмы защиты нарушенных прав и законных интересов. По этой причине автором обосновывается тезис, что право социального обеспечения не «располагает» собственными юридическими нормами, которые бы регламентировали деятельность по рассмотрению споров, вытекающих из социально-обеспечительных правоотношений: социально-обеспечительное законодательство не закрепляет специального социально-обеспечительного процесса (нет специальных органов, особых процедур, средств обеспечения решений и т.д.). В последнее время в литературе все чаще обсуждается вопрос о необходимости принятия Социального кодекса. Такая необходимость объективно назрела, однако в текущем историческом отрезке развития нашего государства для принятия Социального кодекса не созданы необходимые экономические, политические и идеолого-теоретические предпосылки. В работе обосновывается, что в настоящий момент усилия нормотворца нужно сосредоточить на разработке федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении», в котором бы нашли закрепление, в частности, общеустановительные нормы (нормы, отражающие цели, задачи права социального обеспечения), нормыпринципы, дефинитивные нормы (нормы, определяющие виды социального обеспечения, субъектов социально-обеспечительных отношений, основания и условия права на социальное обеспечение), коллизионные нормы и, что особенно важно – нормы, разграничивающие полномочия в сфере социального обеспечения между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. Реализация права на тот или иной вид социального обеспечения и реализация норм права социального обеспечения соотносятся как цель и средство ее достижения: посредством претворения в жизнь предписаний норм права социального обеспечения удовлетворяются потребности нуждающихся лиц, то есть конечным результатом и целью реализации норм права социального обеспечения является осуществление права на социальное обеспечение. В работе сформулировано авторское определение понятия реализации норм права социального обеспечения, под которой предлагает рассматривать деятельность управомоченного лица (нуждающегося) и компетентных (обязанных) органов социального обеспечения по претворению в жизнь закрепленных в них предписаний в целях осуществления этим лицом права на социальное обеспечение, представляющую собой единственно возможный способ реализации данного права. Установлено, что преимущественной формой реализации материальных норм является правоприменение. Правоприменительная деятельность в сфере социального обеспечения характеризуется следующими признаками: а) инициируется, в отличие от ряда других отраслей права, преимущественно самим нуждающимся лицом; б) осуществляется органами, для которых предоставление социального обеспечения является основной функцией их деятельности, а также субъектами, для которых данная функция не является главной (в частности, работодателями), как правило, в определенных процедурных формах; в) результатом правоприменения является соответствующий акт, на основе которого и происходит реализация права на конкретное социально-обеспечительное предоставление; г) чаще всего носит регулятивный характер. Особенность реализации процедурных норм права социального обеспечения заключается в том, что воплощение в жизнь предписаний указанных норм происходит как в ходе правоприменения, так и без него, при этом в любом случае они осуществляются в непосредственных формах (чаще всего в форме исполнения).

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.// «Российская газета" от 23 ноября 2011 г. N 263, 2. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686. (с последующими изменениями). 3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699. (с последующими изменениями). 4. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». 5. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». 6. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». 7. Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». 8. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». 9. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». 10. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». 11. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». 12. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» 13. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 14. Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Российская газета № 274 от 3.12.2010г. 15. Положение о Пенсионном фонде РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. 16. Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Верховного Совета РФ№ 4543-1 от 24.02.1993г. 17. Положение о Фонде социального страхования РФ, утв. Постановлением Правительства РФ № 101 от 12.02.1994 г. 18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» 19. Право социального обеспечения России. Сборник нормативных правовых актов. //Сост. Э.Г.Тучков, ООО «Проспект», 2009г. 20. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы, изд. Академия. 2009. 21. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования: учебное пособие. - М.: "Проспект", 2011. 22. Кирилловых А.А. Развитие пенсионной реформы и проблемы ее правового обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1. 23. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения, изд. Проспект. 2009. 24. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание, изд. Омега. 2010. 25. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения, изд. Юстицинформ. 2009. 26. Мачулъская Е.Е. Реформа социального обеспечения и задача кодификации законодательства // Государство и право на рубеже веков. - М., 2001. 27. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М.: Книжный мир, 2012. 28. Новиков В.В. Правосубъектность иностранных физических лиц в сфере занятости населения России, изд. ИВЭСЭП Знание. 2009. 29. Право социального обеспечения : учеб. пособие / Под ред. Горшкова А.В., изд. Омега - Л, 2010. 30. Право социального обеспечения в России: учебник / Под ред. Т.С.Гусевой Т.С., изд. Юркомпани. 2009. 31. Право социального обеспечения: Учебник / Отв. ред. К.Н. Гусов. - М., изд. Проспект, 2010. 32. Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения: Дисс. канд. юрид. наук. – М.: Московская ГосударственнаяЮридическая Академия, 2002. 33. Седельникова М.Г. Методологические аспекты совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 2. 34. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения : учеб. для вузов. - М.: Дашков и К°, 2009. 35. Черняева Д.В. Повышение пенсионного возраста как элемент пенсионной реформы: сравнительно-правовой анализ // Трудовое право. 2010. N 6. 36. Шаповал Е.А. Право социального обеспечения, практикум, М., 2011г. 37. Arbeitsrecht. Gesetzbuch. von Radner/Reissener/Herzeg. Wien. Stand 1.10.2011. 38. Sozialgesetzbuch: Textausgabe mit ausf?hrlichem Sachverzeichnis und einer Einf?hrung von Professor Dr. Schulin 39., neu bearbeitete Auflage Stand 1. Juni 2010 M?nchen, 2010. 39. Sozialrecht. Gesetzbuch.von Reissener/Her­zeg. Wien. Stand 1.3.2012. 40. Strafrecht. Gesetzbuch.von Pleischl/Soyer. Wien. Stand 1.3.2012.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!