Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Поведение фирмы в условиях олигополии

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Микро-, макро-, мегаэкономика
Предмет
Микроэкономика
Страниц
25
Год сдачи
2013
Оглавление
Введение 3 1. Понятие олигополии и ее характерные особенности 6 1.1. Теория олигополии 6 1.2. Отличительные черты олигополии 7 1.3. Глобальные олигополии, особенности их функционирования 8 2. Фирма в условиях олигополии 13 2.1. Модели олигополии 13 2.2. Характеристика состояния и развитие олигополии в современной России 21 2.3. Последствия олигополии 24 Заключение 26 Список литературы 29
Введение

Можно сказать, что олигополия является такой ситуацией на рынке, при которой количество компаний так мало, что каждая из них при формировании ценовой политики обязательно принимает во внимание также реакцию фирм-конкурентов. Также олигополия определяется как некоторая рыночная структура, при которой на рынке определенной продукции господствует небольшое количество компаний, которые производят дифференцированные или же однородные продукты. Хотелось бы отметить, что субъектов в олигополии может быть различное количество. Это зависит в первую очередь именно от концентрации продаж у определенного предприятия. Как считают многие эксперты, к олигополистическим структурам нужно относить такие рынки, где сосредоточивается примерно 2 – 24 компании-продавца. Если же на рынке работает только 2 компании, то данный рынок принято называть дуополией, а это является частным случаем олигополии. Верхний предел количества ограничивается примерно 24 субъектами. Это происходит потому, что, уже начиная с числа 25, начинает отсчет структур так называемой монополистической конкуренции. Вообще олигополия может быть жесткой, то есть когда на определенном рынке работают только 2 – 3 компании, а также расплывчатой, то есть когда рынок делят между собой 6 и более компаний. Олигополии также могут подразделяться на плотные, разреженные. Данное деление происходит именно по концентрации компаний-продавцов на определенном рынке. К первой группе принято относит такие отрасли, где работают от двух до восьми компаний, а ко второй группе относят отрасли с количеством компаний больше 8. В ситуации именно плотной олигополии появляется возможность различных сговоров именно в отношении поведения компаний-продавцов на определенном рынке. Это происходит из-за их ограниченного количества. Что же касается разреженной олигополии, то здесь сговор является практически невозможным. Именно исходя из определенного характера предлагаемых товаров и услуг, олигополии делятся на ординарные, а также дифференцированные. Компании первой группы связаны между собой производством, а также предложением достаточно стандартных продуктов, а это сталь и цветные металлы, а также строительные материалы. Вторая группу формируются именно на основе выпуска широкого ассортимента продукции. Данный тип характерен именно для отраслей, где есть возможность дифференциации производства предлагаемой продукции. Хотелось бы отметить, что поведение олигополии именно в отношении цен, а также объема выпуска товаров и услуг существенно различается. Так называемые ценовые войны между предприятиями доводят цены до уровня конкурентного равновесия. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, олигополии часто заключают тайные соглашения именно картельного типа, а также так называемые тайные джентльменские соглашения. То есть они согласовывают свое поведение на определенном рынке с поведением именно лидера в данной отрасли. Определенная взаимосвязь субъектов олигополии особенно ярко проявляется именно в ценовой политике. Можно сказать, что именно взаимозависимость в действиях компаний является универсальным свойством олигополии. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. Целью курсовой работы является рассмотрение поведения фирмы в условиях олигополии. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: ? Рассмотрение теории олигополии; ? Определение отличительных черт олигополии; ? Изучение глобальных олигополий и особенностей их функционирования; ? Рассмотрение моделей олигополии; ? Проведение характеристики состояния и развития олигополии в современной России; ? Определение последствий олигополии.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что все цели и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены, а именно была рассмотрена теория олигополии, определены отличительные черты олигополии, изучены глобальные олигополии и особенности их функционирования, рассмотрены модели олигополии, проведена характеристика состояния и развитие олигополии в современной России, определены последствия олигополии. Вообще под олигополией принято понимать определенный рынок, где доминирует небольшое количество предприятий. Достаточно сложно определить именно точное количество компаний на рынке, так как олигополистический рынок охватывает существенную часть всего национального рынка. Определенные барьеры для входа в отрасль являются ограничениями для появления дополнительных компаний на рынке олигополии. Хотелось бы отметить, что рынок олигополии характеризуется определенной взаимозависимостью небольшого количества компаний. Именно в зависимости от определенного типа производимых товаров и услуг модно выделить чистую олигополию, а также дифференцированную. Те компании, которые работают именно в условиях чистой олигополии, производят, как правило, однородную стандартизированную продукцию. Вместе с различными национальными олигополиями также активно ускоряется формирование и развитие глобальных олигополии. Современный этап развития всей экономики рассматривается именно как переходный, то есть это переход от национальных олигополии уже к глобальным. Для данного этапа особенно характерным является взаимоналожение, а также взаимопересечение глобальных, национальных олигополий. К ключевым проблемам менеджмента в РФ сегодня добавляется также проблема, связанная с определенной необходимостью учета различных процессов формирования глобальных олигополии, а также реагирования на него. Специфика ценообразования на олигопольном рынке связана с тем, что конкурентам приходится принимать стратегические решения. Методы их анализа и получаемых результатов разрабатываются в теории игр. В целом теория игр предоставляет значительно больше возможностей при поиске оптимальных стратегических решений в условиях приближенных к реальной экономике, чем классическая теория конкуренции фирм. Поэтому широко используют при более глубоком изучении поведения фирм в теории отраслевых рынков, производственном и финансовом менеджменте. Олигополистический сговор является эффективным против мелких покупателей даже тогда, когда он неэффективен против крупных покупателей. Когда олигополисты продают продукцию, например, многочисленным мелким торговцам, они будут придерживаться договорной цены, даже если они снижают цены для сети более крупных розничных магазинов цепного подчинения и промышленных покупателей. Рынок олигополии для нашей страны является особенно важным, так как многие компании-олигополисты являются ключевыми для всей экономики РФ. Среди таких компаний можно назвать АвтоВаз, а также Газпром многие другие. Если же взять производство ключевых видов промышленной продукции, то на долю именно олигополистических отраслей приходится примерно 40%. Компании-олигополисты являются самыми крупными в стране по объему реализации. К наиболее крупным олигополистам можно отнести такие нефтяные компании, как «Лукойл» или же «Газпром», которые входят в список тысячи крупнейших компаний мира. Хотелось бы отметить, что производительность труда именно в крупном бизнесе увеличивается опережающими темпами. Сегодня она существенно превосходит средний бизнес. Мнения ученых и исследователей касающиеся именно экономической эффективности олигополии существенно различаются. Так, согласно именно традиционной точке зрения определенные итоги деятель¬ности по объему производства, а также цене в условиях олигополии существенно схожи с подобными результатами именно на рынке чистой монополии. Что же касается альтернативной точки зрения, то она заключается в том, что олигополия активно способствует НТП и именно поэтому она имеет своим конечным результатом намного лучшую продукцию, а также намного более низкие цены, большие уровни выпуска, занятости, чем, если бы вся организация отрасли носила именно конкурентный характер.

Список литературы

1. Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 2004. 2. Гальперин В. М. и др. Микроэкономика – СПб.: Экономическая школа, 2003. – Т.1, гл. 3. – 462 с. 3. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / рук. авт. кол. и науч. Ред. А. В. Сидорович – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, изд-во «ДИС», 2004. – 644 с. 4. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок - тенденции и инструменты. - М.: "Экзамен", 2010 г, стр. 66. 5. Под редакцией Д. Д. Москвина Основы экономической теории. Политэкономия, Эдиториал УРСС, М.: 2009. – 451 с. 6. Самуэльсон П., Экономика, [пер. с англ.], М., 1964; Гэлбрейт Д. — К., Новое индустриальное общество, пер. с англ., М., 1969 7. Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2008. 8. Экономическая теория: Курс лекций. Иркутск, изд-во ИГЭА, 2009. – 655 с. 9. Экономическая теория. Под. Ред. Базылева Н. И., Гурко С. П. Минск, БГЭУ, 2001. – 516 с. 10. The Wall Street Journal Europe, March 10, 2009, p.9. 11. Джордж Дж. Стиглер. ТЕОРИЯ ОЛИГОПОЛИИ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/stigler/works/stigler_w1.txt&img=works_small.gif&name=stigler 12. Несовершенная конкуренция. Олигополия как рыночная структура. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalogi.ru/faq/detail.php?ID=1560311 13. Олигополия: характерные черты и ценовая политика. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/ekon-teorija/ekon-teorija-46.html 14. Олигополия в свете теории игр. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economicus.ru/elearn/E_Textbooks/E_Micro/chap6/6_3/6_3.html 15. С открытыми картами: теория игр. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.computerra.ru/82747/ 16. Теория олигополии. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yourlib.net/content/view/13020/155/ 17. Теория олигополии Курно. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/teoriya-oligopolii-kurno.html 18. Экономические последствия олигополии. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://naloggi.ru/index.php?page=pubs&subpage=main&id=321&list=12 19. Экономический анализ рынка олигополии в России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://aknews.narod.ru/aror.htm

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!