Введение……………………………………………………………………3
1. Механизм финансирования здравоохранения и оценка его эффективности……………………………………………………………………5
1.1. Острота проблем современной системы здравоохранения…….5
1.2. Переход на одноканальное финансирование: основные пути, цели и проблемы……………………………………………………………………….7
1.3. Опыт по переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения в Красноярском крае………………………………………15
Заключение
Список литературы
Читать дальше
Полноценная реализация всех мероприятий, направленных на улучшение российского здравоохранения, даст существенный эффект. Но чтобы добиться его, нужно использовать опыт успешных регионов и не игнорировать потребности участников системы.
В Красноярском крае он запущен в 2009 году. На первом этапе в нем участвовало пять крупных медицинских организаций. Но этого оказалось достаточно, чтобы ощутить все плюсы и минусы. Из преимуществ могу выделить три. Первое - произошла селекция лечебных учреждений, в частности уже в ходе первого этапа стала понятна необходимость слияния ряда мелких лечебно-профилактических учреждений, бывших самостоятельными, в единый краевой центр. Второе - селекция менеджмента. И в министерстве здравоохранения, и в краевом фонде ОМС стали представлять, кто есть кто из руководителей, какова эффективность их работы. Третий положительный момент - по итогам первого этапа создан пакет нормативно-методической документации, в котором прописаны роль, ответственность и риски каждого участника системы ОМС при переходе на одноканальное финансирование.
Из негатива назову две проблемы. Во-первых, вырос документооборот. Как внутри лечебных учреждений, так и между участниками системы. Учитывая, что параллельно с переходом на одноканальное финансирование проводилась модернизация, это серьезно утяжелило бумажную работу. Но был разработан программный комплекс, снявший часть рутинной нагрузки. Во-вторых, возник вопрос по услугам, которые не попали в систему ОМС, в частности профилактическим.
Если мы говорим о необходимости повышения качества жизни, то нет. Давайте сравним несколько базовых показателей. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России - 70 лет. До стран, здравоохранение которых считается эталонным, очень далеко: в Швейцарии - 83, в Германии - 81. Показатель младенческой смертности на тысячу человек у нас - 7,5, а у лидеров - Франции, Чехии, Германии - 3. В большей части европейских стран за последние десять лет зафиксирован прирост населения, у нас - убыль и т.д. Это не просто цифры, это наша с вами жизнь. Понятно, что системы здравоохранения существовали и существуют в разных условиях, но это не отменяет необходимости качественных перемен. Сегодня мы говорим о росте ресурсного обеспечения, переходе на одноканальную систему, обеспечении равных возможностей для лечебных учреждений всех форм собственности и т.д. Все это уже дает эффект.
Таким образом, одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования позволяет повысить точность учета затрат отрасли по отдельным классам заболеваний и отдельным диагнозам и тем самым повысить обоснованность управленческих решений, принимаемых органами исполнительной власти при определении приоритетов финансирования здравоохранения. Благодаря этому в конечном счете может быть достигнута большая эффективность функционирования здравоохранения.
В заключение отметим, что в современных условиях речь может идти лишь о частичном переходе к принципам одноканального финансирования здравоохранения. Введение полного одноканального финансирования через систему ОМС возможно лишь при выполнении условий, установленных постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 № 782 “О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2011 г.”, в частности – при выполнении установленных подушевых нормативов финансирования.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
2. Вишняков Н. Основы экономики здравоохранения. МЕД пресс-информ. 2013 – 152 с.
3. Дуганов М.Д. Оценка эффективности расходов на здравоохранение на региональном и муниципальном уровнях. – М.:ИЭПП, 2007. – 192 с.
4. Дуганов М.Д., Шабунова А.А., Калашников К.Н. Оценка эффективности расходов на здравоохранение: опыт Вологодской области // Регион: экономика и социология. –2010. – № 3. – С. 201–218.
5. Колчина О.А. Анализ формирования и реализации федеральных целевых программ //Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012. – №8 (133). – С. 85-94.
6. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
7. Медицина и здравоохранение XX-XXI веков : учеб. пособие / Ю. П. Лисицын. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 400 с.
8. Метод финансового макроанализа, применяемый в Вологодской области с 2003 г., основан на соотнесении затрат, разнесенных по классам болезней и отдельным диагнозам, с социальными потерями, выраженными в значении потерянных лет потенциальной жизни (ПЛПЖ).
9. Невинная И., Емеляненков А. «Горькую пилюлю» подсластили // Российская газета. 2010. - №12(5091).
10. Общественное здоровье и здравоохранение : практикум : учеб. пособие / В. А. Медик, В. И. Лисицин, А. В. Прохорова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 144 с. : ил.
11. Общественное здоровье и здравоохранение : руководство к практическим занятиям: учеб. пособие / В. А. Медик, В. И. Лисицин, М. С. Токмачев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 400 с.: ил.
12. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. 3-е изд., перераб. и доп. 2013. - 544 с.: ил.
13. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Щепин О.П., Медик В.А. 2012. - 592 с.: ил. (Серия "Послевузовское образование")
14. Основы экономики: учебник / И.В. Липсиц 2013. - 336 с.: ил.
15. Подобные финансовые показатели деятельности здравоохранения в регионах РФ на сегодняшний день доступны только в базе данных “Реализация реформы здравоохранения в субъектах РФ” (www.healthreform.ru), однако они ограничиваются 2004, 2005 и 2006 гг.
16. "Общественное здоровье и здравоохранение" Медик В.А., Юрьев В.К. О– 2- изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 608 с.: ил.
17. Чалова А.Ю., Дурнова A.A. Управление финансовыми потоками в отрасли здравоохранения // Финансовый менеджмент. — 2010. — №1. — С. 25-39.
18. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010
19. Финансы бюджетных организаций: учебник. Автор: под ред. Г.Б. Поляка Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. 463 страницы
20. Экономика здравоохранения: учебное пособие. 2-е изд. / Под ред. А.В. Решетникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 272 с.: ил.
21. http://socpolit.ru/
22. www.minzdravsoc.ru
23. http://economist.rudn.ru
24. www.eastview.com
25. www.rsl.ru/ru
Читать дальше