Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Тема: Борьба организаций за выживание в условиях рыночной экономики

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Менеджмент
Страниц
40
Год сдачи
2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..6 Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ ………………. 6 1.1. Анализ понятий и терминов………………………………………..6 1.2. Анализ литературы………………………………………………….8 1.3. Организация как организм………………………………………… 9 Раздел 2. ИНДИКАТОРЫ ВЫЖИВАЕМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ…………………………….15 2.1. Развитие, необратимость и направленность………………………15 2.2. Теоретическая модель выживая организации на рынке………….18 2.3. Закон самосохранения организации……………………………… 22 Раздел 3. ПРИМЕР ИПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ . 25 3.1 Оценка конкурентного положения конкретной организаций методом бенчмаркинга…………………25 3.2. Выводы и рекомендации…………………………………………...33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36 ЛИТЕРАТУРА….……………………………………………………….39 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..41
Введение

Актуальность темы При переходе к рыночной экономике произошло практически полное изменение системы целей в экономике. Причем, это коснулось не только организаций, непосредственно вышедших на рынок, но и всех прочих. Постепенно во всех сферах в той или иной степени встала проблема выживания и конкуренции – не внешней, так внутренней. Экономическая нестабильность в стране увеличивает риск пребывания на рынке[16]. И можно даже дифференцировать по степени обострения проблем, какие организации оказались тут в самом сложном положении, а какие в ситуации попроще. Но говоря «попроще», мы говорим условно: даже в государственных органах конкуренция возросла, правда она ушла внутрь и превратилась в конкуренцию служб и людей на должностях. Но все же мы будем говорить именно об организациях, которые принято называть емким термином «фирма». На первом месте, и это понятно, находится главное звено экономики – предприятие, создающее продукты и услуги, нужные обществу. Здесь сосредоточены кадры высшей квалификации, высокопроизводительная техника и технологии. Они были в начале процесса перехода к рынку и находятся сейчас в ситуации непрерывного самоизменения. Если смотреть по секторам, то сегодня явно лидирует добывающая промышленность, энергетика и производство оружия, а ранее бывшее в стране машиностроение и т.п. высокотехнологические отрасли практически исчезли с рынка. Это очень печальная диспропорция, которая перевела страну с позиции мировой сверхдержавы на место развивающейся страны третьего мира[29]. Особенно ситуация обострилась с момента нашего вступления в ВТО – конкуренция в мгновение ока стала международной для всех. Сфера услуг и банковская сфера были ближе к привилегированному положению, поскольку зарождались практически с нуля. Но и им сейчас приходится не сладко в той же ситуации главенства норм ВТО над номами местного законодательства. И уж совсем никакая на этом фоне оказалась доля сельского хозяйства. Если брать пример, скажем, Болгарии, для нее жизнь в ВТО и Евросоюзе обернулась запретом на производство всех традиционных культур, которые выращивались там всегда. Ни помидор, ни перца Болгария больше не производит – она их закупает в Голландии и Исландии. Нам это счастье в полном объеме еще только предстоит воспринять, а готовиться к этому пора уже сейчас. Если переходить к вопросу об управлении организациями, то здесь ситуация очевидна: ранее существовавший тип централизованного планового управления исчез. Рынок потребовал менеджеров нового типа. Сразу они ниоткуда взяться не могли, а процесс накопления качества и количества их в нужном объеме был и остается очень болезненным и сложным[28]. Между тем, выживаемость и конкурентоспособность всех организаций в стране прямо связаны именно с проблемами управления и повышением эффективности менеджмента. Ниже мы поговорим об этом подробно. Далее нам необходимо определить цель, объект и предмет нашего исследования. Это сделать несложно, поскольку они очевидны: - объектом нашего исследования являются организации, - предметом нашего исследования является определение тех особенностей, которые дают возможность организациям выживать на рынке. Предмет – это часть объекта (организации), на которой мы сосредоточимся в исследовании. Цель нашего исследования: рассмотреть борьбу организаций в условиях рыка, изучить и понять, как именно организации могут сегодня выживать. Теперь перечислим задачи, решению которых будет уделено основное внимание при изложении материалов темы. Это: - задача сбора фактического материала по данной тематике; - задача упорядочения этого материала и общения его до выводов.

Заключение

Поскольку «Заключение» представляет собой итог выполненного исследования, мы рассмотрим для начала краткое содержание курсовой работы. В нашем исследовании мы прошли три этапа. На первом этапе, где мы рассматривали теоретические аспекты темы, был произведен анализ наиболее важных понятий и терминов: организация, рынок как среда его пребывания, конкуренция и конкурентоспособности. Далее был приведен анализ литературы, который позволил обозначить основных авторов в данной теме. И, наконец, организация была рассмотрена в органистической концепции – как организм, осуществляющий деятельность. Здесь был произведен анализ множества понятий и моделей: изменение, устойчивость, развитие, управление, жизненный цикл организации и его фазы. Вторая большая тема – это управление, ресурсы организации, уровни управления и конкуренции. В результате анализа литературы и изучения существующих подходов, мы получили наиболее общую модель, описывающую пребывание организации на рынке, а также обозначили основные параметры и факторы этой модели. Во втором разделе, который был посвящен индикаторам выживаемости организации на рынке, было произведена детализация таких понятий, как необратимость и направленность изменений, ступенчатый характер преобразований, фазовость жизненного цикла организации. Мы выделили понятие о неравномерности развития и определили нужные нам индикаторы устойчивости организации. Было очерчена теоретическая модель выживая организации на рынке и сформулированы закономерности самосохранения организации в условиях агрессивной рыночной среды. Основным понятием в этой главе выступала конкурентоспособность, которую мы рассмотрели на экономической модели и в трактовке М. Портера. Наконец, в третьей главе мы применили в качестве примера многоуровневого исследования конкурентоспособности все те модели, которые были получены в первых двух главах. Была продемонстрирована оценка конкурентного положения конкретной организаций методом бенчмаркинга, сформированы выводы и рекомендации Это и были те конкретные предложения автора по исследуемой проблеме, которые логично вытекали из всего предыдущего материала. * * * В системе рыночных отношений конкурентные преимущества являются главными и определяющими. Успешными в конкурентной борьбе становятся организации, имеющие высокую конкурентоспособность и способные гибко реагировать на изменения рыночной среды. В таких условиях выживаемость организации требует определенных свойств. И особенно это относится к свойствам ее системы управления, которая находится в очень тяжелой ситуации. Посвятим этому остаток текста. Менеджер работает как с будущим, и в этом его основная сила, так и с прошлым, ставшим – по необходимости. Только этим способом мысль в мире организаций материализуется – и происходит их синтез через деятельность. Работа с будущим есть работа в мысли. Но там есть свои сложности. Здесь для начала особо следует отметить важную в мировоззренческом плане множественность, или «принцип поли», который сменил принцип монизма (моно, единства) – основу мировоззрения прошлого. Принцип множественности менеджер должен использовать постоянно. Он изначально имеет дело с миром, состоящим из множества действитель¬ностей, миром, где много разного и равнозначного. Он работает в ситуации множества разных систем, культур, организационных форм, он должен учитывать множество аспектов информации и т.д. Такая очень сложная работа с будущим приобретает в управлении чисто технологический оттенок, тут она отвечает на вопрос «как?» И будущее есть то основное, с чем современный менеджер оперирует. Работа с прошлым как работа с ресурсами. Опираться менеджера вынужден всегда на прошлое, т.е. на некие ресурсы. А в глобальном мире с нарастающей скоростью изменений уже наблюдается серьезный дефицит всех ресурсов, хотя об этом стараются помалкивать. И это порождает ту главную характеристику, с которой он должен иметь дело постоянно. Отсюда показатель дефицитности всех ресурсов. Принятие решений в этом ускоряющемся и непрерывно изменяющемся мире происходит еще и в условиях постоянного дефицита. В дефиците все: информация (отсюда неопределенность), время (отсюда хронический цейтнот), традиционные ресурсы – дефицит средств, кадров и т.д. и т.п. Если очень коротко, это и есть четыре главных показателя современной среды, в которой организациям на рынке приходится выживать. Эти показатели образуют четверку, как любая полная типология: - время и пространство есть два измерения системы в ее настоящем, в ее процессуировании, - надсистемное будущее проектируется нами в поли-мире, - подсистемное прошлое имеют свое деятельностное выражение, мыслительное и ресурсное. Итак, менеджер работает в мире, где все множественно (а не едино), находится в состоянии постоянно нарастающего ускорения, он живет в ситуации глобализации, он имеет дело с всепронизывающим дефицитом ресурсов. Это ключевые показатели его рабочей среды. И, тем не менее, он должен принимать верные решения, чтобы его организация на рынке выжила. Смысл данной работы состоял в том, чтобы показать – по каким критериям надо работать сейчас, чтобы выжить в этой описанной среде.

Список литературы

Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 21 апреля 1995 г. № 83-ФЗ. 2. Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. № 948-1 // ВВС РСФСР.1991. – № 16.Ст. 499. 3. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры). Утв. Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. – № 191 // САГП.1994. – № 14.Ст. 1052. 4. Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Утв. Приказом ГКАП России от 3 июня 1994 г. № 67 // ВВАС.1994. – № 11. 5. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – М., 2010.255 с. 6. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. / И. Ансофф; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб., 2012. – 416 с. 7. Баринов, В.А. Развитие организации в конкурентной среде / В.А. Баринов, А. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 6.С. 3-13. 8. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Институт международного права и экономики: Изд-во "Триада Лтд", 2011. –384 с. 9. Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и меж-уровневом измерениях / М. Гельвановский // Российский экономический журнал. – 1998. – № 3.С. 67-77. 10. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. – М.: Изд-во "Финпресс", 2009. – 416 с. 11. Дикань, В.Л. Обеспечение конкурентоспособности предприятий / В.Л. Дикань. – Харьков: Основа, 2011. – 214 с. 12. Друкер, П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. / П.Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2000. – 398 с. 13. Ефремов, B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах / B.C. Ефремов.М.: Финпресс, 2001. – 240 с. 14. Иванов, Ю.Б. Конкурентоспособность предприятия в условиях рыночных отношений / Ю.Б. Иванов. – Харьков: Техника, 2008. – 246 с. 15. Кныш, М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие / М.И. Кныш. – СПб., 2010. – 284 с. 16. Коробов, Ю.И. Теория и практика конкуренции / Ю.И. Коробов. – Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, 2011. – 203 с. 17. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – СПб.: Питер Ком, 2012. – 896 с. 18. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. – М.: Изд. дом "Вильямс", 2012. –105 с. 19. Кунаев, А.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.И. Кунаев. – М.: Изд-во МГУК, 2010.80 с. 20. Куприянова, Т. Управляемая конкурентоспособность: как ее добиться / Т. Куприянова, В. Растимешин // Консультант директора. – 2001.№ 24. – С. 11-26. 21. Ламбен, Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. / Жан-Жак Ламбен. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с. 22. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. М.: Изд. дом "Вильямс", 2000. – 495 с. 23. Портер, М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / М. Портер; Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина.М.: Международные отношения. 1993. – 896 с. 24. Прихач, А.Ю. Управление конкурентоспособностью товара на основе формирования товарных матриц / А.Ю. Прихач, Л.Н. Ковалик // Маркетинг в переходной экономике России: Матер. всерос. науч.-теорет. конф. (Санкт-Петербург, 1998). – СПб., 1998.С. 91-92. 25. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Пер. с англ. / Дж. Робинсон. – М.: Прогресс, 2011. – 472 с. 26. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд; Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2010. – 576 с. 27. Уотермен, Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ. / Р. Уотермен. – М.: Прогресс, 1998. – 363 с. 28. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнёва, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 669 с. 29. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с. 30. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью / Р.А. Фатхутдинов // Стандарты и качество.2000.№ 10.С. 10-13. 31. Чемберлен, Э. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Э. Чемберлен. – М., 1986. – 464 с. 32. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практ. пособие / А.Ю. Юданов. – 3-е изд., испр., доп.М.: ГНОМ и Д, 2001. – 304 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!