Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Самоопределение личности в юношеском возрасте

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2014
Оглавление
Введение3 1.Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте7 2.Исследование22 Заключение37 Список использованной литературы44
Введение

Существуют различные критерии периода юношеского возраста. В основном – это возраст 16-17 лет в развитии человека. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Больше всего в этом возрасте людей интересует будущая жизнь с точки зрения профессии. В этот относительно короткий период юноше необходимо создать жизненный план – решить вопросы кем быть и каким быть. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Они находятся в состоянии профессиональной ориентации, выясняют свои способности и склонности и возможности, интерес к той или иной профессии. В нашей стране многие после 9-го класса уже учатся в училищах и техникумах, то есть уже приобщаются к каким-то профессиям. Часто бывает так, что юноша имеет склонность и интерес к какой-либо профессии, но у него нет способностей или возможностей ею заниматься. Здесь важно переориентировать ребенка. Выявляя склонности юноши можно ему помочь сориентироваться в выборе. Чем больше он знает о различных профессиях, тем ему будет легче. В этом ему могут помочь педагоги, психологи, родители и другие взрослые. Бывает, что юноша выбрал профессию, но семья против его выбора. Позиция родителей должна быть здесь демократичной. Многие юноши стремятся к какой-либо профессии из-за ее престижности, хорошей оплачиваемости (иногда в этом «помогают» родители) не учитывая своих реальных интересов и возможностей. Самосознание. С развитием самосознания тесно связано возникновение центрального новообразования данного возраста – самоопределения, как профессионального, так и личностного. В выпускном классе, когда выбор профессии уже не абстрактное будущее, а уже наступившая реальность развитие самосознания юноши сопровождается сильной напряженностью. При самоопределении может резко измениться самооценка и возникнуть сильная тревожность. Но в общем все таки можно говорить о стабилизации личности, так как например, самоуважение у них выше, чем у подростков. Юношам свойственна устремленность в будущее. Процесс самоопределения у разных юношей протекает по-разному: у кого-то плавно и легко, у кого-то скачкообразно. У кого-то самоопределение наступает сразу и четко, а у кого-то с переживанием внутренних конфликтов, тяжелых сомнений и поисков себя. Последнее десятилетие в отечественной психологической науке отмечено изменениями ее позиции и смещением ориентаций в сторону изучения личности в различных условиях жизнедеятельности, что обеспечило методологические возможности для пересмотра устоявшихся положений, в том числе касающихся вопроса самоопределения личности в юношеском возрасте. Теоретически переосмыслена сущность человеческой активности, а личность стала интерпретироваться как самостоятельный суверенный субъект активности, принимающий на себя ответственность за решение своих жизненных проблем. Современное состояние изучения личности и ее жизненного пути нашло отражение в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмо-лова, А.А. Бодалева, Б.С. Братуся, А.В. Брушлинского, И.Б. Котовой, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, Л.В. Сохань, В.В. Столинаи др. Требуют переосмысления и реинтерпретацииположения отечественной психологии, связанные с пониманием сущности и движущих сил развития личности в целом. К числу таких проблем относится проблема самоопределения личности, различные аспекты которой описаны в работах Б.Г. Ананьева, М.И. Бобневойи Е.В. Шороховой, Е.А. Климова, Л.Н. Когана, И.С. Кона, В.Ф. Сафина, Л.В. Сохань, В.А. Ядоваи др. Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется переживанием трудностей, которые испытывают люди в поисках смысложизненныхориентаций, на что неоднократно указывали ведущие психологи нашей страны. Переосмысление проблемы смысложизненногосамоопределения личности на современном этапе развития психологической науки предполагает определение соответствующего новому времени содержания явления, вычленение его структурных уровней, выявление направлений самоопределения. Теоретическое значение работы состоит в том, что были эмпирически выделены и теоретически обоснованы и описаны направления самоопределения; при этом социальное самоопределение в раннем юношеском возрасте выделяется для специального анализа. Социальное самоопределение на этапе ранней юности рассматривается как процесс изменения социальных установок личности, результатом которого становится готовность самоопределившейся личности занять определенное место в мире взрослых. Объектом исследования выступили молодые люди - старшеклассники школы №150городской гимназии №6. Предметом исследования явилось выявление самоопределенияв процессе содействия - кооперативного развивающего взаимодействия - старшеклассника и взрослого в рамках ведущей учебно-профессиональной деятельности. Гипотезы представленного исследования состоят в следующем: 1. Социальное самоопределение в ранней юности является сложным внутриличностным процессом и включает в себя четыре направления, отражающих смысложизненные ориентации личности. При этом когнитивное направление социального самоопределения связано с построением жизненной временной перспективы, эмоциональное - с изменением отношений со взрослыми и сверстниками, поведенческое - с усвоением молодыми людьми профессиональных и полоролевых паттернов поведения, интегративное (креативное) - с целостным переосмыслением стартовых жизненных возможностей. Целью исследования стало изучение самоопределения личности в целом и/или развитию отдельных направлений социального самоопределения в раннем юношеском возрасте, отражающих смысложизненные ориентации молодых людей.

Заключение

Научная психологическая проблема смысложизненного самоопределения юношества в контексте общего развития психологической науки является одной из актуальных в настоящее время. Она может быть разрешена совместными усилиями ученых - специалистов по данной проблеме - и практических работников при выраженной готовности молодых людей осуществлять процесс собственного социального самоопределения и содействии этому процессу со стороны родителей и воспитателей. Показателями готовности самоопределившейся личности стать субъектом планирования и проживания собственной жизни является ее реальное представление о себе и мире, осознание своего места в системе отношений с другими, способность осуществлять выборы в значимых социальных сферах, ответственное отношение к построению и реализации своей жизни в целом. В связи с этим актуализируются вопросы обновления форм работы с молодежью и разработки новых средств содействия социальному самоопределению молодежи на этапе ранней юности. Теоретический анализ особенностей социального самоопределения в раннем юношеском возрасте позволил определить понятие явления социального самоопределения, связанного с изменением социальных установок, выступающих единицами анализа развития личности. Социальное самоопределение в ранней юности связано с решением молодым человеком вопроса построения смысложизненных ориентиров. Процесс выработки этих ориентиров начинается с изменения поведенческих установок личности, влияющих на выработку общих социальных смыслов. Содержание и структура процесса социального самоопределения в ранней юности зависят от соотношения знания о внешнем и внутреннем мире и от активности субъекта самоопределения. Они связаны с важнейшими сторонами жизни молодых людей - их временной компетентностью, построением отношений с другими людьми, выбором образцов поведения. Содействие процессу социального самоопределения со стороны взрослого происходит в активных формах взаимодействия и сопровождается рефлексивным осмыслением вновь приобретенного опыта. Разработка форм этого взаимодействия проводится в соответствии с общей теоретической моделью средства содействия процессу социально-психологической поддержки. Структура модели повторяет этапы решения творческой задачи: актуализацию смыслов, их исчерпание и дискредитацию, инновацию и реализацию нового знания. Теоретическое рассмотрение и анализ результатов экспериментальных исследований возможностей социально-психологического содействия социальному самоопределению личности в раннем юношеском возрасте позволяет нам сделать следующие общие выводы : 1. Социальное самоопределение в раннем юношеском возрасте связано с решением взрослеющим субъектом развития вопроса о выборе смысложизненных ориентаций, которые проявляются в его поведенческих установках. Социальные установки выступают наблюдаемыми единицами анализа развития личности. Социальное самоопределение в ранней юности происходит как процесс корректировки социальных установок. 2. Содержательные характеристики направлений социального самоопределения зависят от соотношения внешнего и внутреннего знания и поведения и готовности субъекта к осуществлению преобразований собственной личности. Формы оказания поддержки на каждом из уровней самоопределения (когнитивном, эмоциональном, поведенческом, интегративном) логически следуют из результатов эмпирических исследований, подтверждающих адекватность выделенной структуры процессу социального самоопределения юношества. Уточненные основные положения возрастного и социального развития личности на этапе ранней юности состоят в том, что: а) общеизвестное положение об ориентации старших школьников на будущее как основной примете раннего юношеского возраста в настоящее время вызывает сомнение; ориентация их на будущее происходит при указании или обращении внимания взрослым на эту проблему; б) существуют половые и возрастные различия молодых людей в отношении к своему внутреннему миру и к другим людям: интеллектуально ориентированные девушки склонны драматизировать изменения своего внутреннего мира, интеллектуально ориентированные юноши больше всех своих сверстников могут переживать трудности налаживания взаимодействия со сверстницами, что предполагает различную стратегию и формы оказания им социально-психологической поддержки; юноши и девушки разного возраста и с различной степенью школьной успешности по-разному переживают межличностные конфликты, и в целом происходит все большая рационализация восприятия и отношения к жизненным явлениям у юношей, у девушек этот процесс носит к моменту окончания школы все больше эмоциональный характер; в) полоролевой эталон у старшеклассников носит противоречивый характер: в представлении о полоролевом образце преобладает мужественность и бесполость, в отношении к явлениям и событиям - женственность, полоролевое поведение (в том числе связанное с выбором профессии) носит независимый от представлений и отношений характер и обусловлено скорее социально-экономической необходимостью, чем социокультурными традициями; этот факт следует учитывать при осуществлении профориентационной работы в старших классах и при воспитательном содействии по поводу подготовки молодых людей к семейной жизни. 3. Содействие как форма социально-психологической поддержки процесса социального самоопределения выступает в качестве поведенческой стороны со-бытия. Предпосылками успешного осуществления содействия служат доверие между воспитателем и воспитуемым при занятии ими сотворческой позиции в условиях трасситуативного научения, имитирующих реальную жизнь старшеклассников с их потребностью освоения внешнего мира и определения своего места в нем. Механизмом переосмысления опыта становится синтезирующая рефлексия отношения к собственной деятельности, происходящей в результате сдвига мотива на цель в процессе совместной со сверстниками и взрослыми учебно-профессиональной деятельности. Имитационная игра как средство содействия процессу социального самоопределения способствует изменению как процесса в целом, так и отдельных его направлений. 4. Позитивные изменения в показателях шкал креативности и общей са-мо-эффективности зависят от готовности старших школьников - понимания и принятия ими в ходе игрового взаимодействия задачи и от оценки личностных ресурсов для ее решения. Изменения у десятиклассников происходят в направлении переоценки знаний и представлений при повышении общей самоэффективности. Позитивные изменения в показателях креативности и общей само-эффективности у одиннадцатиклассников носят отсроченный и со временем все более устойчивый характер. Переосмысление опыта происходит у одиннадцатиклассников как на уровне изменения представлений, отношений или поведенческих проявлений, так и на уровне изменения процесса социального самоопределения в целом. 5. Осуществленная стандартизация шкал креативности и общей самоэффективности (на выборке старших школьников при сравнении с данными взрослой выборки) позволяет широко применять их практическим психологами для определении эффективности проводимой со старшеклассниками социально-психологической развивающей работы. Высокий уровень значимости корреляции шкал креативности и общей само-эффективности (р<0,001) позволяет учитывать этот факт при разработке развивающих программ с учетом предпочтений или других особенностей участников и ведущего, в большей степени ориентированных на познание или на поведенческую активность. Таким образом, выполнены все задачи диссертационного исследования и достигнута его основная цель - изучение возможностей социально-психологического содействия взрослого социальному самоопределению личности в целом и/или развитию отдельных направлений социального самоопределения в раннем юношеском возрасте, отражающих смысложизненные ориентации молодых людей. В работе реализованы основные положения, выносимые на защиту: 1. Самоопределение личности в социальной жизни представляет собой процесс изменения социальных установок, результатом которого является внутренняя готовность самоопределившейся личности включиться в современную социальную жизнь. Она складывается из потребностей, мотивов и предшествующего жизненного опыта и есть не что иное, как понимание и принятие жизненной задачи. 2. Готовность личности занять определенное место в мире взрослых являет собой системное образование, сочетающее в себе результаты достижений отдельных направлений социального самоопределения. Их содержанием является становление временной и коммуникативной компетентности молодых людей и выбор поведенческих паттернов. 3. Корректировка смысложизненных ориентаций в ранней юности происходит в совместной со взрослым учебно-профессиональной деятельности, в которой взрослый выступает носителем аккумулированных жизненных смыслов и их активным проводником. Продуктивное взаимодействие воспитуемых и воспитателя предполагает построение и реализацию перспектив просоциального личностного развития. В процессе взаимодействия в форме имитационной игры социальная установка рассматривается как единица анализа, обладающая свойствами процесса самоопределения в целом. 4. Активное включение взрослого в процесс социального самоопределения несет с собой поначалу усиление рассогласования знания и поведения, что проявляется в снижении показателей креативности и усилении характеристик общей само-эффективности. Дальнейшее продуктивное взаимодействие взрослого и молодого человека происходит как решение творческой задачи, направленной на преодоление разрыва между прошлым знанием и поведением и требованиями актуальной ситуации. В зависимости от степени готовности молодых людей к осуществлению социального самоопределения оно может быть связано с изменением знания и отношения, поведения или переосмыслением жизненных перспектив в целом. 5. В процессе реализации технологии трансситуативного научения, реализуемого в рамках ведущей для раннего юношеского возраста учебно-профессиональной деятельности, происходит саморазвитие просоциальной направленности старших школьников. Социальные установки личности выступают единицами анализа, обладающими свойствами процесса в целом. Об их изменении свидетельствуют тестовые показатели. Подтверждены гипотезы настоящего диссертационного исследования, раскрывающие теоретическую и практическую значимость представленной работы. 1. В теоретическом плане исследовано явление социального самоопределения как сложного внутриличностного процесса, который включает в себя четыре направления, отражающих смысложизненные ориентации личности. Каждое направление социального самоопределения связано с реализацией одной из сторон социальной жизни старшеклассника - ориентацией в пространственно-временной сфере, изменением отношения с другими людьми, освоением и реализацией репертуара поведенческих паттернов. Интегративное (креативное) сочетание этих направлений при активной включенности молодого человека в процесс социального самоопределения приводит к целостному переосмыслению стартовых жизненных возможностей. 2. Содействие взрослого процессу вхождения молодых людей во взрослую жизнь может происходить на разных направлениях самоопределения. Работа воспитателя, носящая интегративный (креативный) характер, может способствовать как изменению в сфере отдельных направлений социального самоопределения молодых людей, так и процесса социального самоопределения в целом.

Список литературы

1. Барретт, Д. Проверьте свои возможности: тесты / Д.Барретт, Д.Вильямс. – М.:Астрель, 2007. – 206 с. 2. Волочков, А.А. Активность индивидуальности как фактор развития: на пути к трехфакторной парадигме // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я.Купалы; науч. ред.: Н.А. Логинова, К.В.Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2012. - С. 18 – 32. 3. Волочков, А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. - Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2007. – 376 с. 4. Волочков, А.А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика /А.А.Волочков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - Т.7. - № 1. - С. 12 – 45. 5. Волочков, А.А. Вопросник учебной активности. Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2002. – 58 с. 6. Волочков, А.А. Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий / А.А.Волочков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 17. – 2012. - № 19 (273). - С. 58 – 68. 7. Воробьев А.Н. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»: Руководство / А.Н. Воробьев, И.Г. Сенин, В.И. Чирков. – Ярославль, 1993. – 47 с. 8. Джидарьян, И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания / И.А.Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. – М.: Наука, 1988. - С. 56 - 88. 9. Климов, Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 — 400 с. 10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.– 304 с. 11. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии / Л.М. Митина. – М.: 2008. – 186 С. 12. Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с. 13. Реан А.А. Психология человека. От рождения до смерти. Энциклопедия. Полный курс психологии развития. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. 14. Воробьева А.Е. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи. Дис… канд. психол. наук. - М., 2010. 15. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996. 16. Спир Е. Основные различия восприятия рекламы маркетологом и потребителем продукта. URL: http: //www.marketing-ua.com/articles.php? articleId=276

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!