Процесс снабжения аптечной организации товарами включает несколько операций:
1) изучение спроса на товары аптечного ассортимента, определение потребности в них, выбор поставщика и оформление договорных отношений;
2) мероприятия по доставке товара и его приемке;
3) оплата товара и транспортных расходов по его доставке.
Всех потребителей по типу покупательского поведения можно разделить на следующие категории: "Жесткий", "Всезнайка", "Дружелюбный экстраверт", "Нерешительный", "Противный спорщик", "Воин", "Некоммуникабельный", "Позитивно мыслящий". Каждый тип потребителя требует индивидуальной стратегии коммуникации.
Ассортимент - это та продукция, которую мы предлагаем нашему покупателю. При проведении аналитической работы по действующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям: широта ассортимента, полнота ассортимента, глубина ассортимента, насыщенность ассортимента, гармоничность ассортимента, полнота использования, устойчивость ассортимента, степень обновления ассортимента.
В аптечном сегменте в 2012 году произошли заметные изменения. В первую очередь стоит сказать о «переделе» на аптечном рынке. По итогам 2012 года на первое место по объему продаж вышла аптечная сеть «Ригла» с оборотом 17,4 млрд. руб. (прирост продаж к 2011 году 18%). Доля сети составила 2,54%. На втором месте по результатам 2012 года находится сеть А5 (объединившая в себя в 2011 году аптечные сети А5, Мособлфармация, Норма). Третье место в рейтинге аптечных сетей досталось бывшему лидеру – аптечной сети «36,6». Доля сети по итогам года составила 2,41%, упав с 2,7% в 2011 году.
Как и в 2011 году, в сегменте ЛПУ в стоимостном объеме наибольшая доля приходится на импортную продукцию, в то время как по объему в упаковках лидируют отечественные препараты. Разделение препаратов по ценовым категориям позволило выявить, что в 2012 году во всех сегментах был отмечен рост в стоимостном выражении, за исключением сегмента от 50 руб. до 150 руб., в котором наблюдается падение объема закупок на 4%.
Самым емким остается сегмент препаратов с ценой выше 500 руб., при этом его доля выросла почти на 1% за счет сокращения объемов закупки сегмента «от 50 руб. до 150 руб.». В 2012 году он занял около 61,9% стоимостного объема сектора ЛПУ и всего 4,1% в натуральном выражении. Отметим, что средняя стоимость одной упаковки в сегменте от 500 руб. составляет порядка 2 160 руб., что почти в 15 раз выше, чем средняя цена всех ГЛС в больничных закупках.
Первое место в госпитальном рейтинге брендов, как и в предыдущие периоды, занимает НАТРИЯ ХЛОРИД – растворитель для ряда инъекционных и инфузионных лекарственных форм. Доля этого бренда максимальна в сегменте ЛПУ и составила 4,7%. На втором месте в рейтинге самых закупаемых брендов – КАЛЕТРА с долей 2,5%. Для данного препарата отмечен максимальный прирост закупок. Как уже отмечалось выше, именно во многом благодаря этому бренду компания ABBOTT смогла войти в тройку лидеров госпитального сегмента по итогам 2012 г. На третьем месте – препарат КОМБИВИР компании GLAXOSMITHKLINE. Доля ТОП-20 брендов в госпитальных закупках составляет порядка 23%. Причем в рейтинг попадают как дорогие импортные лекарственные средства, так и дешевые отечественные препараты (НАТРИЯ ХЛОРИД, ГЛЮКОЗА).
По сравнению с 2011 годом в рейтинге за 2012 г. появилось шесть новых брендов, среди которых три противовирусных препарата для лечения ВИЧ-инфекции – ПРЕЗИСТА, ИСЕНТРЕСС, РЕАТАЗ и три противомикробных средства: для лечения туберкулеза (КАПРЕОМИЦИН), заболеваний дыхательной системы (АВЕЛОКС) и антибиотик-цефалоспорин широкого спектра действия ЦЕФТРИАБОЛ.