Лексические особенности организации пространства и времени в стихотворениях Гумилёва и способы их сохранения в процессе их перевода на английский

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Лексикология
Страниц
33
Год сдачи
2014
Оглавление
Вступление Глава 1 Концепт организации пространства и времени в произведениях Гумилева 1.1. Творчество Н. С. Гумилева 1.2. Лексические особенности поэзии Гумилева Глава 2 Передача особенностей стиля поэта при переводе Заключение Список использованной литературы
Введение

В данной работе рассматривается содержательная структура концепта «пространство» в поэзии Н.С. Гумилева, ее вербализация средствами лексического уровня языка. Для изучения авторского стиля поэта важно пронаблюдать, те средства языка, которые мастер использует для отображения разных пространственно-временных характеристик. Помимо концепта «пространство», мотив движения также является ведущим в поэзии Гумилёва. Поскольку пространство является одним из основных проявлений реальности, человек начинает его формировать как только осознает себя и начинает изучение окружающего мира. Пространственный опыт формируется как результат взаимодействия человека с окружающим миром на индивидуальном уровне. Дело в том, что наша пространственная картина мира не однослойная и включает в себя не только научные, «бытовые» представления о пространстве, но и архаические, и мифологические знания.


Успейте заказать решение контрольной работы в Екатеринбурге , чтобы успеть до дедлайнов.


. Все ингредиенты познания смешиваются в сознании человека образуя в результате сложный и всеобъемлющий концепт. Цель работы — исследование лексических особенностей организации пространства и времени в стихотворениях Гумилёва и способов их сохранения в процессе перевода на английский. В соответствии с определенной целью формулируются основные задачи исследования поэзии Н. Гумилёва поэта Серебряного века: 1. Осветить лексические особенности концепта «пространство» в поэзии Н.С. Гумилева 2. Уточнить и углубить представление о роли поэзии Гумилёва в историко-литературном процессе Серебряного века. 3. Показать способы сохранения лексических особенностей в процессе перевода поэзии на английский язык. Предметом исследования является поэзия Гумилёва в контексте литературного процесса Серебряного века. Изучение творческого наследия поэта создало актуальность работы с трудами А. Ахматовой, А. Блока, О. Мандельштама, а также критические статьи В. Брюсова, А. Блока, В. Иванова, И. Анненского, С. Городецкого, О. Мандельштама.

Заключение

Целью исследования поэзии Н. Гумилёва как одного их ведущих поэтов Серебряного века было осветить лексические особенности концепта «пространство» в поэзии Н.С. Гумилева. Своеобразен и многообразен язык Николая Степановича Гумилева. Хотя он поздно вырос как большой поэт, поздняя его деятельность и сборник стихов "Огненный столп" похожи на вспыхнувшую звезду Гумилева. За свою активную творческую жизнь автор изучил и впитал в себя опыт и литературные идеи таких направлений как символизм, футуризм и акмеизм. В развитии последнего он принимал самое активное участие, формируя вкус и рост окружающих его поэтов Серебряного века. Гумилева был занят и обучающей деятельностью, руководил переводческой студией и редактировал многие переводы, обучал молодых поэтов из студии "Звучащая раковина". Большое число произведений и активная деятельность автора, развитие и поиски помогли получить Гумилеву призвание и успех. В поэзии Н. Гумилёва сочетается символистическая поэтика, акмеистическое мировидение и предметность, футуристические эксперименты и осознание разрыва собственных идеалов и стремлений с идеалами современного поэту мира. Метода творчества поэта в целом характеризуется художественной открытостью. Среди образов, в поэзии Гумилева особенно заметны астральные, космические - звезды, планеты и символистский "сад". Впоследствии автор синтезировал этот опыт и развивал символистические тенденции на качественно новом уровне, не обрывая связь с символистами в течение всей жизни. Последние годы творчества показывают как лучшие моменты и завоевания символистической лирики, так и художественный методом акмеизма. Н. Гумилёв неоднократно использует лексемы пространство в своих произведениях, что является особенностью его идиостиля. Надо отметить, что в искусстве ХХ столетия категории пространства и времени приобрели особое звучание. Алогичность бытия в тот период подчеркивается всеми художественными средствами. Николай Гумилев осмысливает пространство философски, оно осмысляется и как форма бытия, некое первоначало мира? это иная (духовная) реальность, инобытие и Пространство как земной мир. В поэзии Н. Гумилёва концепт «пространство» тесно связан с концептом «движение». Зачастую это путешествие, странствие, а пространственная характеристика является важнейшим параметром движения. Земное пространство у Н. Гумилёва выражается словами: земля, горы, лес, луг, равнины, ивы, дорога, город, селенья, травы, поле, крыши, площади, чащи, а также река, море, болота, озеро, океан, воды. Топонимы в лирике Гумилёва входят в состав ярких, наглядных метафорических выражений, отражающих неординарное восприятие поэтом реального пространства. Поэт необычно ассоциирует пространства, выделяя основной для описываемой местности образ, признак.

Список литературы

1. Баевский В.С. История русской поэзии. – Смоленск: РУСИЧ, 1994. 2. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 496 с. 3. Гумилёв, Н. С. Избранное / Н.С. Гумилёв; предисл., сост., примеч. Н. Богомолова. — 2-е изд., доп. — М.: Панорама, 2000. — 544 с. — (Библиотека «Русская литература. ХХ век»). 4. Гумилёв Н. Стихи. Письма о русской поэзии. – М.: Художественная литература, 1990. 5. Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. – М.: Современник, 1990. 6. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. – М.: Вся Москва, 1990. 7. Иванов В.В. Звездная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумилева) - в кн.: Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. – М.: Художественная литература, 1990. 8. К 60-летию А. Кушнера. Звезда, 1996, №9, с.3-14. 9. Кушнер А. Пятая стихия: стихи и проза – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 10. Кушнер А. Среди детей ничтожных мира. Заметки на полях. – Новый мир, 1994, №10, с.196-213 11. Кузнецов П. Метафизика и практика Петербурга – Звезда, 2002, №8, с.232-235. 12. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск: Водолей, 2000. 13. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. 14. Марк Г. Одинокий пилот. - Новый мир, 2003, №2, с. 62-64. 15. Ронен О. Естество. - Звезда, 2002, №9, с.228-235. 16. Гуковский Г.А. К вопросу о творческом методе Блока // Лит. Наследство. А.Блок. Новые материалы и исследования. Т., 1992. Кн. 1.С.79-85. 17. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995. - 491 с. 18. Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик. Оренбург, 2000. — 260 с. 19. Лукницкая, В. 1990. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л.:Лениздат. 20. Зобнин Ю.В. Странник духа Н. Гумилев // Pro et contra. М.,1997. 51. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. Л., 1989.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!