Итак, завершился определенный этап в жизни кейнсианской теории, начавшийся в 30-е годы XX века. Но сама теория Кейнса по-прежнему жива и развивается в современных условиях. Ведь она никогда не была сводом неприкасаемых догм и обязательных инструкций для ее сторонников. История кейнсианства - это история непрерывного развития, приспособления к меняющейся действительности, поисков и уточнений как в области теоретического анализа, так и в практической политике.
Таким образом, проведя глубокое исследование современной ему экономики, Кейнс акцентировал внимание на изъянах рыночной системы и предлагал меры по их устранению при помощи государственного регулирования.
Итак, мы выяснили, что теория Кейнса не представляет никакого нового вклада по сравнению с советской экономической теорией и демонстрирует совершенно отличающийся подход.
Кейнс как был, так и остался приверженцем положения классической теории, согласно которому экономическая деятельность должна идти сама по себе. Он только дополнил этот постулат утверждением, что в кризисные моменты возможна определенная помощь государства. Последователи Кейнса укрепили это положение, подкрепив эти высказывания отца-основателя теорией экономических циклов. То есть, пока дела идут на лад, государство вмешиваться не должно, но в пору спада и кризиса, государство может вмешаться и облегчить условия той «игры», которую ведут предприниматели, не ограничивая ни в чем их свободы.
В заключение нужно сказать несколько слов об антикейнсианских течениях экономической мысли конца ХХ века, которые, к сожалению, некритически воспринимаются некоторыми российскими экономистами (или скорее, публицистами от экономики), увидевшими в этих течениях «последнее слово» современной науки. К числу таких течений относятся монетаризм, «новые классики» и «теория предложения». Все эти направления выступают против активного государственного регулирования экономики, призывают во всем положиться на автоматически действующие силы рынка.
Монетаристы в принципе отказываются от анализа причинно-следственных связей, роль науки они видят в установлении корреляционных зависимостей между произвольно подобранными переменными, а искусство экономической политики сводится ими к слепому следованию элементарному правилу: наращиванию денежной массы неизменным темпом, независимо от фазы цикла и состояния экономики. Попытки следовать монетаристским рекомендациям, предпринятые в конце 70-х – начале 80-х годов центральными банками и правительствами некоторых западных стран, дали негативные результаты и были быстро оставлены. Тем не менее, монетаризм сохранил определенные позиции и преподавании, публицистике, и, главное, в официальной идеологии и политике МВФ, которые весьма жестко навязываются странам, нуждающимся в международной помощи.
«Теория предложения» противопоставляет государственным расходам политику снижения налогов как инструмент поощрения частного предпринимательства.
Собственно, в тезисе о том, что высокие налоги не всегда эффективны, нет ничего нового: об этом можно прочесть у Адама Смита. Новым является утверждение лидера школы «теории предложения» Лаффера, будто бы доходы государственного бюджета возрастают по мере снижения ставок налогообложения. Это утверждение, которое может быть верным лишь в специфических ситуациях и на ограниченном отрезке значений, как ставок налогообложения, так и доходов бюджета, абсолютизированное и формализованное, превращается в абсурд. Как замечал Джеймс Тобин, «Лаффер рисовал свою кривую на салфетке из-под крепкого коктейля»
Единственной страной, последовавшей рекомендациям «теории предложения», явились Соединенные Штаты при администрации Рейгана. Понятно, что резкое снижение ставок налогообложения (при сохранении огромных социальных программ и военных расходов) привело не к увеличению налоговых поступлений, а к гигантскому росту государственного долга. При этом снижение налогов не вызвало всплеска инвестиционной активности: американцы предпочитают вкладывать свои сбережения в государственные облигации, тогда как инвестиции в основной капитал осуществляются за счет ввоза капитала и соответствующего ему пассивного сальдо торгового баланса.