Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Средства выражения категории пространство в поэзии Н. С. Гумилёва

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Филология
Страниц
30
Год сдачи
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...…. 3 Глава 1. Категория пространства и средства её выражения в поэтическом тексте…………………………………………………………………6 1.1. Особенности поэтического текста………………………………..6 1.2. Текстовая категория «пространство»……………………………..8 1.3. Средства выражения категории пространства в поэтическом тексте………………………………………………………………..10 Глава 2. Средства выражения категории «пространство» в поэзии Н. С. Гумилёва………………………………………………………...15 2.1. Поэтический мир Н. С. Гумилёва……………………………………15 2.2. Средства выражения категории пространства в сборнике «Чужое небо»………………………………………………………………….21 Заключение……………………………………………………………………..37 Литература……………………………………………………………………. .39
Введение

Данная курсовая работа посвящена исследованию репрезентации категории пространства в поэтическом творчестве известного поэта Серебряного века – Николая Степановича Гумилева (1886-1921). Работа выполнена в русле коммуникативной стилистики текста – направления … Творчество Н. C. Гумилёв пронизано актуальным в искусстве ХХ столетия категориям пространства и времени, которые приобретали особое звучание. Алогичность бытия в тот период подчеркивается всеми художественными средствами. Изучение творческого наследия поэта создало актуальность работы с критическими статьями В. Брюсова, В. Иванова, И. Анненского, С. Городецкого, В. Лукницкой, Ю. Зобнина.Изучением поэтического наследия Н.С. Гумилева в аспекте принципов литературных направлений начала века занимались Афанасьева, С. Карпенко, А. Котова, Красина, С. Сыпченко и другие. Однако в целом лингвистические аспекты  до сих пор остаются недостаточно изученными. Цель данной курсовой работы: проанализировать репрезентацию категории пространства в поэзии Н. С. Гумилева. Задачи исследования: рассмотреть особенности поэтического текста и текстовой категории «пространство»; выявить главные пространственные оппозиции в сборниках Н. С. Гумилёва «…» и «…»; проанализировать средства репрезентации категории пространства в поэзии Н. С. Гумилева; определить основные мотивы в поэзии на основе пространственной характеристики, на основе анализа категории пространства в лирике поэта, показать идиостилевое своеобразие его стихотворений. Объект исследования: категория пространства в поэзии Н. С. Гумилева. Предмет исследования: средства репрезентации категории пространства в поэзии Н. С. Гумилева. Материал исследования: стихотворения, содержащие средства репрезентации категории пространства в сборниках «Чужое небо» и «…». Проанализировано … стихотворений. Актуальность и новизна исследования состоит в том, что на сегодняшний день творчество поэта недостаточно исследовано. Н. С. Гумилев до сих пор остается загадочным и неизвестным поэтом. Изучение творчества Н. Гумилева началось с конца ХХ века, когда на родине появилась возможность прочитать его стихотворения. Данная работа была выполнена в русле новой лингвистической парадигмы, которая нацелена на формирование не только языковой и лингвистической компетенций, но и коммуникативной и культуроведческой. В работе используются следующие исследовательские методы и приемы: метод ассоциативно- семантического поля, тематико- классификационный анализ при описании структуры концепта; контекстуальный анализ с использованием приема компонентного анализа с опорой на словарные дефиниции при интерпретации примеров из идиостиля Н. С. Гумилева, а также выявлении компонентов структуры концепта; метод реконструкции при представлении моделей экспликации тропов; прием анализа по этимологическим данным, сопоставительный анализ, когда выявляются интертекстуальные связи идиостиля с контекстом культуры; контекстологический метод; семантико-стилистический метод. Сегодня многие литературоведы и критики большое внимание уделяют биографическому методу анализа при изучении творчества Н. Гумилева. Существует мнение, что Н. Гумилев как личность затмил собой Н. Гумилева-поэта. Мы же хотели обратить внимание на анализ поэзии Н. Гумилева. Наши исследования могут помочь в работе литературоведам и критикам. По теме исследования практически нет литературы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

Данное исследование посвящено изучению репрезентации категории пространства в поэзии Н. Гумилева. Рассмотрев лексические особенности передачи земного пространства в лирике Н. Гумилёва можно заключить, что пространством являются бескрайность, отдаленность и неизведанность. Более земной образ пространства является доминирующим в творчестве Гумилёва. Н. Гумилёв неоднократно использует лексемы пространство в своих произведениях, что является особенностью его идиостиля. Данное положение можно понять с точки зрения акмеизма, поскольку именно акмеисты отмечали ценность каждого явления на земле, говорили о самоценности, красоте и священности окружающего мира. В поэзии Н. Гумилёва концепт «пространство» тесно связан с концептом «движение». Зачастую это путешествие, странствие, а пространственная характеристика является важнейшим параметром движения. НиколайГумилев осмысливает пространство философски, оно осмысляется и как форма бытия, некое первоначало мира. Мы проанализировали сборник поэта «Чужое небо» и пришли к следующим выводам: 1) Лирический герой постоянно стремится к путешествиям, пути, движению. Родное пространство ассоциируется у него с скукой, обыденностью, творческим застоем. 2) Многие стихотворения Н. Гумилев посвящает своей жене, но даже молодая супруга не в силах заставить мужа долго оставаться на одном месте. Гумилева привлекает Абиссиния и Египет, Константинополь, Китай и другие места. Его манят неизведанные страны, он хочет прославиться, совершить героические подвиги и оставить свой след в истории. 3) Лирический герой выступает в образе путешественника, моряка – борца с водной стихией, странника, желающего обрести умиротворение и душевный покой. Перед нами бесстрашный и отважный капитан или рыцарь. Однако чужое пространство часто оказывается враждебным, оно не нуждается в героях, поэтому у героя есть три выхода: смерть, возвращение в отчий дом или продолжение пути и поиск земли обетованной несмотря ни на что. Лирическому герою по душе последнее, поэтому он наиболее близок Дон Жуану. Сборник назван «Чужое небо» и чужим и далеким оказываются небеса – ирреальное пространство. Для Н. Гумилева земля – жизненное пространство обладает непреложной ценностью. Земной мир (в отличие от подземного) прекрасен во всех своих проявлениях и не важно: дома ты или в гостях. Поэт воспевает единство мира: красоту природы – ее горы, пустыни, моря, океаны и т.д. И продолжает свой трудный и опасный, но притягательный путь.

Список литературы

Баевский В.С. История русской поэзии. – Смоленск: РУСИЧ, 1994. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 496 с. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста : учебное пособие / Н. С. Болотнова. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2006. – 631 с. Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. – М.: Современник, 1990. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. – М.: Вся Москва, 1990. Зобнин Ю. В. Странник духа Н. Гумилев // Pro et contra. М.,1997. Иванов В. В. Звездная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумилева) - в кн.: Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. – М.: Художественная литература, Кушнер А. Среди детей ничтожных мира. Заметки на полях. – Новый мир, 1994, №10, с.196-213 Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера - история / Ю. М. Лотман. — М., 1996. – 226 с. Николина, Н. А. Филологичекий анализ текста : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина. – Москва : Академия, 2003. – 256 с. Садовский Б. Н. Гумилев «Чужое небо» // Сост. Ю.В. Зобнин. Н. С. Гумилёв: PRO ET CONTRA, М.: РХГИ, 2000. С. 150-175. Лукницкая, В. 1990. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л.:Лениздат. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995. - 491 с. Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик. Оренбург, 2000. — 260 с. Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск: Водолей, 2000. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. Марк Г. Одинокий пилот. - Новый мир, 2003, №2, с. 62-64. Оцуп Н. Николай Гумилев. Жизнь и творчество / Пер. с французского Л. Аллена при участии С. Носова. – СПб:Logos, 1995. – 200 с Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995. - 491 с. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. Шилина О. Н. Гумилёв и В. Высоцкий: поэтика странствий // Гумилёвские чтения . М., 2006. Верник О. «Моя мечта — надменна и проста»: традиции и новаторство в Дон Жуане Н. С. Гумилёва [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumilev.ru/about/99/ Дата посещения: 01.06.14. Ким Теок «Дон Жуан в Египте» Н. С. Гумилёва и образ Дон Жуана в Корее[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumilev.ru/about/38/ Дата посещения: 01.06.14. Кудасова В. В. Пьеса Н. Гумилёва «Дон Жуан в Египте» в культурной парадигме Серебряного века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumilev.ru/about/38/ Дата посещения: 01.06.14. Мелешко Т. А. Одноактная пьеса в стихах «Дон Жуан в Египте» в составе поэтического сборника Николая Гумилёва «Чужое небо» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumilev.ru/about/38/ Дата посещения: 01.06.14.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!