Работа посвящена исследованию концептуальной структуры художественного текста. Объект анализа – художественный текст М.А. Булгакова «мастер и Маргарита». Предмет исследования: характер вербализации явлений природы как результат экспликации контекстуальной структуры художественного текста. Актуальность работы обусловлена ее включенностью в контекст современных исследований. Лингвистическая интерпретация текстовых явлений в последнее десятилетие обрела коммуникативную и когнитивную направленность. Цель работы заключается в выявлении закономерностей концептуального смысла художественного текста.
Доверьте написание магистерской диссертации в Челябинске профессианалам Work5.
. Задачи: - сформировать эмпирическую базу исследования, выделить текстовые фрагменты, репрезентирующие явления природы, - описать материал в аспекте его лингвистических особенностей, - представить тезаурусную систему художественной картины, - проанализировать характер вербализации традиционных бинарных оппозиций, - описать характер репрезентации художественного пространства. Исследование проводится методами концептуального анализа. Нами сформулированы отдельные признаки, выявлены доминантные смыслы некоторых фрагментов текста. Языковым материалом послужили словарные дефиниции, а также результаты выборки из романа «Мастер и Маргарита». В своем исследовании мы опирались на труды ученых Б. А Серебренникова, Е. С Кубряковой, В. И. Постоваловой, Н.И. Журавлевой. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Список литературы по теме исследования включает 24 наименования.
Наше исследование было посвящено способам репрезентации явлений природы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В курсовой работе мы проанализировали понятия «Языковая картина мира», «концепт», «концептуальная картина мира» и выявили наиболее частотные концепты, связанные с явлениями природы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В своей работе мы опирались на русский ассоциативный словарь и словарь символов. Наша работа позволяет сделать следующие выводы: представления М.А. Булгакова о мире не всегда совпадает с показаниями языкового сознания носителей языка. Например, у М.А. Булгакова солнце обладает негативной характеристикой (жара и преисподняя), а луна (в большинстве случаев) положительной (символ романтизма и страсти), хотя обычно у людей положительной окраской обладает солнце и дневной свет. В романе М.А. Булгакова действие разворачивается весной. Весна – любимое время года, но в то же время осадки, обрушивающиеся на город, символизируют смерть, опасность, угрозу, исчезновение. Дождь, молния, гром, ветер, ураган обладают архетипическим значением. Явления природы описаны циклично. За дождем и ураганом непременно следует тишина и успокоение. Но затишье природы не означает победу над хаосом. У М.А. Булгакова явления природы даны не для яркого описания. Все явления природы живут своей жизнью и действуют наравне с персонажами. Мир, явленный в романе М.А. Булгакова – антропоморфный. В нем соседствует добро и зло, и только от человека зависит, что победит, и будет ли возможно спасение. Наше исследование показало, что ментальной основой идиостиля является языковая картина мира, представляющая индивидуальную концептосферу, которая опосредует процесс порождения художественного произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
1. Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 400 с. 2. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. - Томск: Томское книжное издательство, 1989. - 640 с. 3. Вежбицкая А. Речевые жанры (в свете элементарных смысловых единиц) // Антология речевых жанров. Повседневная коммуникация. - М.: , 2007. – С. 79-80. 4. Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М.Высшая школа , 1971. – 240 с. 5. Журавлева О. Н. Гроза в свите Воланда // Политическая лингвистика. Вып. 20. / Уральский гос. пед. ун-т; Главный ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2006. - С. 190 – 198. 6. Журавлева О.Н. Луна как действующий персонаж в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (О метафоризации деятельности) // Лингвокультурология, 2007. № 1. С. 115-131. 7. Золотусский И. Заметки о двух романах Булгакова // Литературная учеба. Кн. 2. – М. , 1991. – С. 147-165. 8. Зубкова Л.Г. Истоки и специфика лингвистического мышления (к обоснованию самобытности русской лингвистической традиции) // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: В 2 т. - Бийск, 2004. Т.1. - С. 141-148. 9. Казаркин Ю.В. Поэтическое состояние языка (попытка осмысления). - Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2002. – 412 с. 10. Крючкова Н.В. Концепт-референция-коммуникация. – Саратов: ИП Баженов, 2009. – 259 с. 11. Кубрякова Е.С.Об одном фрагменте концептуального анализа слова память // Логический анализ языка. Культурные концепты. - М.: Наука, 1991. - С. 85-91. 12. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. Книга третья. О словах// История языкознания (Донаучный период): Очерки и извлечения / Сост. З.И. Резанова. - Томск, 2002. - С. 95-117. 13. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004. – 256 с. 14. Мишанкина Н.А. Метафора в науке: парадокс или норма? – Томск: Изд-во Том. ун-та: , 2010. – 282с. 15. НефедоваС. Н. Образ природы как компонент поэтической модели мира (на материале произведений В. М. Шукшина) // Дис. канд. филол. наук. – Северодвинск, 2001. – 172 с. 16. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. - М.: Наука, 1988.- С. 8-69. 17. Резанова З.И. Метафора в лингвистическом тексте // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2007. №1. - С.18-29. 18. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. - М.: АСТ-Астрель, 2002. 19. Серебренников Б. А., КубряковаЕ. С., Постовалова В. И., Телия, В. Н., Уфимцева, А. А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988. – 240 с. 20. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. - М.: 21. Академический Проект, 2001. - 990 с. 22. Тресиддер Д. Словарь символов. – М. ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с. 23. Тураева З. Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). – М.: Просвещение, 1986. – 127 с. 24. Шпильная Н.Н. Языковая картина мира в структуре речемыслительной деятельности русской языковой личности (на материале сочинений по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»): Автореф. дисс… канд. филол. наук. -Кемерово, 2010. 210 с. 25. Фрумкина Р.М. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология // Язык и наука конца ХХ века. М. Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995. – С. 74-117. 26. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. – 238 с.
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!