Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Сензитивные периоды и их роль в психическом развитии ребенка

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2014
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Сенситивные периоды развития ребенка 4 1.1. Психоизиологические основы сенситивности 4 1.2. Сенситивные периоды физического развития 15 1.3. Сенситивные периоды психического развития 17 1.4. Критические и сенситивные периоды 18 1.5. Сенситивный период развития речи 20 1.6. Сенситивные периоды и интеллектуальное развитие 23 Вывод по главе 1 26 Глава 2. Исследование сенситивных периодов особенностей принятия решения 27 Вывод по главе 2 30 Заключение 31 Список литературы 32 Приложение 34
Введение

Сенситивный период - это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. Т.е. это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет. В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств. Цель работы: исследовать сенситивные периоды и их роль в психическом развитии ребенка. Задачи работы: 1. Изучить пихоизиологические основы сенситивности; 2. Рассмотреть сенситивные периоды физического развития ; 3. Проанализировать сенситивные периоды психического развития; 4. Рассмотреть понятия критических и сенситивных периодов; 5. Изучить сенситивный период развития речи; 6. Выявить сенситивные периоды интеллектуального развития; 7. Провести исследование сенситивных периодов особенностей принятия решения. Методика исследования: Для объективной оценки принятия решения был использован компьютерный комплекс для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат» производства НИИ медицинского приборостроения РАМН (Москва, 2006 г.). В режиме «Управляемый выбор» ребёнку предлагалось быстро и без ошибок реагировать на предъявляемый световой стимул, который включается на левой или правой кнопке в определённой последовательности. Для определения функционального состояния центральной нервной системы использовался компьютерный теппинг-тест.

Заключение

До некоторого времени понятия «критические» и «сенситивные» периоды относились к разным наукам и связывались с разными причинами. В настоящее время доказано, что и сенситивный, и критический периоды имеют в своей основе процессы созревания мозга, а потому многими эти термины используются как синонимы. Критический период — это ограниченный период времени, когда у ребёнка формируется то или иное свойство или функция при обязательном воздействии специфических внешних факторов. Мы получили, что мальчики более физиологически лабильны в периоды 13-14 лет и 17-18 лет. Мы выявили, что сенситивный период скоростной составляющей движения приходится на 9-14 лет. Говоря о связи моторных действий и особенностях принятия решения, в ходе исследования у девочек нами отмечены два пика: в 11–12 и 13–14 лет, что соответствует сенситивному и критическому периодам развития организма.

Список литературы

1. Баттерворт Д.Ж., Харрис М. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ. - Москва, 2000. 2. Болотова А.К., Молчанова О.Н. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. - Москва, 2012. 3. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002. 4. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. 5. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996. 6. Кабанов Ю.М., Станский Н.Т., Трущенко В.В. СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА // Веснік Віцебскага дзяржайнага універсітэта. 2011. Т. 2. № 62. С. 94-98 7. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. ? С-Пб, 2002. 8. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. – Ярославль. 2000. 9. Лёвушкин С.П. СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 7-17 ЛЕТ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 6. С. 1-5. 10. Лешли Д. Работа с маленькими детьми. – М., 1991. 11. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер.с англ. В.Белоусов. ? СПб., 2002. 12. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. 13. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. 14. Николаева Е.И. КРИТИЧЕСКИЕ (СЕНСИТИВНЫЕ) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ // Школьные технологии. 2012. № 2. С. 22-34. 15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000. 16. Симонов С.Н., Вакула В.В. СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2010. Т. 15. № 1. С. 75-77. 17. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. 18. Фарбер Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность. М., 2002. С. 14–24. 19. Феоктистов М.Ф. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волгоградская государственная академия физической культуры. Волгоград, 2010.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!