Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Самоактуализация личности

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
27
Год сдачи
2014
Оглавление
Введение 3 1. Направленность личности и ее потребности 6 2. Понятие самоактуализации личности 12 Заключение 25 Библиографический список 27
Введение

Актуальность исследования. В центре всех происходящих изменений в современном обществе находится человек, личность. В настоящее время в российском обществе, когда происходят социокультурной трансформации, главной из проблем считается проблемы активности человека, его осознанное участия в социокультурной жизни, ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Одним из основополагающих свойств личности является потребность в саморазвитии и самоактуализации. Идеи саморазвития для многих современных концепций о человеке являются наиболее значимыми (К. Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм и др.). Из поколения в поколение люди начинают свою жизнь в мире явлений и предметов. Участвуя в различных формах общественно значимой деятельности, человек способен развить в себе те специфические способности, уже сформировавшиеся у человечества. Жизнедеятельность человека представлена единством и взаимодействием биологических и социальных факторов. Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых, прежде всего, относятся воспитание, деятельность, социальное взаимодействие, микросоциосреда, макросоциосреда. Личность является сложным явлением социального развития. Человек как личность представляет собой совокупность духовных качеств, в которых он становится носителем оценочных суждений и отношений, социальных ценностей и позиций, а также как активно действующий субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. Особую роль в формировании и становлении личности играет общение, различное взаимодействие человека с социальным окружением и деятельность. Человек овладевает социальным опытом в ходе взаимодействия с окружающей средой, производит изменения в социальной и природной среде, и тем самым осуществляется социализация личности. Процесс социализации личности является основным, ведущим и определяющим в формировании и развитии личности. Становление и развитие личности связано с формированием различных «Я»-образов, система которых в комплексе с содержательным компонентом характеризует «Я-концепцию» личности как относительно устойчивую систему знаний человека о самом себе, на основании которой он строит отношения с окружающей средой и самим собой. Понятие «человек» неразрывно связано с понятием «деятельность». Пока человек живет, он будет осуществлять различные виды деятельности. В деятельности человека, в процессе взаимодействия с окружающей средой проявляется активность, как один из важных свойств личности. Она направляется на удовлетворение потребностей. В первую очередь идет удовлетворение основных потребностей, таких как необходимость в воздухе, воде, еде сне, дружбе, доверии, уважении, общении гармонии и т.д., удовлетворение которых способствует улучшению самочувствия и создает положительный настрой к дальнейшим жизненным успехам, саморазвитию и самоактуализации, стремлению личности к более полному проявлению и развитию своих личностных возможностей. Связь личности с производимой ею деятельность нашла отражение в деятельностном подходе, основополагающим принципом которого является принцип развития. А если говорить о развитии личности, то мы непременно обращаемся к понятию «самоактуализация». Вышеизложенное обусловило наш интерес к проблеме самоактуализации личности. Цель исследования – изучить литературу по проблеме исследования и раскрыть понятие самоактуализации личности. Объект исследования – личность. Предмет исследования – процесс самоактуализации. Исходя из поставленной цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, были определены следующие задачи: 1. Уточнить сущность понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». 2. Рассмотреть направленность личности и ее потребности. 3. Раскрыть понятие самоактуализации личности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Заключение

Человеческая цивилизация постоянно развивается и совершенствуется. Но это развитие невозможно без развития и совершенствования самого человека. Основной опорой развития любого общества является люди, которые раскрыв свой потенциал и способности, воплощают их в жизнь на благо себе и обществу. Понятие «личность» понимается как конкретный человек, носитель сознания и самосознания. Самосознание является осознанием личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности. В процессе взаимодействия с окружающим миром, с материальными и духовными обстоятельствами жизни и деятельности человека – он и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность. Личность – это конкретный человек в совокупности духовных и психических особенностей, характеризующие его как объекта общественного развития и как субъекта, влияющего на преобразование действительности на основе ее познания и отношения к ней. Основными характеристиками личности являются ее активность, направленность и участие в совместной деятельности социальных групп и коллективов. Под активностью понимается умение трансформироваться под влиянием внешних или внутренних стимулов-раздражителей, деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Направленность – система мотивов, потребностей, интересов и убеждений. Активность – одна из общих способностей личности, проявляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности и обусловливающая ее эффективность. Активность личность задается направленностью, прежде всего, потребностями. Понятие «потребность» понимается как отраженная в форме переживаний нужда человека в том, что требуется ему для поддержания его организма и развития его личности. Непосредственным побудителем индивида к активности является потребность, где активность направлена на удовлетворение этой потребности. Она представлена внутренним мотивом его поведения и деятельности. Однако, присутствие объективно существующей нужды нельзя приравнивать к потребности. Нужда без соответствующего переживания не может стать побудителем поведения. Изначально потребность рождает ненаправленную активность индивида, связанную с бессознательным поиском своего удовлетворения. Целенаправленный характер активности индивида приобретается вследствие найденного предмета нужды. Потребность служат мотивом к действию. По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие. В течение всех жизни человека его потребности меняются и возрастают. На смену удовлетворенным низлежащим потребностям приходят потребности более высокого уровня. Однако, у потребностей отсутствуют фиксированное положение и неразрывная последовательность. Начало удовлетворения одной потребности не означает завершение предыдущей, они могут быть удовлетворены и одновременно, и в разной последовательности. Высшей потребностью сформировавшейся личности является потребность в самоактуализации. Самоактуализация – это творческий процесс, основополагающее свойство личности, напряженный процесс постепенного роста, готовность человека к более полному раскрытию и развитию своих личностных возможностей. Это понятие охватывает всю систему жизнедеятельности индивида. Самоактуализация включает в себя реализацию человеком как своих способностей, так и реализацию личностного потенциала и представляет единство профессионального и личностного роста. Самоактуализация представляет собой вид деятельности человека, направленный на развитие индивидуальной и социальной компетентности, самосовершенствование, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Основные положения и выводы, содержащиеся в работе, дают основание считать, что поставленная цель достигнута, задачи решены.

Список литературы

1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. 2. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997. 3. Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. 4. Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 1997. 5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. – М., 1982. 6. Петровский В.А. Личность в психологии – Р.-н/Д.: Феникс, 1996 7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1998. 8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 9. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 10. Шорохова Е.В. Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!