Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Развитие самосознания у старших дошкольников в процессе специально организованной игровой деятельности

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2014
Оглавление
Введение 3 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования 5 1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования 5 1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрасте 12 1.3. Дидактические игры как средство формирования самосознания старших дошкольников 21 2. Методы исследования и развития самосознания у дошкольников посредством игровой деятельности 25 Заключение 30 Список используемой литературы 33
Введение

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Самосознание – осознание человеком себя как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. В настоящее время нет апробированных программ психолого-педагогического сопровождения, облегчающих формирование самосознания дошкольников. В дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности.


Если нужно в крайний срок заказать докторскую диссертацию в Новосибирске , обратитесь к нашим авторам.


. В каждом элементе самосознания выделяются когнитивный и аффективный компоненты. От своевременности развития указанных структурных элементов самосознания зависят возможности социализированного поведения (становление представлений о моральной норме) и качество саморегуляции (Н.В. Бабкина, Г.И. Ефремова, В.В. Кисова и др.). В исследованиях Р.С. Немова, В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева отмечается, что именно младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Этот возраст важен для предупреждения возникновения мотива избегания неудачи, формирования адекватной самооценки и нормального уровня притязаний у ребёнка [3]. Самосознание можно успешно формировать именно в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте у детей происходит смена ведущего вида деятельности на смену игровой деятельности приходит учебно-познавательная. Учебная деятельность является эффективным средством формирования самосознания детей младшего школьного возраста, т.к. именно в учебной деятельности дети могут наиболее полно реализовать себя и раскрыть свои возможности, что способствует повышению уровня собственной самооценки. Вместе с тем, анализ методической литературы позволяет отметить следующее противоречие: воспитатели детского сада не всегда учитывают индивидуальные и возрастные особенности формирования самосознания у детей данного возраста в воспитательном процессе и, соответственно, не в полной мере используют потенциал игровой деятельности для формирования у детей данного возраста самосознания. Данное противоречие обусловило проблему исследования: каким образом игровая деятельность влияет на формирование самооценки детей дошкольных заведений. Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самосознания детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Объект исследования: процесс формирования самосознания у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: влияние игровой деятельности на формирование самосознания детей дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самосознания детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность самосознания, особенности проявления самосознания у детей дошкольного возраста посредством изучения психолого-педагогической литературы. 2. Раскрыть возможности игровой деятельности в формировании самосознания у детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть практические рекомендации по формированию самосознания у дошкольников в игровой деятельности.

Заключение

Проблема самосознания, являясь актуальной и в определённой мере изученной, всё же оставляет предметное поле исследований, в первую очередь, для педагогической психологии, где одной из целей является выявление эффективности специально созданных программ на развитие психических новообразований. Анализ процесса формирования самосознания, выступившего предметной областью нашего исследования, позволяет нам выделить следующее: 1. Самосознание рассматривается функционально, процессуально, структурно, операционально, объективно, экзистенциально, продуктивно. Каждый из аспектов своеобразен, и мы под самосознанием понимаем динамическое психическое образование, имеющее принципиальное значение в процессе формирования человеческой личности, включающее когнитивный, эмоциональный и социальный (регулятивный) компоненты, и направленный на создание целостного образа Я, я-концепции. 2. Ключевым психологическим механизмом формирования самосознания личности является рефлексия, которая представляется в целом как направленность сознания и внимания субъекта на причины и следствия имеющего значение для этого субъекта явления (совершаемого деяния, мыслей, чувств). 3. Формирование самосознания и функционирование механизма рефлексии обусловлено спецификой определённого этапа онтогенеза личности. К особенностям формирования самосознания дошкольника относятся следующие: а) возникновение внутренней позиции ребёнка; б) возникновение смыслового барьера, вследствие чего ребёнок не принимает те или иные требования, предъявляемые ему взрослыми или системой общественных отношений; в) изменение системного строения сознания ребёнка и возникновение новообразований самосознания - саморегуляции, самоощущения и самопонимания, которые порождают новую потребность - потребность действовать самому, потребность соответствовать требованиям взрослых; г) качественные изменения в самосознании ребёнка, происходят в процессе игровой деятельности, которая способствует выделению для сознания ребёнка социально принятых этических норм поведения и осмыслению их и которые становятся собственными, предъявляемыми самому себе; д) кризис развития старшего дошкольника как возрастной фактор определяется через формирование образа Я, становление самооценочных компонентов я-концепции и уровня притязаний, усвоение ребёнком общественных норм и нравственных правил в рамках формирования характера, становления личностных качеств; 4. В связи с формирующимся самосознанием дошкольника появляющиеся рефлексивные образования - самопонимание, самоощущение и само-контроль выступают коррелятами когнитивному, эмоциональному и социальному (регулятивному) критериям самосознания: - самопонимание представляет собой рефлексивное новообразование самосознания дошкольника когнитивного характера, которое определяет знания о себе, своих способностях, возможностях, интересах, качествах и пр.; - самоощущение представляет собой рефлексивное новообразование самосознания старшего дошкольника эмоционального характера, которое определяет общую удовлетворённость ребёнка от осознания себя, адекватности своей позиции по отношению к миру, характера принятия эмоциональности ребёнком; - самоконтроль представляет собой рефлексивное новообразование старшего дошкольника регулятивного характера, которое обусловливает социальную активность и адаптивность ребёнка, на основании знания и ситуативного принятия им определённых социальных ролей. 5. Важнейшим условием формирования и развития личности дошкольника является игра, которая, являясь ведущей деятельностью в данном возрасте, детерминирует основные его психические новообразования. Уточнение основных характеристик игры с учётом специфики дошкольного возраста позволяет определить самодостаточный элемент психологопедагогической реальности, отвечающий замыслу этого уточнения — рефлексивно-дидактические игры. 6. Рефлексивно-дидактические игры сочетают в себе элементы дидактических игр, направленных на развитие познавательных интересов, интереса к предмету, осознанное и прочное усвоение материала, расширение кругозора, активизацию мыслительной деятельности, являясь при этом действенным контролем знаний. Существуют различные виды дидактических игр, специфика каждого из которых способствует формированию какого-либо компонента психики ребёнка, активно влияет на развитие отдельных подсистем саморегуляции поведения дошкольника, содействует становлению и эффективному функционированию психологических механизмов саморегуляции. Однако всё же дидактические игры - это форма организации взаимодействия ребёнка с миром, в которой реализуется именно обучающая цель посредством решения игровых задач.

Список литературы

Амонашвили Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. – М., 2002. – 412с. 2. Андрущенко Т.Ю., Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности //Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 91–99. 3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды. Т.2. /Б.Г. Ананьев. - М., 2003. – 276с. 4. Бернс Р. Развитие я – концепции и воспитание /Р. Бернс. – М., 2005. – 301с. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М., 2003. – 243с. 6. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника //Вопросы психологии личности школьника. - М., 2002. – 102с. 7. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения /Г.М. Бреслаев. – М., 2005. – 263с. 8. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах /О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М., 2003. – 275с. 9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь /С.М. Вишнякова. – М., 2001. – 538с. 10. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. – М., 2002. – 326с. 11. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Прокина Н.Ф. – М., 2004. – 372с. 12. Гамезо М.В., Неволин И.Г. Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения /М.В. Гамезо, И.Г. Неволин. - М., 2003. – 307с. 13. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления /А.Н. Гельмонт. - М., 2004. – 163с. 14. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация внеклассных мероприятий /Ю.Н. Григоренко. – М., 2002. – 157с. 15. Диянова З.В. Самосознание личности /З.В. Диянова. – Иркутск, 2002. – 316с. 16. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки /А.В. Захарова. – Таллин. – 2006. – 282с. 17. Захарова А.В. Структурная динамическая модель самооценки /А.В. Захарова. – М., 2000. – 247с. 18. Ишмаметьева Е.В. /Е.В. Ишмаметьева //Начальная школа плюс До и После, 2004. - №6. 19. Кон И.С. В поисках себя /И.С. Кон. – М., 2008. – 264с. 20. Кон И.С. Открытия «Я» /И.С. Кон. – М., 2003. – 302с. 21. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности /О.А. Конопкин. – М., 2001. – 293с. 22. Крутецкий В.А. Психология /В.А. Крутецкий. – М., 2009. – 342с. 23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. - М., 2005. – 316с. 24. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности //Проблемы диагностики умственного развития учащихся /А.И. Липкина. - М., 2005. – 126с. 25. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника /А.И. Липкина //Психологические проблемы неуспеваемости школьника. – М., 2003. – 140с. 26. Липкина А.И. Самооценка школьника /А.И. Липкина. – М., 2007. – 243с. 27. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения /Л.И. Матвеева. – СПб., 2004. – 314с. 28. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста /В.Н. Могилева. – М., 2007. – 265с. 29. Мид М. Как построить свое Я /М. Мид. – М., 2002. – 347с. 30. Мухина В.С. Детская психология /В.С. Мухина. – М., 2005. - 272с. 31. Немов Р.С. Психология. Т. 2. /Р.С. Немов. – 2004. – 496с. 32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - М., 2006. – 347с. 33. Словарь педагогических терминов /Под ред. А.А. Белан. – Омск, 2003. – 312с. 34. Чеснокова И.И. Проблема самосознания и психологии /И.И. Чеснокова. – М., 2007. – 361с. 35. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников //Начальная школа плюс До и После. - 2003. - №10. - С. 99 - 102. 36. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога /Л.М. Фридман. – М., 2002. – 316с. 37. Якобсон С.Г. Младший школьный возраст. Психология и педагогика /С.Г. Якобсон. – М., 2006. – 176с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!