ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Социально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетенции…… 7 1.1. Понятие коммуникативной компетенции…………………. 7 1.2. Социально-психологический тренинг в системе формирования коммуникативной компетенции………………8 ГЛАВА 2. Психологические аспекты развития коммуникативной компетентности посредством социально-коммуникативного тренинга………………………………………………………………….. 14 2.1. Методологическая база исследования…………………….. 14 2.2. Методика проведения исследования……………………… 16 ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование уровня коммуникативной компетенции и личностных характеристик будущих психологов……… 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 34

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

курсовая работа
30 страниц
88% уникальность
2014 год
79 просмотров
Шевякова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Социально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетенции…… 7 1.1. Понятие коммуникативной компетенции…………………. 7 1.2. Социально-психологический тренинг в системе формирования коммуникативной компетенции………………8 ГЛАВА 2. Психологические аспекты развития коммуникативной компетентности посредством социально-коммуникативного тренинга………………………………………………………………….. 14 2.1. Методологическая база исследования…………………….. 14 2.2. Методика проведения исследования……………………… 16 ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование уровня коммуникативной компетенции и личностных характеристик будущих психологов……… 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 34
Читать дальше
Актуальность исследования. Условия современной социально-политической и культурно-исторической ситуации, которая сложилась в Российской Федерации, требуют от системы образования поиска новых методов и форм обучения, которые бы смогли обеспечить подготовку высококвалифицированного специалиста, способного эффективно и разнопланово организовывать свою профессиональную деятельность, а при необходимости – изменять устаревшие взгляды, быстро приспосабливаться к условиям труда, социального окружения. Решение новых задач, возникших в системе подготовки квалифицированных специалистов, зависит от последовательной демократизации и гуманизации взаимоотношений всех участников педагогического процесса. Это, в свою очередь, зависит от того, насколько активно происходит внедрение в педагогическую практику психологических знаний, и в частности системы развития умений и навыков общения и социального взаимодействия. Совершенствование коммуникативной культуры будущих психологов во многом зависит от уровня их коммуникативной компетентности.


Чтобы заказать контрольную работу по БЖд заполните форму заказа. Укажите все требования и мы приступим к выполнению вашей контрольной работы!


. Развитие личности студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике педагогической работы современного высшего учебного заведения. Именно во время учебы в вузе происходит первичное «освоение» профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются способы взаимодействия, формы поведения и общения. Основные виды деятельности психолога (психологическое сопровождение развития личности и ее способностей, психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, психопрофилактика, просветительская деятельность, организация психотренингов) осуществляются через организацию общения с клиентами. Успешная профессиональная деятельность психолога зависит, прежде всего, от его способности организовывать свою работу на основе профессионально взвешенного, научно обоснованного общения с субъектами сферы взаимодействия. Объект исследования – коммуникативная компетентность специалистов. Предмет исследования – личностные детерминанты развития коммуникативной компетентности будущих психологов посредством коммуникативных тренингов. Целью исследования является определение путей и средств повышения коммуникативной компетенции в процессе профессиональной подготовки посредством коммуникативных тренингов. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи: ? определить и обосновать исходные теоретические основы исследования личностных детерминант коммуникативной компетентности психолога; ? выявить критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной компетентности студентов-психологов; ? экспериментально исследовать личностные детерминанты уровней развития коммуникативной компетентности будущих психологов; ? провести коммуникативный тренинг и изучить изменения в коммуникативной компетенции. Гипотеза исследования: социально-психологические тренинги оказывают позитивное влияние на развитие коммуникативной компетенции личности. Теоретико-методологическая база исследования. Научной основой в решении проблемы подготовки будущих психологов к профессиональному общению являются психологические концепции общения. Методологические проблемы общения анализируются в трудах К. Абульхановой-Славской, Г. Андреевой, А. Бодалева, С. Максименко, А. Леонтьева, Б. Парыгина и других авторов. Проблема общения широко представлена в рамках личностно-деятельностного подхода (А. Леонтьев, С. Максименко, С. Рубинштейн), становления личности, обусловлено характером взаимодействия с окружением, изучали Б. Ананьев, Г. Балл, А. Бондаренко, Л. Выготский, В. Галузяк, А. Запорожец, В. Кан-Калик, А. Ковалев, Г. Павелко, В. Семченко, В. Татенко, В. Ямницький, Т. Яценко). Профессиональное общение рассматривается с позиций профессиональной ориентации и профессионального самоопределения личности (М. Захаров, Е. Климов, В. Колинько); психолого-педагогические условия и средства развития коммуникативного потенциала личности представлены в работах Ю. Емельянова, В. Каплински, М. Коць, В. Куницына, Л. Петровской и других. Отдельные стороны процесса профессиональной подготовки будущих психологов анализируются в работах современных отечественных ученых: профессиональная компетентность и успешность психолога (Н. Повьякель, Н. Чепелева), становления личности психолога в учебно-воспитательном процессе (А. Бондаренко, Ю. Долинская, В. Панок, А. Подолянюк), развитие профессионально важных качеств психолога (А. Власова, В. Волошина, Н. Пророк Т. Федотюк). Методы развития коммуникативных способностей изучали Ю. Емельянов, Л. Петровская, Т. Яценко и другие. Однако, целый ряд аспектов проблемы профессионального общения психолога остаются вне научных разработок, в частности – четко не определены личностные детерминанты развития коммуникативной компетентности и не доказана их роль в формировании профессиональной компетентности будущих психологов. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы была разработана программа исследования, реализация которой предусматривала применения следующего комплекса методов: теоретические (анализ и обобщение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование (тест «Коммуникативные умения» Л. Михельсона, шкала «Техника общения» Н. Творогова; опросник 16 PF-187-А Р. Кеттела, методика диагностики эмпатийных способностей В. Бойко, методика диагностики самооценки тревожности Ч. Спилбергера и Ю. Ханина, методика измерения самооценки СО – 25 В.Н. Куницына), математические методы обработки экспериментальных данных (факторный и корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента), используемые с помощью компьютерной программы SPSS 12.0 для Windows. Описание выборки. Выборку составляют 223 студента 1-5 курсов психолого-педагогического факультета Томского государственного педагогического университета. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе максимально полно рассмотрены основные подходы к проведению социально-психологических тренингов, разработана программа проведения тренинга, проанализированы результаты проведения социально-психологического тренинга среди студентов. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в адекватном подборе и апробации пакета психодиагностических методик для диагностики уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих психологов. Кроме того, результаты исследования могут стать основой для написания дипломных и магистерских работ. Структура и объем исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
В курсовой работе теоретически обоснован и эмпирически выверен новый подход в исследовании и развитии профессиональной компетентности будущих психологов, который включает в себя осознание и развитие личностных свойств, детерминирующих уровней коммуникативной компетентности. Обобщение результатов исследования подтвердило нашу гипотезу и дало основания для ряда выводов. 1. Проблема совершенствования процесса подготовки будущих психологов на сегодняшний день является одной из самых актуальных в системе профессиональной психологической образования. Коммуникативная компетентность психолога это – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми в рамках профессиональной деятельности. Коммуникативную компетентность можно рассматривать как интегральное, относительно стабильное, целостное образование, проявляется в индивидуально-психологических особенностях поведения и общения и включает совокупность знаний, опыта, качеств, способностей личности, которые позволяют эффективно выполнять коммуникативные функции. 2. Коммуникативная компетентность всегда проявляется на социально-психологическом уровне в процессах деятельности, общения, познания. Особенности проявления коммуникативной компетентности обусловливают индивидуально-психологические и психофизиологические особенности индивида. В структуре коммуникативной компетентности психолога можно выделить следующие компоненты: когнитивный, что выражается в психических процессах, связанных с познанием окружения и самого себя; эмоциональный, что проявляется в различных, адекватных требованиям профессиональной деятельности, эмоциональных состояниях, положительных и отрицательных эмоциях, удовлетворенности партнером, общением, собой; поведенческий, проявляющийся в поступках, вербальной и невербальной коммуникации это – общие и специфические коммуникативные умения, которые обеспечивают эффективный ход коммуникативного процесса. 3. Детерминантами развития коммуникативной компетентности психолога выступают такие личностные свойства как: высокий самоконтроль и саморегуляция в общении, стремление к постоянному самопознанию и профессиональному совершенствованию, гуманистическая направленность личности, развитая рефлексия и эмпатия, эмоциональная чувствительность, толерантность, открытость, доброжелательность, общительность, отсутствие конфликтности, низкий уровень агрессивности и тревожности, экспрессивно-речевые, социально-перцептивные факторы, умения и навыки организации взаимодействия людей. Уровень коммуникативной компетентности также обусловлен профессиональной осведомленностью, необходимым уровнем развития коммуникативных навыков и умений. 4. В обычных условиях профессионального обучения подавляющее количество студентов-психологов имеет средний уровень развития коммуникативной компетентности. По сравнению со студентами первых курсов, уровень развития коммуникативной компетентности старшекурсников выше. Однако, процент студентов-выпускников с высоким уровнем профессиональной коммуникативной компетентности психолога остается достаточно низким, что в будущем может привести к проблемам профессиональной адаптации молодых специалистов и снижению уровня их профессионализма. 5. Индивидуально-психологические характеристики студентов с разным уровнем развития коммуникативной компетентности имеют значительные отличия. Так, студенты-психологи с высоким уровнем коммуникативной компетентности характеризуются низким уровнем агрессивности и тревожности, доброжелательностью, открытостью, высокой эмоциональной выносливостью и самоконтролем, они эмоционально чувствительны к другим, положительно настроены; для студентов-психологов с низким уровнем коммуникативной компетентности характерны: мечтательность, скептичность, конформность, склонность к идеализации, критицизм, повышение показателей тревожности и агрессивности, особенно в критических ситуациях; студенты-психологи со средним уровнем развития коммуникативной компетентности подвержены эмпатийных проявлений, эмоционально уравновешены, готовы к сотрудничеству и взаимопомощи. Кроме того, для студентов с высоким уровнем коммуникативной компетентности характерны: чувствительность к невербальным реакциям, эффективность прогнозирования развития ситуации взаимодействия, удачное управление процессом коммуникации; студенты с низким уровнем коммуникативной компетентности характеризуются выбором зависимого или агрессивного стиля общения, в ситуации фрустрации сосредотачиваются на удовлетворены потребности конструктивного разрешения конфликта с помощью других, испытывают трудности в интерпретации невербального поведения и прогнозировании действий; студенты со средним уровнем развития коммуникативной компетентности в коммуникации занимают выжидательную позицию, особенно на начальном этапе общения, иногда допускают неточности в интерпретации невербальных сигналов собеседников и могут ошибиться при прогнозировании событий. 6. Рост уровня развития компонентов коммуникативной компетентности (когнитивного, эмоционального, поведенческого) будущих психологов и его интегрального показателя возможно средствами активного социально-психологического обучения, которое в нашем исследовании было реализовано при внедрении в учебный процесс программы тренинга коммуникативной компетентности. Целенаправленная работа со студентами-психологами экспериментальной группы обусловила повышение показателей как общего уровня коммуникативной компетентности, так и отдельных его показателей: точность понимания невербальных сигналов, понимание и контроль собственных эмоциональных состояний и партнеров по взаимодействию, способность к адекватному прогнозирования событий, умение решать конфликтные ситуации и преодолевать барьеры в общении, профессиональные коммуникативные навыки и умения. Дальнейшие перспективы исследования указанной темы мы видим в необходимости исследования новых комплексных подходов к диагностике и развития личностных свойств и коммуникативных качеств специалистов сферы «человек-человек», изучение гендерного и возрастного аспекта развития коммуникативной компетентности личности, определение особенностей динамики в процессе профессионализации.
Читать дальше
1. Аверченко Л.К. Управление общением [Текст]: теория и практикумы для социального работника, учебное пособие. – М.: «Инфра-М», 1999. – 216 с. 2. Андреева Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 375 с. 3. Бакли Р., Джим К. Теория и практика тренинга. – СПб., 2002. – 224 с. 4. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологи», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996. – 256 с. 5. Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Социальные коммуникации. – М.: Гардарики, 2008. – 279 с. 6. Вачков И. Основы технологии группового тренинга [электронная публикация]: Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/lib_sec/shso/77_vach.html#12 (дата обращения 15.09.2014) 7. Выдай А. Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы // Социальная/ дошкольная педагогика [электронный ресурс]: URL: http://socpedagogika.narod.ru/Trening3.html (дата обращения 05.09.2014) 8. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации [Текст]: учебник для вузов. – М.: «Инфра-М», 1997. – 272 с. 9. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – с.26 10. Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт», 2006. – 48 с. 11. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2003. – 223 с. 12. .Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. – М.: Смысл, 1996. – 373 с. 13. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л.: Изд. ЛГУ, 1990. – 164 с. 14. Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет [Текст]. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 303 с. 15. Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг [Текст]: учебное пособие. – М.: «Академический проект», 2006. – 158 с. 16. Мелибурда Е.Л. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – 265 с. 17. Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская). – Иркутск. «Символ», 1995. – 608 с. 18. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М. – М.: 1987. – 297 с. 19. Петровская Л.А. Компетентность в общении [Текст]: Социально-психологический тренинг. – М.: «Альфа-М», 1989. – 276 с. 20. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: издательство МГУ, 1982. – 276 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Правовые меры охраны земель от загрязнения
Количество страниц:
20
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Финансово-аналитическая экспертиза АО
Количество страниц:
40
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Судебно -бухгалтерская экспертиза
курсовая работа
Банковские риски: оценка и методы управления
Количество страниц:
45
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
дипломная работа
" Совершенствование системы социальной защиты ветеранов и пенсионеров г. Омска (на примере Омской городской общественной организации «Совет ветеранов и пенсионеров»)"
Количество страниц:
75
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
" Сущность информационных м культурно-исторических функций документа, обеспечивающих процесс управления\\\"
Количество страниц:
25
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Документоведение

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image