Чтобы заказать контрольную работу по БЖд заполните форму заказа. Укажите все требования и мы приступим к выполнению вашей контрольной работы!
. Развитие личности студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике педагогической работы современного высшего учебного заведения. Именно во время учебы в вузе происходит первичное «освоение» профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются способы взаимодействия, формы поведения и общения. Основные виды деятельности психолога (психологическое сопровождение развития личности и ее способностей, психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, психопрофилактика, просветительская деятельность, организация психотренингов) осуществляются через организацию общения с клиентами. Успешная профессиональная деятельность психолога зависит, прежде всего, от его способности организовывать свою работу на основе профессионально взвешенного, научно обоснованного общения с субъектами сферы взаимодействия. Объект исследования – коммуникативная компетентность специалистов. Предмет исследования – личностные детерминанты развития коммуникативной компетентности будущих психологов посредством коммуникативных тренингов. Целью исследования является определение путей и средств повышения коммуникативной компетенции в процессе профессиональной подготовки посредством коммуникативных тренингов. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи: ? определить и обосновать исходные теоретические основы исследования личностных детерминант коммуникативной компетентности психолога; ? выявить критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной компетентности студентов-психологов; ? экспериментально исследовать личностные детерминанты уровней развития коммуникативной компетентности будущих психологов; ? провести коммуникативный тренинг и изучить изменения в коммуникативной компетенции. Гипотеза исследования: социально-психологические тренинги оказывают позитивное влияние на развитие коммуникативной компетенции личности. Теоретико-методологическая база исследования. Научной основой в решении проблемы подготовки будущих психологов к профессиональному общению являются психологические концепции общения. Методологические проблемы общения анализируются в трудах К. Абульхановой-Славской, Г. Андреевой, А. Бодалева, С. Максименко, А. Леонтьева, Б. Парыгина и других авторов. Проблема общения широко представлена в рамках личностно-деятельностного подхода (А. Леонтьев, С. Максименко, С. Рубинштейн), становления личности, обусловлено характером взаимодействия с окружением, изучали Б. Ананьев, Г. Балл, А. Бондаренко, Л. Выготский, В. Галузяк, А. Запорожец, В. Кан-Калик, А. Ковалев, Г. Павелко, В. Семченко, В. Татенко, В. Ямницький, Т. Яценко). Профессиональное общение рассматривается с позиций профессиональной ориентации и профессионального самоопределения личности (М. Захаров, Е. Климов, В. Колинько); психолого-педагогические условия и средства развития коммуникативного потенциала личности представлены в работах Ю. Емельянова, В. Каплински, М. Коць, В. Куницына, Л. Петровской и других. Отдельные стороны процесса профессиональной подготовки будущих психологов анализируются в работах современных отечественных ученых: профессиональная компетентность и успешность психолога (Н. Повьякель, Н. Чепелева), становления личности психолога в учебно-воспитательном процессе (А. Бондаренко, Ю. Долинская, В. Панок, А. Подолянюк), развитие профессионально важных качеств психолога (А. Власова, В. Волошина, Н. Пророк Т. Федотюк). Методы развития коммуникативных способностей изучали Ю. Емельянов, Л. Петровская, Т. Яценко и другие. Однако, целый ряд аспектов проблемы профессионального общения психолога остаются вне научных разработок, в частности – четко не определены личностные детерминанты развития коммуникативной компетентности и не доказана их роль в формировании профессиональной компетентности будущих психологов. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы была разработана программа исследования, реализация которой предусматривала применения следующего комплекса методов: теоретические (анализ и обобщение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование (тест «Коммуникативные умения» Л. Михельсона, шкала «Техника общения» Н. Творогова; опросник 16 PF-187-А Р. Кеттела, методика диагностики эмпатийных способностей В. Бойко, методика диагностики самооценки тревожности Ч. Спилбергера и Ю. Ханина, методика измерения самооценки СО – 25 В.Н. Куницына), математические методы обработки экспериментальных данных (факторный и корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента), используемые с помощью компьютерной программы SPSS 12.0 для Windows. Описание выборки. Выборку составляют 223 студента 1-5 курсов психолого-педагогического факультета Томского государственного педагогического университета. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе максимально полно рассмотрены основные подходы к проведению социально-психологических тренингов, разработана программа проведения тренинга, проанализированы результаты проведения социально-психологического тренинга среди студентов. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в адекватном подборе и апробации пакета психодиагностических методик для диагностики уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих психологов. Кроме того, результаты исследования могут стать основой для написания дипломных и магистерских работ. Структура и объем исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.