С экономической точки зрения, конкуренция представляет собой экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продавцов и поставщиков при реализации продукции (стимулирования сбыта), соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем виде может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, которые заинтересованы в достижении одной и той же цели. В экономической литературе принято делить конкуренцию по ее методам на: ценовую (конкуренцию на основе цены); неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция основана на снижении цены (себестоимости) предлагаемой продукции или услуг, делится на: прямую ценовую конкуренцию, когда фирмы сообщают о снижении цен на появившиеся на рынке товары; и скрытую - когда выходит новый товар на рынок с намного лучшими потребительскими свойствами, при этом цена немного возрастает.
Неценовая конкуренция распространена там, где главную ценность представляют качество продукции, ее новизна, упаковка, дизайн, фирменный стиль, послепродажный сервис и многое другое.
В зависимости от интенсивности конкуренции в рыночной среде предприятие прогнозирует цены на те, или иные товары, осуществляет свою сбытовую деятельность.
Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и разные виды конкуренции соответствуют конкретным этапам потребительского выбора.
Несмотря на то, что у каждого рынка есть свои уникальные особенности, всё же имеется нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и этого хватает, чтобы утверждать, что смысл конкуренции может быть выражен единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.
На основании проведенного исследования деятельности компании ОАО «Ростелеком» г. Новосибирск можно сделать следующие выводы.
По основным показателям деятельности предприятия видно рост всех показателей. Выручка от реализации увеличилась на 1047,73 тыс. руб., или на 0,37%. Это является следствием того, что Ростелеком является безусловным лидером на рынке услуг фиксированной связи. В 2013 году в результате реорганизации Компания расширила линейку предоставляемых услуг и вышла в новые для себя рыночные сегменты, существенно увеличив свою долю и превратившись в крупнейшего универсального оператора страны.
Совершенствование системы управления качеством качества коммерческой деятельности, улучшения качества бизнес-процессов производственной деятельности, продукции и услуг приводит к росту количества потребителей и длительной тенденции увеличения прибылей. Следовательно, формирование эффективной системы управления качеством на предприятии положительно повлияет на его экономическое развитие и конкурентоспособность.
Учитывая специфику работы предприятия ОАО “Ростелеком” в отрасли предоставления услуг связи и интернета, качество услуг зависит от качества используемых материалов для обеспечения таких услуг. Поэтому анализируя затраты предприятия на улучшения качества услуг для стимулирования сбыта, в первую очередь учитываются затраты на продукцию и материалы, которые при этом используются.
Внедрение на предприятии комплексной системы повышения стимулирования сбытовой деятельности можно разделить на несколько стратегических этапов: разработка плана, утверждение плана, регулирование и контроль.
Внедрение системы управления качеством сбыта позволит ОАО «Ростелеком» выйти на качественно новый уровень обслуживания потребителей, что должно положительно сказаться на имидже предприятия, повысить его прибыльность и создать дополнительные преимущества на внешних и внутренних рынках, а также повысить конкурентоспособность услуг предприятия.
На основании проведенных расчетов в третей главе, показатель эффективности внедрения мероприятий по улучшению деятельности предприятия на основании стратегического анализа равно 1,32, которое можно назвать достаточно высоким (более 1). Срок окупаемости разработанных мероприятий составляет 0,76 год. За счет предполагаемого усовершенствования качества продукции, роста размеров реализации, уменьшения издержек на эксплуатацию зданий, увеличения квалификации и опыта персонала, при указанных затратах должен достигаться данный результат максимизации прибыли и снижения себестоимости продукции в течение непродолжительного срока.