Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Исследование толерантности подростков

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
50
Год сдачи
2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 8 1.1. Походы к изучению толерантности в различных научных направлениях 8 1.2. Психологические показатели (маркеры) толерантности в подростковом возрасте и их связь с условиями социализации 24 1.3. Этнические стереотипы как маркер толерантности подростков 44 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЁ МАРКЕРОВ, 53 ОБУСЛОВЛЕННЫХ ТИПОМ ПРОЖИВАНИЯ ПОДРОСТКОВ 53 2.1. Обоснование и характеристика методов и процедуры 53 исследования 53 2.2. Эмпирическое исследование толерантности-интолерантности подростков с различным типом проживания 61 2.3. Особенности маркеров толерантности-интолерантности подростков, обусловленные типом проживания 68 2.4. Возрастные особенности маркеров толерантности- интолерантности 85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94 БИБЛИОГРАФИЯ 99 Приложение 103
Введение

Актуальность исследования Политическая обстановка, сложившаяся на сегодняшний день, показала необходимость изучения проблемы толерантности как основного принципа взаимоотношений людей, который в настоящее время получил поддержку государственных законодательств, международных договоров. В настоящее время проблема толерантности и её антипода — интолерантности, особенно среди подростков и молодежи, является, на наш взгляд, особенно значимой и актуальной, что связано с миграцией нагородения, ростом социальной и в том числе межэтнической напряженности и нетерпимости в обществе. Одна из проблем понимания толерантности связана с разведением понятий «толерантность» и «терпимость». Перевод термина «толерантность» на русский язык как «терпимость», по мнению многих авторов, не совсем точен, поскольку «терпимость» скорее имеет пассивную, «страдательную» окраску, тогда как «толерантность» предполагает активное позитивное отношение к «иному». Анализ теоретических работ, а также результатов эмпирических исследований, посвященных толерантности, позволили выявить объективно существующее противоречие, обусловливающее актуальность разработки данной проблемы. Наше исследование основывается на том, что существует потребность в изучении социокультурного влияния (в частности, типа проживания) на формирование толерантности, но в то же время теория этого вопроса разработана недостаточно. Поэтому целью нашего исследования является решение указан¬ной проблемы. Цель исследования — изучение особенностей толерантности подростков в зависимости от социокультурных условий их проживания (город, село). Объект исследования - толерантность и подростков. Предмет исследования - особенности толерантности подростков в зависимости от типа их проживания. В основу исследования была положена гипотеза о том, что существуют особенности толерантности подростков в зависимости от социокультурных условий их проживания (город, село). Эта общая гипотеза исследования конкретизировалась в ряде частных гипотез: 1. Существуют различия в уровне толерантности подростков, связанные с типом их проживания (город/село). 2. Дополнительными показателями (маркерами) толерантности являются уровень агрессивности, коммуникативной толерантности, субъективного контроля, величина социальной дистанции, а также выраженность и направлен¬ность этнических стереотипов, значения которых имеют различия, связанные с типом проживания. 3. Существуют различия в толерантности и её маркерах на разных этапах подросткового возраста в городе и городе. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1. В ходе теоретического анализа рассмотреть понятие толерантности, выделить маркеры толерантности в подростковом возрасте и их связь с условиями социализации, в частности, социокультурной средой. 2. Эмпирически определить, существуют ли различия в уровне толерантности и её маркерах, связанные с условиями социализации (типом проживания подростков), выполнить сравнительный анализ толерантности и её маркеров и подростков. 3. Выявить особенности толерантности подростков в зависимости от возрастных характеристик, выполнить сравнительный анализ маркеров толерантности подростков разных возрастных групп (14-летних и 15-летних), проживающих в городе и городе. Методы исследования. Для реализации поставленных задач была разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие группы методов: 1) теоретический анализ и обобщение психологической, философской, социологической, педагогической литературы и других научных разработок по смежным областям знаний относительно изучаемой проблемы; 2) для сбора эмпирических данных - наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование (с использованием экспресс-опросника «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой и др., методики диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко, шкалы социальной дистанции Э. Богардуса, методики «Диагностический тест отношений» Г.У. Солдатовой, методики диагностики состояния агрессии А. Басса . А. Дарки, методики диагностики уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, A.M. Эткинда). Научная новизна работы состоит в том, что: - в ходе исследования было уточнено определение толерантности; выделены маркеры толерантности; - установлена связь толерантности и её маркеров с возрастными особенностями подростков в соотношении с социокультурными условиями проживания;

Заключение

Результаты проведённого исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Актуальность изучения толерантности подростков во многом обусловливается вопросом, каков в условиях относительно спокойного региона России уровень толерантности подростков, сознание которых открыто для формирования как установок толерантности, так и установок нетерпимости — межличностной, межконфессиональной, межэтнической. В работе проведён анализ некоторых основных подходов к определению толерантности в разных научных направлениях: толерантность как осознание равноценности всех народов, проживающих на Земле; как норма цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость; как принятие других такими, какие они есть, и готовность взаимодействовать с ними; как готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведе¬ния; как уважение прав другого человека при условии, что он также уважает Ваши права. В теоретической части работы рассмотрено понятие толерантности- интолерантности, предложено понятие маркеров толерантности. В эмпирическом исследовании рассмотрены уровень, особенности маркеров толерантно- стиинтолерантности подростков, связанные с типом проживания, а также возрастные особенности указанных маркеров. Осмыслены работы, направленные на исследование толерантности имен¬но в подростковом возрасте. Научная новизна работы состоит в том, что в ней рассмотрено понятие толерантности и её маркеров, выделена в качестве самостоятельного предмета изучения толерантность подростков с различным типом проживания. Установлена связь толерантности с типом проживания подростков, а также возрастом. Была проанализирована ключевая проблема: существуют ли значимые различия в уровне толерантности и её маркерах у подростков, обусловленные типом их проживания, при этом обнаружена возрастные различия в уровне то¬лерантности и её маркерах в подростковом возрасте. Представлен анализ особенностей маркеров толерантности- интолерантности у и подростков в условиях региона, в ко¬тором отсутствует выраженная межэтническая напряжённость, а также особенностей возрастных различий в проявлении толерантности-интолерантности у подростков двух возрастных групп - 14 и 15 лет. Проведенное нами исследование расширяет теоретические знания: впервые исследована толерантность-интолерантность и её маркеры у подростков разных возрастов, с различным типом проживания. Полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами для создания программ личностного развития подростков, коррекции этнических стереотипов, формирования толерантности подростков. Выявлены уровни толерантности и особенности её маркеров и подростков, а также возрастные особенности маркеров толерантностиинтолерантности, что открывает возможность профилактики явлений меж-личностной, межконфессиональной, этнической интолерантности, а также формирования толерантных установок. В работе приводится обсуждение полученных результатов, их сопоставление с опубликованными источниками. Проведённое исследование позволило сформулировать следующие выводы. 1. Толерантность - это сложное явление, дополнительными психологическими показателями (маркерами) которого являются агрессивность, локус контроля, коммуникативная толерантность, направленность и выраженность этнических стереотипов, степень психологического принятия «других». 2. Установлено, что уровень толерантности обнаруживает связь с типом проживания. 3. Маркеры толерантности также обнаруживают связь с типом проживания. Подростки в целом характеризуются меньшей степенью агрессивности; интернальным локусом контроля (или тенденцией к интернальному локусу) в области достижений, неудач, межличностных отношений; более высокой степенью коммуникативной толерантности; более низким индексом социальной дистанции; позитивной выраженностью и эмоциональной направленностью этнических стереотипов. 4. Выявлено, что уровень толерантности связан с возрастом подростков. Старшие подростки обнаруживают более высокий уровень толерантности. Среди подростков 14 лет чаще, чем среди подростков 15 лет, обнаруживаются такие показатели интолерантности, как обесценивание или унижение культурных, национальных и иных особенностей других групп; использование негативных характеристик в отношении других социокультурных групп; проявление предубеждений и стереотипов в отношении от¬дельных людей или целых групп; возможность осквернения культурных и религиозных символов, агрессивность, экстернальный локус контроля. 5. У подростков 14 лет обнаружена значимая тесная взаимосвязь значений уровня толерантности с общей агрессивностью. У подростков 14 лет выявлена тесная взаимосвязь уровня толерантности с уровнем коммуникативной толерантности. Для и подрост¬ков 15 лет также характерна взаимосвязь уровня толерантности с уровнем коммуникативной толерантности. Обнаружена взаимосвязь между уровнем то¬лерантности и сформированностью интернального локуса контроля: низкие значения интернальности соответствуют высоким значениям интолерантности. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Полученные нами результаты позволяют обозначить направления даль¬нейших исследований. Поскольку данное исследование находится на стыке социальной и возрастной психологии, таких направлений может быть несколько. Нами была рассмотрена толерантность-интолерантность и подростков 14 и 15 лет. Однако представляется интересным анализ толерантности-интолерантности младших школьников, лиц юношеского возраста, представителей различных национальностей. Другим направлением исследований может быть изучение личностных детерминант толерантности или интолерантности. На наш взгляд, представляет интерес изучение связи процессов формиро¬вания толерантности и самосознания, а также связь толерантности с таким со¬циальным образованием в личности человека, как направленность. На основе проведённого исследования нами были разработаны практиче¬ские рекомендации для педагогов и психологов образовательных учреждений. Знакомство учащихся с языком, историей, культурой, бытом различных народов позволит на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимо¬понимания и сотрудничества. Расширение знаний учащихся о народах, живу¬щих в родном крае, даст возможность формировать взаимную терпимость и ес¬тественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

Список литературы

1. Абраменкова, B.B. Социальная психология детства в контек¬сте развития отношений ребенка в мире [Текст] / В.В. Абраменкова // Во¬просы психологии. - 2001. - № 1. - С. 3-15. 2. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анцыферова // Человек в системе наук / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Наука, 1989. - 504 с. 3. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально- психологические проблемы [Текст] / B.C. Агеев - М.: МГУ, 1990. - 240 с. 4. Албакова, Ф. Современные проблемы национально- этнического сознания на Северном Кавказе [Текст] / Ф. Албакова // Эт¬нопсихологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. - 492 с. 5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 380 с. 6. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с. 7. Бенькова, O.A. Возрастная динамика личностных характери¬стик толерантности в социокультурном контексте [Текст]: автореф. дис. ...канд. псих, наук: 19.00.13 / O.A. Бенькова. - Лесосибирск, 2006. - 24 с. 8. Быков, C.B. Диагностика локуса контроля в асоциальных подростковых группах [Текст] / C.B. Быков // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С. 34-43. 28. Валитова, P.P. «Вокруг тебя - Мир...» [Текст]: учебно- методический комплекс. / P.P. Валитова. - M.: МККК, 2003. - 72 с. 29. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? [Текст] / P.P. Валитова // Вестник Московского университета. - 1996. - №1. - С. 33-37. - (Серия 7. Философия). 30. Васильева, О.С. Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально-психологической адаптации [Текст] / О.С. Васильева, Я.Б. Радишевская // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - С. 29-37. 31. Гасанов, И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага» [Текст] / И.Б. Гасанов. - М.: РАУ, 1994. - 258 с. 32. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно- целевых приоритетов образования [Текст] / Б.С. Гершунский // Педагоги¬ка. - 2002. -№ 7. - С. 3-12. 33. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с. 41. Гриценко, В.В. Социально-психологическая адаптация пере¬городенцев в России [Текст] / В.В. Гриценко. - М.: Институт психологии РАН, 2002. - 252 с. 43. Дулаев, И. Этнические стереотипы беженцев [Текст] / И. Ду- лаев // Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2004. - 496 с. 44. Знаков, В.В. Понимание асоциальными подростками ситуа¬ций насилия и унижения человеческого достоинства [Текст] / В.В. Зна¬ков // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С. 20-27. 45. Иванова, Т.В. Социально-психологические проблемы ментальности [Текст] / Т.В. Иванова: автореф. дис доктора псих. наук. - Самара, 2007. - 94 с. 46. Карцов, A.C. Права человека и толерантность [Текст] / A.C. Карцов // Полис. - 2010. - №6 (120), - С.116-130. 47. Кигородев, П.А. Толерантность как принцип гуманистической педагогики [Текст] / П.А. Кигородев // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 9. - Пенза, 2007.-С. 111-113. 48. Кожухарь, Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодейст¬вие базовых механизмов межличностной толерантности [Текст] / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 15-26. 49. Константинов, В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов в условиях диффузного или компактного про-живания [Текст] / В.В. Константинов // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 16-21. 50. Либин, A.B. Дифференциальная психология [Текст] / A.B. Либин. - М.: Смысл, 2004. - 527 с. 51. Личко, А.Е. Биологические и психологические основы нару¬шения поведения у подростков [Текст] / А.Е. Личко // Психология подро¬стков. хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 526 с. 52. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с. 53. Почебут, Л.Г. Социально-психологические условия формиро¬вания толерантности [Текст] / Л.Г. Почебут, С.П. Безносов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные про¬блемы российской ментальности». - СПб.: Астерион, 2005. - С. 44-45. 54. Психодиагностика толерантности личности [Текст] / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с. 55. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 192 с. 56. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст] / А.Л. Свенцицкий. - М.: Изд-во Проспект, 2004. - 336 с. 57. Семёнова, Т.В. Теоретические и прикладные аспекты Соци¬ально-психологического исследования ментальности [Текст]: Автореф. дис доктора психол. наук. - Казань, 2007. - 40 с. 58. Солдатова, Г.У. Психологические механизмы ксенофобии [Текст] / Г.У. Солдатова // Психологический журнал. - 2006. - № 6. - С. 5¬17. 59. Социально-экономическое положение Пензенской области в январе 2010 года: Доклад (официальное издание) [Текст]: Территориаль¬ный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензен¬ской области.- Пенза, ООП Пензастата, 2010. - 88 с. 60. Татарко, А.Н. Роль модернизации образа жизни в трансфор¬мации этнической идентичности [Текст] / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева, М.А. Козлова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 156-166. 61. Толерантность - что это такое? [Текст]: пособие для старше¬классников / под ред. И.М. Юсупова. - Казань: Познание, 2008. - 128 с. 62. Тыхеева, Ю.Ц. Человек в городском пространстве (философо- антропологические основания урбанизации [Текст] /Ю.Ц. Тыхеева // Го¬род и городская среда: философия и антропология. / под. ред. Ю.Ц. Ты- хеевой. - M.: Изд. «Город», 2004. - С. 5-17.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!