Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Бюджетная и налоговая политика субъекта РФ на примере омской области

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Финансы
Предмет
Государственные и муниципальные финансы
Страниц
0
Год сдачи
2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...4 1. Теоретические основы региональной бюджетной и налоговой политики……………………………………………………………………………...8 Региональная бюджетная политика………………………………....8 Налоговая политика регионов: понятие и сущность……………25 Методология определения бюджетной устойчивости субъектов РФ……………………………………………………………………………………36 2. Анализ бюджетной и налоговой политики Омской области…………42 2.1. Анализ областного бюджета Омской области……………………….42 2.2. Анализ системы налогообложения Омской области………………..61 3. Перспективы развития бюджетной и налоговой политики Омской области………………………………………………………………………………81 3.1. Основные направления развития бюджетной политики Омской области………………………………………………………………………………82 3.2 Основные направления развития налоговой политики Омской области………………………………………………………………………………86 3.3. Оценка бюджетного потенциала Омской области…………………86 Заключение…………………………………………………………………93 Список использованной литературы……………………………………...99 Приложение А Система показателей оценки бюджетной устойчивости субъекта РФ……………………………………………………………………….103
Введение

Актуальность темы исследования. Проводимая в настоящее время налоговая политика, обеспечивает не только образование бюджетов всех уровней бюджетной системы, но также служит одним из эффективных рычагов регулирования социально-экономических процессов. Стабилизация экономики и реализация функций, отнесенных к компетенции субъектов РФ, возможны при наличии действенной региональной налоговой и бюджетной политики, соответствующей особенностям развития региона и экономической ситуации. Сегодня можно отметить чрезмерную централизацию полномочий в области налогообложения на федеральном уровне, которая существенно ограничивает самостоятельность субъектов РФ в образовании ресурсов, необходимых для исполнения собственных функций, и почти полностью лишает их возможности управлять налоговой составляющей региональных бюджетов. Практика предоставления федеральным законодательством налоговых льгот и изъятий объектов налогообложения по региональным и местным налогам приводит к необходимости все большего перераспределения финансовых ресурсов через межбюджетные трансферты, что в свою очередь является значительным дестимулирующим фактором обеспечения устойчивости бюджетов регионов. Налоговая политика регионов, являющаяся рычагом воздействия на их экономику, чаще всего не принимает во внимание различий в социально-экономическом положении, рыночную специализацию, уровень накопленного производственного потенциала. Выбор ее инструментов происходит без должного научного обоснования и без увязки с результатами и перспективами социально-экономического развития регионов. Изменяющиеся хозяйственные связи оказывают большое воздействие на отраслевое соотношение налоговых поступлений в регионах, что требует его изучения и учета при разработке и реализации региональной налоговой политики. Наиболее актуальны вопросы создания действенной региональной налоговой и бюджетной политики, обеспечивающей сохранение экономического потенциала, финансовой устойчивости, необходимого уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которые обострились в условиях спада экономики.


Хотите узнать, где заказать реферат по экономике? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!


. Отмеченные обстоятельства обусловили необходимость разработки качественно нового, дифференцированного подхода к региональной налоговой и бюджетной политике и выбору инструментов ее реализации. Степень научной разработанности проблемы. Вопросам формирования и реализации государственной налоговой и бюджетной политики посвящены работы отечественных ученых А.В. Аронова, С.В. Барулина, И.В. Горского, А.З. Дадашева, В.А. Кашина, С.П. Колчина, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова и др. Рассмотрение и оценка отдельных элементов налоговой политики и налогово-бюджетного федерализма представлены в трудах Л.М. Архипцевой, Х.М. Богова, Д.Г. Бурцева, Е. Бухвальда, О.А. Мироновой, А.Б. Паскачева, Ф.Ф. Ханафеева. Исследованию проблем регионального развития и региональной экономической и налоговой политики посвящены труды А.Г. Гранберга, Д.Ю. Дойхена, Н.Н. Мамыкиной, Т.Г. Морозовой. Труды зарубежных авторов по проблемам формирования и реализации налоговой и бюджетной политики не нашли достаточного применения в данном исследовании, так как не учитывают особенности налогового и бюджетного законодательства России, межбюджетных отношений, особенностей хозяйствования. Целью дипломной работы является анализ бюджетной и налоговой политики субъекта РФ (на примере Омской области). Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть теоретические основы региональной бюджетной и налоговой политики. 2. Проанализировать бюджетную и налоговую политику Омской области. 3. Выявить перспективы развития бюджетной и налоговой политики Омской области, а также провести оценку бюджетного потенциала Омской области. Объектом исследования выступает бюджетная и налоговая политика Омской области. Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений в сфере бюджетной и налоговой политики субъекта РФ. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных ученых-экономистов, изучающих вопросы налоговой и бюджетной политики регионов. Информационной базой работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Омской области по вопросам региональной налоговой и бюджетной политики, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области, Министерства финансов Омской области. Методы исследования. При написании дипломной работы были использованы диалектический метод познания, метод сравнительного анализа, экономико-статистические методы (наблюдения, группировки, сравнения), системный подход. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается выбор темы, показывается ее актуальность и практическая значимость, дается определение цели и формулируются задачи исследования, обозначается объект, предмет исследования и временной период, определяются теоретическая и методическая основы дипломной работы, указываются используемые методы анализа. В первой главе «Теоретические основы региональной бюджетной и налоговой политики» рассматриваются понятие и сущность региональной бюджетной и налоговой политики регионов, определяется методология определения бюджетной устойчивости субъектов РФ. Во второй главе «Анализ бюджетной и налоговой политики Омской области» проводится детальный анализ областного бюджета Омской Области, а также анализ системы налогообложения Омской области. В третьей главе «Перспективы развития бюджетной и налоговой политики Омской области» изучаются основные направления развития бюджетной и налоговой политики Омской области, а также проводится оценка бюджетного потенциала Омской области. В заключении приводятся краткие, основные выводы, полученные в процессе проводимого исследования. В списке использованной литературы приведены источники, изученные и использованные в процессе написания дипломной работы.

Заключение

В процессе написания дипломной работы были решены следующие задачи. Рассмотрены теоретические основы региональной бюджетной и налоговой политики. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Так же в бюджеты субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет: части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет; платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню; сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате: принятия законов и иных нормативно-правовых актов субъекта РФ, полномочий по предметам их ведения; принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе субвенций местным бюджетам; принятия нормативных правовых актов субъекта РФ, осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий, подлежащих финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета. Региональная налоговая политика – это деятельность региональных органов государственной власти по управлению различными элементами региональных налогов (ставки, льготы, период) участниками налоговых правоотношений, региональным налоговым законодательством. Выделяют две стадии региональной налоговой политики: 1) формирование; 2) реализация. На стадии формирования региональной налоговой политики происходит: определение целей и задач региональной налоговой политики в рамках общей экономической стратегии страны в целом и отдельного региона; разрабатывается региональное налоговое законодательство; рассматривается налоговая составляющая бюджетного процесса региона. На стадии реализации региональной налоговой политики происходит: обеспечение поступления налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы; апробирование и совершенствование регионального налогового законодательства; развитие кадровой составляющей региональной налоговой политики; в конечном итоге обосновывается необходимость внесения изменений в действующую региональную налоговую политику, или разработки новой региональной налоговой политики. Региональные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ, а также законодательством конкретных субъектов РФ. Они вводятся в действие согласно НК РФ законодательством субъектов РФ и обязательны к своевременной уплате на территориях конкретных субъектов РФ. Сроки уплаты, ставка и формы отчетности на региональные налоги определены в законах конкретных субъектов РФ. Незначительна роль региональных налогов в консолидированных бюджетах субъектов в формировании общих доходов. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. Проанализирована бюджетная и налоговая политика Омской области. В результате проведенного анализа областного бюджета Омской области доходы областного бюджета Омской области увеличились за анализируемый период на 18,1 млрд. руб. Из них налоговые и неналоговые доходы выросли на 10,7 млрд. руб., безвозмездные поступления – на 7,4 млрд. руб., а неналоговые доходы на 0,5 млрд. руб. В структуре доходов областного бюджета Омской области акцизы увеличились на 1,6 млрд. руб., налог на прибыль организаций – на 3,» млрд. руб., налог на доходы физических лиц – на 2,6% млрд. руб., налог на имущество организаций – на 1,8 млрд. руб., прочие налоговые доходы – на 1,0 млрд. руб. Общая сумма расходов областного бюджета Омской области за 2010 – 2012 годы увеличилась на 17822,1 млн. руб. При этом расходы на культуру и кинематографию увеличились на 84,9 млн. руб., на охрану окружающей среды – на 80,5 млн. руб., на ЖКХ – на 1055,2 млн. руб., на национальную экономику – на 8046,6 млн. руб., на общегосударственные вопросы - на 529,0 млн. руб., на здравоохранение – на 7872,3 млн. руб., на обслуживание государственного долга – на 49,2 млн. руб., на СМИ – на 75,4 млн. руб., на физическую культуру и спорт – на 544,9 млн. руб., на социальную политику – на 2904,5 млн. руб., на образование – на 4631,6 млн. руб. По расходам на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность за рассматриваемый период произошло снижение на 2118,4 млн. руб. Количество налогоплательщиков налога на имущество организаций в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилось на 2920 единицы. Налоговая база за анализируемый период увеличилась на 97540526 тыс. руб. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, увеличилась за рассматриваемый период на 1875339 тыс. руб. За анализируемый период сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот снизилась на 706718 тыс. сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот, установленных п. 2 ст. 372 НК РФ снизилась на 824462 тыс. руб., а по льготам, установленным ст. 381 НК РФ 117744 тыс. руб. Контрольная сумма налога на имущество организаций за 2010 – 2012 годы увеличилась на 1021537353 тыс. руб.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Консультант Плюс. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант Плюс. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант Плюс. 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант Плюс. 5. Закон Омской области от 15.07.1994 № 2-ОЗ «О Законодательном Собрании Омской области» (ред. от 03.06.2013) (принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 07.06.1994 № 20) // Консультант Плюс. 6. Закон Омской области от 10.05.2011 № 1346-ОЗ «О бюджетном процессе в Омской области» (в ред. от 01.10.2013) // Консультант Плюс. 7. Закон Омской области от 25.12.2012 № 1500-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов)» (в ред. от 31.10.2013) // Консультант Плюс. 8. Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 «О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» //Консультант Плюс. 9. Указ Губернатора Омской области от 29.07.2013 № 108 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Омской области на 2014 - 2016 годы» // Консультант Плюс. 10. Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 173-п «Об оценке эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот» (вместе с «Порядком оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот») (ред. от 14.03.2012) // Консультант Плюс. 11. Постановление Правительства Омской области от 31.03.2011 № 49-п «Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года» // Консультант Плюс. 12. Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по Омской области (Утверждено Федеральной налоговой службой 24.01.2005) // http://www.r55.nalog.ru/umns/fn/ 13. Аксенов С., Заугольников С., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение. Практикум. - Курск: РФЭИ, 2012. - 216 с. 14. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2011. - 486 с. 15. Вылкова Е.С. Налоги налогообложение в схемах и таблицах. - СПб.: СПбГУЭФ; 2012. - 80 с. 16. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 480 с. 17. Истомина Н.А., Тэн С.И. Национальная составляющая в региональной бюджетной политике и ее влияние на формирование регионального бюджета // Дайджест-Финансы. – 2013. - № 3 (219). – С. 64 – 72. 18. Караханян С.Г., Баталова И.С. Налоговые споры: проблемы, анализ, решение. - М.: Бератор-Паблишинг, 2012. - 144 с. 19. Кузулгуртова А.Ш. Особенности региональной налоговой политики в периоды глобальной финансовой нестабильности // Финансы и кредит. - 2012. - № 4. - С. 48 - 53. 20. Лях О.А., Гринкевич А.М. Региональная налоговая политика России на современном этапе // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - № 6. - С. 16 - 18. 21. Майбуров И.А. Налоги и налогооблажение. - 4-е изд. - М.: ЕОАИ, 2012. - 558 с. 22. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. - 8-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 310 с. 23. Налоги и налогообложение / Под ред. Черника Д.Г. - М.: ЕОАИ, 2010. - 367 с. 24. Николаева Т.П. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: ЕАОИ, 2012. - 234 с. 25. Омская Губерния: портал Правительства Омской области // http://www.omskportal.ru/ 26. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций за 2010 – 2012 годы // http://www.r55.nalog.ru/statistic/statforms/ 27. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу за 2010 – 2012 годы // http://www.r55.nalog.ru/statistic/statforms/ 28. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на игорный бизнес за 2010 – 2012 годы // http://www.r55.nalog.ru/statistic/statforms/ 29. Официальный сайт Министерства финансов Омской области // http://mf.omskportal.ru/ 30. Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Омской области // http://www.r55.nalog.ru/ 31. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru 32. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. - М.: ЕОАИ, 2010. - 349 с. 33. Петров А.В. Налоговый учет. - М.: Бератор Паблишинг, 2012. - 248 с. 34. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЕОАИ, 2011. - 546 с. 35. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложения. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 331 с. 36. Феоктистов И.А., Нечипорчук Н.А., Красноперова О.А. Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. - 192 с. 37. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: ЕОАИ, 2011. - 424 с. 38. Финансы / Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 496 с. 39. Финансы / Под ред. Поляка Г.Б. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 703 с. 40. Ялбулганов А.А. Неналоговые доходы субъектов Российской Федерации // Финансовое право. – 2012. - № 5. – С. 81 – 85.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!