Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Различия проявления агрессивности у мальчиков и девочек в старшей группе детского сада

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Педагогика
Страниц
40
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1. Агрессивность детей дошкольного возраста…………………………7 1.1.Виды агрессии………………………………………………………………...7 1.2.Причины и формы проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………9 1.3.Гендерные различия в агрессивном поведении детей…………………….10 Глава 2. Различия проявления агрессивности у мальчиков и девочек в старшей группе детского сада…………………………………………………..13 2.1.Методы исследования……………………………………………………….13 2.2.Ход исследования и результаты…………………………………………….20 2.3.Анализ результатов и выводы………………………………………………32 Заключение ………………………………………………………………………36 Список литературы ……………………………………………………………..38 Приложение ……………………………………………………………………..40
Введение

Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку. Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными.


Если вы хотите узнать, сколько стоит чертеж а3 , заполните форму заказа на сайте Work5 и получите расчет стоимости.


. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ З. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека. Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива. Поэтому , прежде всего, необходимо понимать, что в жизни ребенка провоцирует его на агрессивность. По мнению исследователей данной проблемы , агрессивность ребенка может быть обусловлена естественными физическими и возрастными факторами. Например, у младенцев и детей раннего возраста она возникает, как реакция на дискомфорт и незрелости нервной системы (неумением управлять своим поведением и эмоциями), а также из-за недостатка знания нравственных норм и правил. Какого ребенка можно назвать агрессивным? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать: - на кого он нападает (на более младшего, слабого - могут быть и другие варианты); - как часто он это делает. В одном из исследований подсчитали, что агрессивные дошкольники в течение часа делают несколько выпадов против своих сверстников, а более мирные собратья - не более одного выпада за то же время; - нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент. Первая причина появления признаков агрессивного поведения у дошкольников лежит в природе социализации: наиболее экономный для ребенка путь социализации – подражание взрослому. Ребенок, видя агрессию у взрослых, подражает им. Агрессивность пока еще не является чертой характера ребенка, она взята им на вооружение как «подсмотренный» у взрослых способ поведения. Если на этом этапе агрессия не пресекается, если взамен ребенка не учат другим способам поведения, если, более того, она поддерживается взрослыми, то очень скоро ребенок начинает проявлять агрессивность осознанно. Агрессия может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому не может справиться. У него создается иллюзия смелости. Согласно Э. Эриксону, враждебность и агрессивность связывается у ребенка с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру . Степень развития чувства доверия к людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Полноценная материнская забота обеспечивает ребенку уверенность в себе, не боязнь проявлять инициативу, допускать ошибки и т. д. Если же ребенок не получает полноценной материнской заботы, то у него вырабатывается и закрепляется собственная защитная реакция в виде агрессивных форм поведения. Одной из причин возникновения агрессии у детей, как считает А. Адлер, является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчиненного положения, появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми (над взрослыми) . Конечно, это причина социально-педагогического порядка. Взрослые, которые не умеют или не хотят понять чувства ребенка, которые унижают его, показывают свое превосходство, стимулируют возникновение агрессивного поведения. Актуальность работы в том, что детское неблагополучие — негативное психологическое явление. За ним скрывается конфликт в отношениях со сверстниками, эмоциональные и поведенческие нарушения. Это находит отражение в комплексе агрессивных форм поведения и защитных компенсаторных реакций в ответ на искажения в поведении ребенка и его отношениях к сверстникам, взрослым и самому себе. Все это длительное время скрыто от внешнего наблюдения. Именно поэтому источник конфликта достаточно часто упускается педагогом ДОУ. Опасность в развитии агрессивных форм поведения дошкольника 5—6 лет заключается в том, что появившиеся у него нарушения эмоционально-волевой сферы могут проявиться в школьном или более позднем возрасте Объект исследования: агрессивность дошкольников старшей группы детского сада. Предмет исследования: различия проявления агрессивности у мальчиков и девочек в старшей группе детского сада . Цель: собрать и обработать психолого-педагогический теоретический и научно-исследовательский материал, посвященный данной проблеме. Задачи: 1. Проанализировать литературу, посвященную агрессии как деструктивной формы поведения в условиях ДОУ. 2. На основе собранного материала проанализировать и охарактеризовать особенности агрессивного поведения мальчиков и девочек в старшей группе детского сада. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы , заключение и список литературы.

Заключение

С началом жизни мальчиков и девочек частота проявлений и продолжительность у них негативных эмоций практически одинаковая, но с возрастом у мальчиков увеличивается а у девочек уменьшается. Это происходит потому, что к агрессивному поведению мальчиков относятся более положительно, чем к такому же поведению девочек. Исходя из этого девочки, начинают бояться проявлять агрессивное поведения и начинают его скрывать из-за возможного наказания. Модель подобного поведения утверждается и явлений проявления агрессии со стороны девочки резко сокращается. Необходимо фиксировать различия на полоролевом уровне, которые проявляются в способах мужской и женской агрессии. Мужчины чаще проявляют прямую агрессию в виде драки и нападения, женщины же непрямую (скрытую), проявляющуюся в виде сплетен, оскорблений, критики, угрозы. Эти различия проявляются так же в установках агрессии. Для мужчин агрессия используется как инструмент для достижения материальных и социальных результатов и здесь чувства тревоги и вины уходят на второй план. Женщины же просчитывают те последствия, которые могут возникнуть у нее из-за применения в отношениях агрессии. Для них агрессия это элемент экспрессии, это способ снятия стрессового состояния, освобождения от состояния гнева через выход энергии агрессии. Некоторые авторы объясняют гендерные особенности проявления агрессии биологическими и генетическими своеобразиями мужчины и женщины. Конечно, значение этих факторов, в особенностях проявления агрессии, непререкаемое, однако при сравнении гендерных особенностей, по показателям исследуемого вопроса, они склоняются в пользу мужчин. Хотя, очень важным замечанием необходимо считать тот факт, что если агрессия является продуктом гендерных особенностей и порождается биологическими своеобразиями, это не в коей мере не может пониматься так, что мужчины могут в большей мере демонстрировать агрессию в отношениях, чем женщины. На самом деле агрессия, при использовании соответствующих приемов и средств, может быть перенацелена в положительное русло либо вообще сведена на нет. Следует отметить, что долгие годы для педагогической практики не было характерным учитывать различия детей по половым признакам. Эти различия не следует рассматривать только на уровне психосексуальных особенностей проявляющихся в процессе развития подростка. Мальчики созревают гораздо медленнее, чем девочки. Развитие психосексуальных факторов у мальчиков начинается на два года позже, чем у девочек и продолжается до пяти лет, а не до четырех, как у подростков девочек. В процессе своего развития девочки оказываются более защищенными к психическим и физическим факторам, хотя мальчики обладают большей физической силой. Этот фактор вызывает больше нарушений психики, в процессе развития, у мальчиков по сравнению с девочками. Помимо биологических предпосылок важное значение в формировании различий, по половым признакам, играют этнокультуральные стереотипы, сформировавшиеся у народов и социальных групп по поводу манер поведения мальчиков и девочек, которые соотносятся с мускулинностью мужчин и феминностью женщин. Эти стереотипы поведения свидетельствуют о том, что агрессивная манера, в большей степени, характеризует поведение мальчиков, а не девочек.

Список литературы

1.Агрессия у детей и подростков: Учебное издание / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.:Питер, 2006. 204с. 2.Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2007. №1.– C. 49 – 59. 3.Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц– М., 2002. – 512 с. 4.Калинина С. Б. Психология агрессии. Тверь, 2008. - 120с. 5.Колосова С. Л. Детская агрессия. М., 2004. – 108с. 6.Колосова С.Л. Особенности дезадаптивных проявлений у детей с агрессивным поведением при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному // Вопросы психологии. 2006. № 6. - C. 24-30. 7.Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Старшая группа./ Сост. Т.В. Иванова.-Волгоград: ИТД «Котофей».2008 8.Татаринцева Н.Е. полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие.-М.: Центр п6едагогического образования, 2012. 9.Берн Ш. Гендерная психология. – СПб, 2001. 10. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб. Питер, 2005. 11. Введения в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов. М.: Аспект Пресс, 2005. 12. Практикум по гендерной психологии. Под ред. И.С. Клециной. Спб., Питер, 2004. 13. Буракова М. Маскулинность и феминность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин // Иной взгляд, 2000, № 3. 14. Гендерные разночтения: Материалы межвузовской конференции молодых исследователей «гендерные отношения в свременном обществе: глобальное и локальное» / Отв.ред. М.В. Рабжаева. СПб.: Алетейя, 2005. 15. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 16. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., Алетейя, 2004. 17. Майерс Д. Социальная психология. СПб., Питер, 2000. 18. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / ред. О. А. Ворониной, М., 2001. 19.Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис.- М., 1996 20.Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М., 1995. - 36 с. 21.Бутовская М.Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека, - Москва, 2006 год, - 22.Х. Хекхаузен - Агрессия. Мотивация и деятельность. - Москва, 1986, т. 1, с. 365-405 23.Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М. Пенатес-Пенаты, 2000.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!