Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Центр-периферийные отношения в социально - экономическом развитии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Страноведение
Предмет
Региональная экономика
Страниц
85
Год сдачи
2015
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 7 1.1. Становление российской системы федерализма как формы территориальной организации власти и управления обществом 7 1.2. Эволюция российской системы федерализма и регионального управления 18 1.3. Система «центр-периферия» в условиях укрепления федерализма в России 23 ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ЦЕНТР-ПЕРИФЕРИЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 30 2.1. Современное состояние социально - экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа 30 2.2. Специфика и технологии управления центр-периферийными отношениями в Ханты-Мансийском автономном округе 52 2.3. Проблемы в регулировании социально – экономического развития в системе «центр-периферия» 66 ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ В ЦЕНТР- ПЕРИФЕРИЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА 69 3.1. Развитие центр – периферийных отношений в ХМАО – Югре 69 3.2. Оценка влияния центр-периферийных отношений в социально-экономическом развитии ХМАО – Югры 78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 97 ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Введение

Актуальность работы. Эффективное развитие экономики региона напрямую зависит от качества и состояния общественной инфраструктуры (дороги, железнодорожные магистрали, порты и т.д.), так как высокий уровень развития инфраструктуры повышает инвестиционную привлекательность страны и регионов и создает благоприятные условия для привлечения частных инвестиций, а низкий уровень развития общественной инфраструктуры делает невозможным модернизацию российской экономики. На современном этапе развития экономики России требуется поиск новых форм поддержки инфраструктурных проектов, так как высокоразвитая общественная инфраструктура будет влиять на повышение производительности труда и конкурентоспособность, а также на инвестиционную привлекательность государства на мировых рынках. Основой экономического роста города является эффективность национальной инновационной системы, которая должна стать катализатором развития и роста конкурентоспособности высокотехнологичной продукции на внутренних и мировых рынках, обеспечивающих прорыв по ряду направлений. Повышение конкурентоспособности является системной многоуровневой задачей, успех которой зависит от развития трудовых ресурсов, экономических институтов, реализации и консолидации конкурентоспособности города в таких областях, как энергетика и сырье, транспортная инфраструктура, а также необходимости диверсификации отраслевой экономики и совершенствования научно-технологического комплекса.


Если требуется заказ кандидатской диссертации , обращайтесь в Work5.


. Эффективное инновационное развитие экономики страны невозможно без создания глобальной и конкурентоспособной национальной инновационной системы, при этом для достижения этой цели необходим спрос на инновации со стороны отраслевой экономики, повышение результативности сектора знаний (фундаментальная, прикладная и поисковая наука), а также преодоление фрагментации созданной инновационной инфраструктуры. Серьезным требованием к региональным инновационным программам, на наш взгляд, должна стать их увязка со «Стратегией 2020», разработанной Правительством РФ. Это предполагает включение в данные программы в качестве основных следующих направлений: техническое перевооружение, новые образовательные программы, развитие малого бизнеса и программы модернизации предприятий региона. И очень важная задача, стоящая перед региональными властями, заключается в том, чтобы подтолкнуть бизнес к модернизации основных фондов именно через инновации. Для этого необходимо обеспечить значительное смещение акцентов в сторону модернизационной составляющей, переориентировав на задачи формирования новой структуры экономики бюджетную и денежно-кредитную политику региона. Цель работы – центр-периферийные отношения в социально - экономическом развитии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Задачи: - рассмотреть теоретические основы федеративных отношений и регионального управления в современной России; - провести анализ состояния центр-периферийных отношений в социально - экономическом развитии Ханты – Мансийского автономного округа; - выявить перспективы решения проблем управления социально-экономическим развитием в центр-периферийных отношениях Ханты-Мансийского округа. Объект исследования – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Предмет исследования – центр-периферийные отношения в социально - экономическом развитии. Гипотеза – центр-периферийные отношения в социально-экономическом развитии играют важную роль и являются перспективным направлением для региона. Методы исследования – анализ, обобщение полученных данных. К представителям ученых, занимающихся вопросами инвестиционной привлекательности, следует отнести С.Ю. Глазьева, В.В. Ивантера, В.Н. Киселева, С.Н. Сильвестрова, Д.Е. Сорокина, О.С. Сухарева, В.Н. Щербакова. Среди российских ученых, чьи работы представляют интерес в области измерения инвестиционной привлекательности и результатов инновационной деятельности следует отметить И.М. Бортника, В.Г. Варнавского, Е.Б. Ленчук, О.Н. Мельникова, И.Н. Рыкову, И.В. Рябова и др. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы федеративных отношений и регионального управления в современной России; проведен анализ состояния центр-периферийных отношений в социально - экономическом развитии Ханты – Мансийского автономного округа; выявлены перспективы решения проблем управления социально-экономическим развитием в центр-периферийных отношениях Ханты-Мансийского округа. В Югре создана и функционирует система специализированных институтов развития инвестиционной инфраструктуры, нацеленная на оказание помощи инвесторам в получении государственной поддержки, а также на развитие инвестиционной деятельности в регионе в целом. Созданная система институтов развития инвестиционной инфраструктуры обеспечивает взаимодействие органов исполнительной государственной власти автономного округа с инвесторами в режиме «одного окна», осуществляет подготовку необходимых документов для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов. Сформированная инфраструктура поддержки инвестиционной деятельности нацелена, прежде всего, на снижение инфраструктурных ограничений для реализации инвестиционных проектов и развития предпринимательства в Югре, способствует повышению инвестиционной привлекательности региона, снижает административные барьеры, и, тем самым,облегчает процесс получения государственной поддержки. Таким образом, созданные в Югре условия для ведения инвестиционной деятельности, а также действия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в этой области нацелены на стимулирование инвестиций во все сектора экономики, более того, с 1 января следующего года планируется полностью освободить от уплаты налога на имущество те субъекты бизнеса, которые образуют инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализуют проекты по развитию рынка доступного арендного жилья. По сути, эта мера должна сработать на решение двух ключевых социальных задач – обеспечить население автономного округа новыми рабочими местами, в том числе в отдаленных и труднодоступных поселках, и внести вклад в разгрузку жилищных очередей. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав. Возрастающая значимость информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества и государственного управления обусловила перевод информационных технологий в разряд приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают в первую очередь концепцию «электронного правительства» на всех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной. Наиболее ожидаемым эффектом от развития информационного общества является реальное повышение качества жизни населения, формирование открытого общества и создание условий для дальнейшего развития демократических процессов, связанных с использованием информационных технологий, информации, знаний и расширением возможности граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также обеспечение возможности увеличения скорости, улучшения качества оказания муниципальных услуг и сокращения процедуры оформления документов, экономии времени на получении большого количества справок, подачу налоговых деклараций, регистрацию имущества. Ключевым органом, контролирующим внедрение и реализацию государственных целевых программ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является Департамент информационных технологий. В масштабах Ханты-Мансийского района данную функцию выполняет Управление по информационным технологиям. На сегодняшний день «информационно-коммуникационная картина» района выглядит следующим образом: каждые 2 года администрацией района утверждается долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие информационного общества Ханты-Мансийского района»; ежегодно программа подвергается корректировке в части увеличения затрат на приобретение оборудования (так, в 2013 году было докуплено 3 сервера, 22 ноутбука, 10 компьютеров, 15 принтеров для пунктов общественного доступа); во всех 34 поселениях района широко внедряется Территориальная информационная система (ТИС), согласно которой в 2013 году в районе установлено 28 автоматизированных рабочих мест и одининфомат в районной поликлинике. Для повышения качества взаимодействия между населением и органами власти, в Ханты-Мансийском районе усиленно вводится Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и налаживается сотрудничество с Многофункциональным центром Югры. Однако, не смотря на то, что вопросы того зачем и каким путем привести ИКТ в район возникли и начали разрешаться более десяти дет назад, многие проблемы остаются неразрешенными. При всей своей немногочисленности (население района – почти 20 000 человек), жители не торопятся прибегать к услугам, оказываемым с применением информационных технологий. Медленное и неравномерное внедрение ИКТ в деятельность органов местного самоуправления стало следствием нескольких причин: малое количество единиц компьютерной техники на одно муниципальное образование,низкая квалификация пользователей персональных компьютеров, отсутствие технического персонала способного оперативно обслуживать оргтехнику, высокий возрастной показатель населения, а так же удаленность населенных пунктов. Следствием перечисленных причин стала невозможность формирования единого информационного пространства и механизмов обеспечения взаимодействия населения и органов местного самоуправления. Существует несколько вариантов решения данных проблем. Для начала стоит обучить население не только базовым навыкам обращения с компьютерной техникой и интернетом, но и с вспомогательными программами и сайтами, направленными на улучшение качества жизни населения. Так, имея четкое представление о том, как происходит оказание услуги электронным путем (например, подача заявления в УФМС на выдачу загранпаспорта), клиент без страха за сохранность персональных данных мог бы воспользоваться ею. Администрация Ханты-Мансийского района сотрудничает с аккредитованными учреждениями (пр.АУ «Югорский НИИ информационных технологий») с целью ликвидации компьютерной безграмотности среди сельского населения, но эта мера не является достаточной, так как по завершению кратковременных курсов не возникает особого притока к соответствующим информационным ресурсам. В помощь людям, испытывающим страх перед «односторонним» общением с органами власти через интернет целесообразно было бы открыть телефонные «горячие линии». Получатель услуги мог бы звонить оператору и задавать вопросы, возникающие при заполнении анкеты или заявления онлайн, а так же мог бы дублировать свои действия, говоря с оператором. Недостатком данного варианта является неизбежная административная преграда, которая выражается в необходимости создания новых рабочих мест для операторов «горячей линии», а так же выделения и обслуживания телефонных линий и номеров. Вторым способом привлечения населения к пользованию ИКТ в повседневной жизни – это модернизация. В данном случае она касается развития пунктов общественного доступа к информации, государственными муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме, а так же обновления самих сетей передачи данных. В виду удаленности и труднодоступности населенных пунктов, окружные интернет-провайдеры не всегда имеют возможность наладить кабельную или спутниковую связь. Поэтому возникает еще и стоимостный барьер. Невысокая скорость передачи данных (на некоторых участках она до сих пор не превышает 128 кбит) так же затрудняет обмен информацией между органами власти и населением. Очевидно, что такая скорость не может быть привлекательной для клиентов. Дополнительной мерой привлечения населения к применению ИКТ является формирование реестра муниципальных услуг в электронном виде и обеспечение функционирования портала предоставления муниципальных услуг в электронном виде. Стоит так же привязать к имеющимся пунктам доступа к информации (инфоматам) возможность оплаты коммунальных платежей. Нужно постепенно формировать у людей привычку выполнять рутинные действия через интернет. Это может быть проблематично для людей старшего поколения, так как они привыкли обращаться с натуральными деньгами и «живым» кассиром, который по завершении операции выдаст им бумажную квитанцию. Кроме того для совершения этих операций нужно обязательно иметь счет в банке с выпущенной к нему банковской карточкой. Обширная работа должна проводиться и в самих органах муниципального управления. Программой «Развитие информационного общества Ханты-Мансийского района» предусмотрено приобретение технических средств и программного обеспечения для внедрения электронного документооборота, развитие функциональных возможностей официального сайта, разработка и приобретение программного обеспечения для предоставления муниципальных услуг в электронном виде, развитие и поддержка корпоративной сети органов администрации района и внедрение комплексной системы защиты информации. Суммируя следствия проблемы и варианты её решения, можно сделать вывод, что наладить деятельность органов местного самоуправления на основе ИКТ можно путем активного двухстороннего общения между населением и администрациями населенных пунктов. Вкладывая в обучение, повышая уровень компьютерной грамотности органы муниципального управления получат заинтересованных, осведомленных потребителей электронных услуг. В свою очередь население, не смотря на удаленность от административного центра, сможет быстро и качественно получить любую государственную услугу, доступную в электронном виде. Таким образом, при соответствующем финансировании данное направление развития информационных технологий в Ханты-Мансийском районе выглядит перспективным. Развитие технологий передачи данных не стоит на месте и это дает уверенность, что самые отдаленные регионы в скором будущем будут покрыты качественной связью.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. 1997 год, 64 с. 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 № 466-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» 3. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. № 1016 «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. № 594 (ред. от 24.05.2010 г.) "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд". 5. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р. 6. Андреев О.С. Факторно-целевое управление в условиях инновационно-технологического развития экономики РФ. //Экономические исследования. 2013. № 4. С. 4 7. Агеенко А.А. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона и отдельных хозяйствующих субъектов // Вопросы статистики. 2013. № 6. С. 48. 8. Асаул, А.Н. Инвестиционная привлекательность региона / А.Н. Асаул. СПб., 2010. 9. Бурцева Т.А. Индикативная модель мониторинга инвестиционной привлекательности региона // Вопросы статистики. – 2009. – № 6. – С. 37–45. 10. Быстров О.Ф., Поздняков В.Я., Прудников В.М. и др. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации: Монография. – М.: Инфра-М, 2010. – 358 с. 11. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций /В. Беренс, П.М. Хавранек. – М.: Проспект, 2011. – 528 с. 12. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов /Г. Бирман, С. Шмидт. – М.: Академия, 2014. – 1006 с. 13. Башмачникова, Е.В. Проблемы развития региональной социально-экономической подсистемы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2012. Т.8 №4 992-995 с. 14. Валинурова Л.С., Казакова О.Б. Управление инвестиционной деятельностью: учебник. М.:КНОРУС,2009, с.384. 15. Гришина И.В. Полынев А.О. Социально-экономическое положение регионов России: опыт оперативной сравнительной оценки // Инвестиции в России. 2009. № 7. С. 6. 16. Газизулина И. Инвестиции и инвестиционный потенциал: экономическое содержание и факторы формирования /И. Газизулина // Аналитический банковский журнал. – 2014. – № 4. – С.51-58. 17. Голицкий А. Роль государства в становлении экономики и регулирование рыночной экономики /А. Голицкий. – М.: Проспект, 2013. – 148 с. 18. Дорошин Д.В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленных предприятий // Справочник экономиста, №8, 2011,с.12-128. 19. Ендовицкий Д.А. Методология оценки инвестиционной привлекательности // Экономический анализ: теория и практика, №6,2008, с.2-14. 20. Зорин Д.Ю. Методические аспекты инвестиционной привлекательности // Аудит и финансовый анализ, №1, 2010, с.3-6. 21. Котляр Л.В. Принципы и требования к оценке инвестиционной привлекательности региона//Социально-экономические и технические системы. Онлайновый электронный научно-технический журнал, г. Набережные Челны, КамПИ, № 4(12), 2013. 22. Махотаева М. Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне /М. Махотаева, М. Николаев // Вопросы экономики. – 2014. – № 10. – С. 12-19. 23. Никитин С. Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций: проблемы повышения эффективности /С. Никитин // Инвестиции в России. – 2014. – № 9. – С. 34-39. 24. Овчинникова Т.И., Кобелева С.В. Рейтинговая оценка социально-экономического развития региона с учетом показателя коэффициента загрузки производственного капитала // Регион: системы, экономика, управление. – 2010. – № 2 (9). – С. 85–90. 25. Рахимов Т. Экспресс-методика оценки инвестиционного климата на региональном уровне // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 4. – С. 100–107. 26. Смирнов В.В. Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности региона: предпосылки, методика, оценка // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 5. – С. 22–33. 27. Севрюгин Ю.В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия: автореф. дисс., Ижевск, 2010, с.27. 28. Суркин П.Н. Развитие инструментария оценки инвестиционной оценки инвестиционной привлекательности: автореф. дисс., Йошкар-Ола, 2012, с.20. 29. Скурихина, Е.В. Журнал «Молодой ученый» научная статья «Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, содержание, факторы состояния и развития» / Е.В. Скурихина., 2012. 30. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года. 31. Статистический ежегодник: Стат. сб. в IV частях. Ч.II (I) Ханты-Мансийский автономный округ – Югра / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2012. – 316 с. 32. Третьяков, А.Г. Управление инвестиционной активностью в регионе: автореф. канд. экон. наук / А.Г. Третьяков. М.: РАГС, 2013. 18 с. 33. Учебник молодого экономиста «Оценка инвестиционного риска региона», 2010. 34. Фокина О.М. Методология оценки инвестиционной привлекательности предприятия // ИнВестРегион № 3, 2011, с. 26-29. 35. Цыганов А.В. Управление инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия с учетом оценки его социального потенциала: автореф. дисс., Москва, 2009, с. 23. 36. Инвестиции в основной капитал [электронный ресурс] http://www.fedstat.ru 37. Инвестиции в основной капитал [электронный ресурс] http://www.gks.ru 38. Креативная экономика[Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/ - Загл. с экрана. 39. Национальное рейтинговое агенство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ra-national.ru/ - Загл. с экрана. 40. Единый официальный сайт государственных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – http://www.admhmao.ru.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!