Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Исследование психологических защит личности в контексте проблемы самосознания

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
35
Год сдачи
2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА САМОСОЗНАНИЯ 7 1.1. Подходы к изучению проблемы самосознания 7 1.2. Изучение самосознания в отечественной психологии 10 1.3 Изучение феномена самосознания в зарубежной психологии 13 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ САМОСОЗНАНИЯ 18 2.1 Структура самосознания 18 2.2 Проблема личностного смысла «Я» 21 2.3 Психологическая защита личности 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение

Проблема самосознания личности является одной из ключевых на современном этапе развития психологической науки, ей посвящено множество исследований в отечественной психологии. Следует отметить, что в исследованиях отечественных психологов феномен самосознания рассматривается с различных позиций: как общая проблема развития личности и в более специальных вопросах. С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова, Л. И. Божович говорили о становлении самосознания в контексте общей проблемы развития личности, представляя его как поздний продукт сознания, связанный с реальным становлением ребенка практическим субъектом. А. И. Липкина, В. Ф. Сафинова рассматривали более специальные вопросы, связанные с феноменом самосознания: особенности самооценок, взаимосвязь с оценкой окружающих. При исследовании феномена самосознания в зарубежной психологии большее внимание уделялось проблематике «Я-концепции». Впервые различил процесс и продукт самосознания, отобразив это в своих трудах, согласно которые есть познающее («чистое Я») и познаваемое («эмпирическое Я»), зарубежный психолог У. Джеймс. Актуальность исследования состоит в том, что самосознание представляет собой особый процесс человеческой психики, направленный на саморегулирование личностью своих действий в деятельности и поведении, на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. В акт самосознания включена вся личность в целом, с ее психологическими свойствами, мотивационными особенностями, жизненным опытом. Самосознание является важным условием для целостности и преемственности формирования внутреннего мира личности. В исследованиях феномена самосознания большое внимание уделяется его продуктам – «Я-образу» и «Я-концепции». Поскольку самосознание личности является одной из фундаментальных категорий психологии, то оно изучается как многоуровневая система, имеющая собственную содержательную и функциональную структуру. Самосознание включает в себя следующие компоненты: самонаблюдение, самопознание, самооценка, самоконтроль, саморегуляция и самоуправление, самопринятие. Результатом самопознания является выработка системы представлений о самом себе, «образ Я». Человек в разные периоды своей жизни реализует совокупность жизненных отношений. Одни и те же по своему содержанию обстоятельства, действия, их последствия, вовлекаемые в разные жизненные отношения, т.е. в разные деятельности, могут иметь различный личностный смысл: позитивный смысл в отношении к одному мотиву и иной, негативный смысл в отношении к другому. Самосознание является одним из ведущих элементов психического облика личности, регулирующим деятельность и поведение человека. Самооценка является необходимым элементом развития самосознания, как применение оценок некой общественной меры к собственному «Я». Адекватная самооценка, как правило, ведет к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определенный уровень притязай личности. Неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью. Попытки компенсации заниженной самооценки могут привести к аддиктивному поведению (преступлениям, злоупотреблением алкоголем, наркомании, агрессивности и т.п.). Таким образом, стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые «защитные механизмы». Именно защитные механизмы личности способствуют сохранению внутреннего комфорта индивида, оказывая положительное влияние на становление его «Я», его самооценку и саморазвитие. Впервые представление о защитных механизмах и психологической защите личности появилось в работах З. Фрейда. Первоначально механизмы защиты являлись средством разрешения конфликта между сознанием и бессознательным, как способ передачи либидо в социально приемлемые формы деятельности. В дальнейшем представители психоанализа описали способы, используемые сознающим себя субъектом для избегания внутренних противоречий. Психологическая защита – это ситуативные действия и приемы, снижающие душевное напряжение, защищающие от душевной боли или других неприятных переживаний. Цель данной работы - исследование психологической защиты личности в контексте проблемы самосознания. Для достижения поставленной цели следует выделить ряд задач: - рассмотреть подходы к изучению проблемы самосознания; - рассмотреть изучение феномена самосознания в отечественной и зарубежной психологии; - рассмотреть структуру самосознания; - рассмотреть проблемы личностного смысла «Я»; - рассмотреть психологические защиты личности. Объектом данного исследования является феномен самосознания и его структурные компоненты. Предмет данного исследования – психологические защиты личности как элемент самосознания. Гипотеза исследования – психологические защиты личности способствуют сохранению внутреннего комфорта человека, что оказывает положительное влияние на становление его самосознания. Методологическая основа исследования состоит в использовании общенаучных методов в работе: метода непрерывности (как исторический, так и социальный детерминизм), метода системности, историко-логического метода, диалектического метода. В ходе изучения данной проблематики были использованы следующие методы: теоретический анализ, изучение литературы, контент-анализ, синтез полученных знаний, метод аналогии, сравнения, системный анализ.

Заключение

Проблеме самосознания посвящено множество исследований. Большинство психологов рассматривает самосознание как единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. При исследовании феномена самосознания в зарубежной психологии большее внимание уделялось проблематике «Я-концепции». Впервые различил процесс и продукт самосознания, отобразив это в своих трудах, согласно которые есть познающее («чистое Я») и познаваемое («эмпирическое Я»), зарубежный психолог У. Джеймс. В концепции В. В. Столина единицей самосознания выступает смысл «Я», который отражает столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его деятельностей и мотивов, запускающих работу самосознания. С. Л. Рубинштейн считал, что самосознание есть не что иное, как поздний продукт сознания, который связан с реальным становлением ребенка субъектом практики. И. С. Кон говорит о том, что самосознание – это психический процесс, благодаря которому субъект формирует собственную индивидуальность, осознавая ее как некую устойчивую, определенную единицу, сохраняющуюся независимо от изменяющейся ситуации. Одним из важных компонентов самосознания И. С. Кон считает самооценку, самоуважение, эмоциональное сочувствие, которые находятся во взаимосвязи, и оказывают соответствующее влияние на характер социального поведения индивида. Самооценка - необходимый элемент развития самосознания, адекватная самооценка, ведет к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определенный уровень притязай личности. Неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью. Попытки компенсации заниженной самооценки могут привести к отклоняющемуся поведению (преступлениям, злоупотреблением алкоголем, наркомании, агрессивности и т.п.). Таким образом, стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые «защитные механизмы». Выделившись в русле психоанализа, психологические защиты личности были дополнены представителями других течений психологии. Психологические защиты личности находятся в тесной связи с феноменом самосознания, поскольку единицей самосознания является конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновения его деятельностей и мотивов. В поступках (столкновениях) запускается дальнейшая работа самосознания.

Список литературы

Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 207-213. Адамс Э.К. Творчество Эрика Х. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 178-223. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2006. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во "Алетейя", 2002. 272 с. Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54. Волкова Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности [Текст] / Т. Г. Волкова // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 1-4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. СПб., 2005. С. 5-313. Иванова В. В. Общие вопросы самосознания личности – URL: http://psylib.org.ua (08.11.2015) Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П., Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 246-256. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. С. 224. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2000. 607. Райгородский Д. Я. Психология самопознания. – Самара: Бахрах-М, 2003 Российская Академия Наук, Институт философии, Бел ГУ, Белогородский ун-т потребительской кооперации; (под общ. Ред. С. А. Никольского): Проблемы российского самосознания. – М.: ИФ РАН, 2010 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004 СтолинВ. В., Самосознание личности: М., 2001 Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа / Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель-Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара, 2000. 656 с. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 2005. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии», «Наука», 1977  Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2001. 592 с. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2005. 344 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!