Подводя итоги данной работы можно сделать следующие выводы. Спрос на рынке образуется благодаря множеству решений, основанных на потребностях и средствах, разных лиц. Но для верного распределения своих материальных средств во всем разнообразии потребностей необходимо наличие общей системы, что бы иметь возможность их сопоставлять. Приобретение потребителем товара напрямую зависит от полезности этого товара, то есть от его свойства удовлетворять те или иные потребности. Полезность определяет степень рационального поведения потребителя. Рациональный человек действует до тех пор, пока издержки не превышают выгоды.
Цели потребителя и ограниченность его бюджета - основа рационального выбора потребителя. Определяя цели и выбирая средства их реализации, потребитель действует рационально.
Потребительский выбор осуществляется на основе предпочтений индивида, которые являются системой ценностей человека относительно тех благ, «удовлетворяют его жизненные потребности». Типичными характеристиками предпочтений, которые используются в микроэкономике для моделирования поведения потребителя, который делает свой выбор, являются: сопоставимость и упорядоченность, рефлективность, транзитивность, ненасыщенность, непрерывность, монотонность.
Потребительский выбор осуществляется с целью получения полезности, то есть определенного удовлетворения от потребления приобретенных вещей и услуг. Полезность - явление субъективное, индивидуальное, его не следует отождествлять с общественным пониманием полезности. Прирост полезности от потребления каждой дополнительной единицы экономического блага - предельная полезность. По мере роста интенсивности потребления уменьшается прирост полезности от каждой дополнительно потребленной единицы товара. Эта связь называется законом убывающей предельной полезности.
Закон убывающей предельной полезности - первый закон Госсена: полезность каждой последующей единицы блага в определенный момент меньше, чем полезность предыдущей единицы блага, или предельная полезность блага уменьшается по мере роста его потребления до тех пор, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения удовлетворения потребности. Этот закон действует при условии, что первая производная полезности этого блага положительная, а вторая - отрицательная.
Для определения полезности в экономической теории применяют два основных метода: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский). В кардиналистский теории потребительского выбора используют количественные характеристики функции полезности, выбирая за единицу измерения ютилях. В ординалистьський теории для моделирования поведения потребителя, осуществляет свой выбор, - кривые безразличия. С их помощью ранжируются альтернативные потребительские корзины, или функции полезности, где каждому набору присваивается определенное числовое значение и бюджетные линии.
Выбор потребителя на основе ординалистский теории предполагает необходимость сопоставления его потребительских предпочтений на основе построения кривых безразличия и бюджетной линии, ограничивающей его выбор.
Кривые безразличия - это комбинации товаров и услуг (потребительских корзин), которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Потребительские вкусы описываются картой кривых безразличия, которая показывает порядковое ранжирование всех наборов благ для потребителя.
Бюджетное ограничение - это комбинация товаров, на приобретение которых потребитель тратит весь свой доход. Рост дохода смещает бюджетную линию справа, а уменьшение - слева.
Бюджетная линия движется вокруг фиксированной точки на оси ординат, если цена товара, расположенного на оси абсцисс, меняется, а доход и цена товара - остаются неизменными.
Итак, в основе формирования рыночного спроса лежат решения потребителей. Модель поведения потребителя строится по общим правилам микроэкономического моделирования и включает три основных элемента: цель, ограничения, выбор.
Цель потребителя заключается в получении как можно большего удовольствия от потребления определенного набора благ, то есть в максимизации полезности.
Ограничение - это все обстоятельства, которые не позволяют потребителю получить все, что пожелается, важнейшими из них являются цены товаров и услуг и доход потребителя.
Выбор заключается в принятии и реализации решения относительно объема и структуры потребительского набора данных ограничений, который позволил бы максимизировать удовлетворение потребностей.