Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Педагогические основания разработки идеи свободного воспитания…5
1.1 Педагогические аспекты свободного воспитания……………………………..5
1.2 Идея свободного воспитания в педагогических концепциях России и Западной Европы…………………………………7
1.3. Исторические основы идеи свободного воспитания в России………………9
Глава 2 Сравнительный анализ моделей образовательных учреждений приверженцев свободного воспитания…….12
2.1 Венцель К.Н. «Свободное воспитание»……………………………………..12
2.2 Л.Н. Толстой «Идея свободного воспитания»……..………………………18
Заключение………………………………………………..……………………….28
Список использованной литературы………………..…………………………..30
Читать дальше
Анализируя выше сказанное можно сделать следующие выводы: проблема свободного воспитания крайне интересна и важна в работе современных педагогов-воспитателей. Данная проблема имеет мощный исторический фундамент и интересовала не только Российских и Европейских исследователей, а исследователей Античного мира. Известные во всём мире педагоги: Толстой, Вентцель, Ушинский и многие другие не только интересовались, но и активно продвигали идеи свободного воспитания. Ярчайшим примером является «Яснополянская школа» Л.Н. Толстого.
Стоит отметить, что в условиях современного общества именно не насильственная педагогика крайне необходима, это обусловлено тем, что всё большую ценность приобретает личность не только взрослого человека, но и ребёнка. Так же применение не насильственной педагогики обусловлено проведённым рядом научных исследований в области психологии. Опираясь на тот факт, что детская психика крайне уезвима, психологи настоятельно рекомендуют отказаться от системы, которая наносит вред детскому психическому здоровью.
Учёные сходятся во мнении, что данная педагогическая теория должна применяться как в школах, так и в детских садах. Это поможет разрядить напряжённую атмосферу в классах и группах, а также будет способствовать творческой деятельности педагогов, что препятствует раннему профессиональному выгоранию.
Так же свододное воспитание по своей сути предотвращает повникновение кофликтных ситуаций, что в свою очередь очень позитивно отражается на воспитательно-образователном процессе.
Не мало важным являетс и тот факт, что педагог, являясь другом и наставником меет возможность обучить ребёнка на много качественнее, чем используя систему дгм и правил.
Так же учёные утверждают, что свободное воспитание помогает в воспитании полноценно развитой личности, кторая заинтересована в саморазвитии и самовоспитании. Такая личность является активным и полноценным гражданином своей страны.
В результате анализа научной литературы было выяснено, что по системе свободного воспитания в Белорусии и России на сегодняшний день работаю более 80 детских дошкольных учреждений, 21 внешкольное образовательное учреждение и в 18 школах созданны «эксперементальные классы», которые работают по системе свободного воспитания.
Данная информация отображает постепенное введене в современную педагогическую систему ией своодного воспитания, что в свою очередь позитивно отразится не только на школьниках и дошкольниках, но и обществевцелом.
Читать дальше
1. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике». – М., 1996
2. Арискин И.Т. «Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого» // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1968.
3. Вентцель К.Н. «Свободное воспитание: сборник избранных трудов» /Сост. Филоненко Л.Д. – М., 1993
4. Вентцель К.Н. «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад». Изд. 2-ое. – М., 1915
5. Гончаров Н. К. «Педагогические идеи и практика Л. Н. Толстого в книге «Историко-педагогические очерки»» М.1963 г.
6. Гусев Н. Н. «Лев Николаевич Толстой». Москва – 1963 г.
7. Кудрявая Н. В. «Педагогические искания Л. Н. Толстого» // Сов. Педагогика.- 1987. - № 9.
8. Ломунов К.Н. «Лев Толстой. Очерк жизни и творчества» М. – 1984г.
9. Опульская Л. Д. «Л. Н. Толстой». – М.: Наука, 1979 г.
10. «Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность» // Тезисы докладов ХХI Толстовских чтений. - Тула, 1993.
11. Репина Г.А. «Гуманистические идеи воспитания в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля: Методические рекомендации». - Смоленск, 1996.
12. Репина Г.А. «Теория воспитания Константина Вентцеля». Смоленск, 1999.
13. Репина Г.А.К.Н. «Вентцель о педагогике свободы и ненасилия // Тенденции осуществления педагогического процесса в учебно-воспитательных комплексах в свете концепции непрерывного образования: Сборник научных статей». - Смоленск, 1996.
14. Самойличенко Н. В. «Идеи свободного воспитания в наследии Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, К. Н. Вентцеля». Иркутск – 2000 год.
15. Соколова Н.Д. «Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике». - Екатеринбург, 1992. - 110 с.
16. Соловьев В.А., Богуславский М.В. «Долгая дорога к Вентцелю» // Магистр. - М., 1991. - ноябрь.
17. Стеклов М.Е. «Русские педагоги». - М.: СКРИН, 1997. - С.160-198.
18. Ткачев С. «Гуманизация педагогики» // Дошкольное воспитание. - М., 1996. - №3-С.8-12.
19. Толстой Л. Н. «Полн. Собр. Соч.: В 90 т.» (Юбилейное изд.) - М., 1928-1958.
20. Харламов И.Ф. «Теория нравственного воспитания». М., 1972.
21. Шадская А. В., Ремизов В. Б., Трофимова Н. А., Ежов И. В. Мир «Азбуки Льва Толстого»: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В. Б. Ремизова. - Тула, 1995.
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
Читать дальше