Современная лингвистика это результат длительного процесса накопления и систематизирования знаний о языке. Этот процесс был довольно противоречивым, поэтому языкознание не следует изучать в отрыве от исторического контекста, культурных и исторических реалий разных эпох, в которых проходило становление науки о языке. Первые элементы языкознания начали складываться в период появления и совершенствования письменности. Люди того периода искали наиболее эффективные способы обучения письму, использованию средств языка в религиозных обрядах и так далее. Постепенно круг задач расширялся и исследованию подвергались все новые и новые аспекты языка, появлялись новые лингвистические концепции и новые способы исследования. Так возникло языкознание как наука. В связи с тем, что языкознание зарождалось и развивалось параллельно во многих странах и у многих народов, современное языкознание представляет собой систему, объединяющую в себе множество лингвистических концепции и разделов этой науки. Несмотря на то, что первые попытки систематизировать знания о языке происходили еще в глубокой древности, активно развиваться языкознание начало с девятнадцатого века.
Не нужно никуда ходить, заказать реферат онлайн в Тюмени просто.
. В этот период начался широкий обмен знаниями и идеями между учеными разных стран. Ему способствовали также практиковавшиеся в то время поездки на стажировку или учебу в другие страны. В двадцатом веке довольно частыми стали международные конференции языковедов. Во второй половине 20 в. начали стремительно совершенствоваться технические средства связи, и к настоящему времени мы уже располагаем колоссальными возможностями оперативного обмена лингвистической информацией через электронную почту, группы новостей, телеконференции, речевую связь, страницы Интернета и так далее. Так была сформулирована тема данной работы «Краткая история языкознания в XIX-XX веках». Актуальность данной темы объясняется ее культурной и исторической значимостью, так как развитие науки о языке невозможно представить в отрыве от исторического контекста, а современное языкознание нельзя просто так взять и понять, не зная его истории, не учитывая концепции, существовавшие в более ранний период времени. В настоящее время, благодаря доступности практически любой информации, углублению международных связей, языкознание не теряет своей актуальности. Языки продолжают развиваться и по-прежнему предоставляют широкое поле для исследований. Цель данной работы – охарактеризовать основные направления языкознания в XIX-XX веках. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Определить основные лингвистические концепции, существовавшие в данный период времени. 3. Изучить развитие отечественных и зарубежных школ языкознания. Объектом данной работы является краткая история языкознания в XIX-XX веках. Предмет работы – отечественные и зарубежные школы языкознания в XIX-XX веках. Работа состоит из введения, главы 1 «Основные направления языкознания в XIX веке», главы 2 «Развитие языкознания в XX веке», заключения, списка использованных источников. Объем работы составляет 27 страниц.
В данной работе мы рассмотрели и изучили историю языкознания в XIX и XX веках. Это очень обширная тема, для полного раскрытия которой понадобилась бы очень большая по объему работа. Поэтому мы сосредоточились на краткой характеристике основных направлений и школ языкознания, существовавших в этот период времени и продолжающих существовать по настоящее время. В первой главе данной работы мы разобрали основные направления языкознания, существовавшие и сложившиеся в XIX веке. Мы узнали, что XIX век являлся в своем роде переломным в истории языкознания. «Традиционное» языкознание на этом этапе сменилось новым, не зависящим от философии или филологии. Главным принципом языкознания XIX века стал принцип лингвистического компаративизма, который в свою очередь включал в себя два направления: историко-генетическое и типологическое. Также в этот период, в связи с бурным развитием естественных наук, в лингвистику начинают проникать естественнонаучные методы и принципы. Наиболее значимые ученые, повлиявшие на становление языкознания в начале XIX века это: Фридрих фон Шлегель со своим братом Августом; Р. Раск, заложивший основы сравнительно-исторического языкознания, Ф. Бопп, братья Вильгельм и Якоб Гриммы; Ф. Ренуар и Ф.К. Диц. В России главными учеными-языковедами в это время были: А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, И.И. Давыдов и П.А. Лавровский. Однако одним из самых важных ученых первой половины XIX века был В. фон Гумбольдт. Он во многом опередил свое время; его идеи, дополненные и расширенные, использовались, в том числе и в XX веке. Он создал свою философию языка. Вторая половина XIX века ознаменовалась широкой связью языкознания и естествознания, а также языкознания и психологии. Таким образом, сформировались два направления – лингвистический натурализм и психологическое направление. Их представителями были соответственно А. Шлейхер и Х. Штейнталь. Ближе к концу XIX века широкое распространение получили идеи младограмматиков К. Бругмана, Г. Остгофа, Б. Дельбрюка, Г. Пауля и других ученых. Однако были и те исследователи, которые придерживались собственных концепций, отличных от идей младограмматиков. В их числе были А.А. Потебня, Ф. де Соссюр, Ф.Ф. Фортунатов. Во второй главе мы сосредоточились на течениях науки о языке, существовавших и сложившихся в XX веке. Одни языковедческие течения формировались под влиянием старых, например неогумбольдтианство, но появились и новые. В частности, сравнительно-историческое языкознание постепенно сменяется структурным, испытало влияние других наук, особенно социологии. Основные лингвистические школы и направления первой половины XX века это: Петербургская лингвистическая школа, Женевская лингвистическая школа, Школа А. Мейе, Пражская лингвистическая школа, Датская школа лингвистического структурализма, а также различные направления американского структурализма, такие как дескриптивная лингвистика. Во второй половине XX века развивались многие современные направления языкознания, такие как психолингвистика, нейролингвистика и социолингвистика. Это связано, в том числе с развитием технологий, с возможностью компьютерного моделирования. Изменился мир вокруг. Психо- и нейролингвистика изучают такие проблемы как нарушения речи у детей, или взрослых, страдающих различными заболеваниями, взаимодействие человека и компьютера, попытки заставить компьютер распознавать человеческую речь, или даже генерировать речь программно. Особенно актуальными эти исследования стали в информационную эпоху в таких областях как, например, машинный перевод. Таким образом, цель данной работы – охарактеризовать основные направления языкознания в XIX и XX веках, была полностью выполнена. Мы изучили литературу по данной теме, определили и охарактеризовали основные лингвистические концепции, проследили развитие отечественного и зарубежного языкознания.
1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. – М., 1975. 2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М, 1998. 3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1975. 4. Гумбольдт В. фон Язык и философия культуры. – М., 1985. 5. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984. 6. Потебня А.А. Мысль и язык. – Харьков, 1913. 7. Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, чч. 1-2. – М., 1964-1965. 8. Зубкова Л.Г. Из истории языкознания: общая теория языка в аспектирующих концепциях. – М., 1992. 9. Сусов И.П. История языкознания. Тверь: Тверской гос. ун-т,1991. 10. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2013.
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!