Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Право
Страниц
50
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретико-правовые основы проблем занятости и трудоустройства инвалидов 9 1.1 Проблемы инвалидов на рынке труда и занятости в современном российском обществе 9 1.2 Интеграция инвалидов в сферу труда и занятости 14 1.3 Технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства 25 Глава 2. Государственная социальная политика трудоустройства инвалидов 34 2.1 Гарантии занятости и трудоустройства инвалидов 34 2.2 Организация обучения инвалидов новым профессиям 38 Глава 3. Особенности трудоустройства инвалидов. Опыт работы службы занятости населения г. Сургута 41 3.1 Формы и методы работы службы занятости населения г. Сургута по трудоустройству инвалидов 41 3.2 Пути решения проблем занятости и трудоустройства инвалидов 43 Заключение 53 Список использованных источников 60 Приложение 1.
Введение

Актуальность темы. Каждый десятый человек на земле – инвалид. Статистика неутешительная и тем более государству следует задуматься о том, как помочь таким людям преодолеть последствия, восстановить свои утраченные функции и стать полноправным членом социума. В процессе интеграции огромную роль играет трудоустройство инвалидов. Труд оказывает благотворное влияние, дает чувство необходимости его для общества, а также позволяет не быть обузой для семьи. Вместе с тем сегодня в экономике наблюдается спад производства, безработица поглотила даже здоровое население, что уж говорить о больных людях. В таких условиях государство побеспокоилось, чтобы все гарантии трудоустройства инвалидов достигли нуждающихся в помощи. Государственная политика занятости инвалидов внедряет социальные мероприятия, которые бы содействовали трудоустройству ограниченных лиц, а для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ № 1032-1 о занятости населения).


На Work5 заказать курсовую срочно в спб - не проблема.


. Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида. Кроме того, в России 24 ноября 1995 года принят закон о трудоустройстве инвалидов, где в статье 9 говорится, что реабилитация инвалидов должна включать трудовую адаптацию, профессиональное образование. Каким же образом государство конкретно помогает таким гражданам. Самая основная форма трудоустройства – это квотирование рабочих мест. Квота – это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите. Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии. Мероприятия по трудоустройству данной категории граждан осуществляются посредством деятельности территориальных центров занятости. Что делают центры занятости в отношении трудоустройства: создают базу данных по вакансиям в счет квотирования; выдают направления на трудоустройство лицам, которые особенно нуждаются в социальной защите и поиске работы; осуществляют контроль за выполнение квот; контролируют своевременное поступление платы в счет исполнения установленных квот; помогают в профессиональной подготовке или переквалификации; субсидируют инвалидов на общих основаниях, если это не воспрещается ИПР. к содержанию. Какие же мероприятия проводятся на уровне государства для решения данной проблемы: осуществляется льготная финансовая и кредитная политика, направленная на предприятия, которые трудоустраивают инвалидов, на общества инвалидов; устанавливают на предприятиях разных форм собственности квоты на рабочие места; резервируют рабочие места по профессиям, которые наиболее подходят для инвалидов; стимулируют создание специализированных рабочих мест на предприятиях, организациях или учреждениях; создают инвалидам подходящие условия труда согласно ИПР инвалидов; создают условия для предпринимательства инвалидов; организовывают обучение инвалидов; адаптируют рабочее место под персональные возможности инвалида, оснащая место специальными приспособлениями и оборудованием. Этот список полностью соответствует стандартным правилам предоставления равных возможностей инвалидам, которые приняты в ООН 20.12.1993 года. В данном документе предусматривается, что инвалиды вправе получать наравне с другими людьми гарантии занятости и что они должны иметь равные конкурентно-способные условия труда, приносящие доход. И ни в коем случае не должна проявляться дискриминация по отношению к данной категории трудящихся. Государствам же надлежит всячески поддерживать стремление инвалидов к труду и внедрение их в мировой рынок труда. Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков. Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно. Но как бы там ни было, квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ). Эта мера наказания предусмотрена во многих странах. Штрафы нельзя расценивать как карательную меру за невыполнение правовых норм. В сущности, это взносы, которые направляются на развитие для работодателей равных условий и способствуют созданию новых мест для работы инвалидов. Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный. В случае отказа в трудоустройстве, инвалид имеет право подать иск в суд о признании отказа незаконным. По результатам судовых разбирательств, работодателя могут вынудить трудоустроить гражданина на работу с того дня, когда подано заявление о приеме на работу и оплатить ему время вынужденного прогула. В том случае, если работодатель не выполнил квоту или было невозможно это сделать, он обязан будет вносить обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного в пределах квотирования. Эти средства идут на создание мест сверх квоты, а также направляются в общественные объединения инвалидов для создания специальных цехов и предприятий, использующих их труд. Таким образом, эти взносы это альтернатива квотированию. Этот принцип предоставляет предприятиям и компаниям выбор при выполнении квотирования – или брать на работу инвалидов в пределах квоты или платить взносы за нетрудоустроенных граждан. На сегодняшний день именно квотирование является основной формой трудоустройства граждан особо требующих социальной защиты, хотя у данной формы есть и недостатки, о которых мы говорили выше, не позволяющие в полном объеме решить проблемы, связанные с социальной интеграцией инвалидов. Следовательно, несмотря на некоторые успехи данной формы, еще остается много нерешенных проблем, и обеспечение занятости данной категории остается наиболее острой и болезненной темой нашей действительности. При анализе статистических материалов доказано, что количество инвалидов в РФ растет. В начале 90-х годов прошлого века общая численность людей с инвалидностью в РФ составляла около 3% всего населения, в 2014 году их численность выросла до 5,3% всего населения, то есть увеличилось почти в 1,6 раза. Следует отметить, что в последнее время отношение к людям с особыми потребностями существенно изменилось и инвалидность рассматривается как социальное явление. Однако социализация и интеграция инвалидов в общество остаётся острой проблемой современности. Поиск путей решения проблем интеграции инвалидов в общество требует исследования текущего состояния удовлетворения их особых потребностей в сферах образования и трудоустройства. В современном социогуманитарном знании изучение проблем интеграции инвалидов в общество исследовались, в основном, в медико-социальном аспекте. Медико-социологический мониторинг здоровья в РФ успешно осуществляют А. Андрух, С. Григорьев, Л. Гуслякова, И. Журавлева, А. Селезнева и другие исследователи. Институциональном анализа проблем здоровья посвящены труды Р. Волынец, А. Кириленко, А. Хаустовой и других авторов. Однако социальные исследования, которые охватывали вопрос социальных технологий по интеграции инвалидов в общество практически отсутствуют. Это и создало проблемное поле исследования. Целью исследования является исследование проблем занятости и трудоустройства инвалидов. Достижение этой цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач: 1. Раскрыть проблему интеграции инвалидов в общество. 2. Проанализировать особенности инклюзивных технологий интеграции инвалидов в общество. 3. Рассмотреть социальную политику как технологию интеграции инвалидов в общество 4. Исследовать особенности социальных технологий интеграции инвалидов в общество. Объектом исследования выступают специфические группы лиц с функциональными ограничениями здоровья. Предметом исследования является проблема занятости и трудоустройства инвалидов. В дипломной работе использовались общенаучные и специальные методы исследования. Основным среди них стал системный подход, с помощью которого рассмотрено социальные технологии по интеграции инвалидов в общество как целостную систему, что позволило выяснить сложность проблем ее функционирования и предложить механизм их решения. Кроме того, в процессе исследования использованы индукцию, дедукцию, анализ, синтез, обобщение, аналитико-статистические методы и метод социологического исследования. Научные результаты, полученные в ходе исследования заключаются в разработке теоретико-методических основ и обосновании прикладных рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности функционирования социальных технологий по интеграции инвалидов в общество. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что основные положения, изложенные в исследовании могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин "Основы социализации личности", "Социально-педагогическая профилактика правонарушений", "Технологии социальной работы", "Социальная работа с инвалидами" в педагогических высших учебных заведениях, где осуществляется подготовка специалистов по специальностям "Социальная педагогика", "Социальная работа". Структура дипломной работы обусловлена спецификой объекта анализа и логикой исследования, следует из поставленной цели и задач, необходимых для достижения цели. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Заключение

Таким образом, бразды правления относительно принуждения работодателей к трудоустройству инвалидов в основном переданы на локальный уровень, тогда как раньше они находились в руках федеральных властей. Кроме того, с 01.01.2005 отменена уплата в федеральный бюджет компенсаций, ранее перечисляемых работодателями, которые по каким-то причинам не заполнили существующую квоту. Это новшество было раскритиковано правозащитными организациями как устранившее единственный экономический стимул к найму льготников и создавшее новые трудности по трудоустройству инвалидов. Оставлен в силе п.5.42 Кодекса об админправонарушениях, предусматривающий ответственность за отказ в найме инвалида в пределах назначенной квоты. Обычно соискатель приходит к потенциальному работодателю из службы занятости, имея на руках бланк направления. Какие основания для отказа инвалиду при трудоустройстве были высказаны работодателем, видно из отметки в бланке (проставляется согласно ст.25 ФЗ №181). Если соискатель считает отказ неправомерным, ему надлежит обратиться в службу занятости. Шансы привлечь к ответственности существуют, когда: в учреждении было вакантное место по квоте; условия труда совпадали с прописанными в индивидуальном плане реабилитации. к содержанию Преимущества инвалидов при найме на работу Профильный ФЗ № 181 и ТК РФ детально урегулировали льготы инвалидам при трудоустройстве, условия труда и нормы длительности их работы: Запрещено вносить в коллективный договор предписания, ухудшающие положение лиц, имеющих инвалидность, по сравнению с оговоренными актами федерального и локального нормотворчества. На работодателя возложено обязательство создавать нанятому не просто более комфортные условия, а именно такие, как предписано индивидуальным планом реабилитации. Максимальная продолжительность труда для инвалидов І и ІІ группы в пределах недели не может превышать 35 часов. Это верхняя граница – планом реабилитации может предусматриваться еще меньшее. Несмотря на это, сотрудник считается оформленным на полную ставку, и з/п выдается в полном объеме. Ночная смена (с 22:00 до 6:00) допускается исключительно по согласию сотрудника и только в случае, если активная деятельность в ночное время ему не противопоказана медзаключением. Допуск к сверхурочной работе производится на тех же условиях, что и ночная смена. Ежегодный отпуск предоставляется в удобное льготнику время, не может продолжаться меньше 30 календарных дней и не подлежит замене материальной компенсацией. По желанию инвалида ему беспрепятственно оформляют неоплачиваемые отпуска в пределах 60 календарных дней в год. к содержанию Региональные акты о правилах трудоустройства инвалидов Сложилось две противоположные тенденции: большая часть субъектов РФ до сих пор так и не установили квоту трудоустройства инвалидов даже на крупных предприятиях; часть регионов перенесли в собственные акты положения общероссийского законодательства в том виде, в котором оно существовало до 2005. Последнее может быть продемонстрировано на примере столицы. Московские работодатели с численностью сотрудников более 100 единиц обязаны придерживаться квоты в 4% (из них 2% – для инвалидов и 2% – для молодежи). Выполнение квоты по льготнику засчитывается, если лицо с инвалидностью, имеющее рекомендацию к труду, было фактически трудоустроено не менее 15 дней за календарный месяц. Несоблюдение квоты влечет уплату компенсации за каждого нетрудоустроенного в размере прожиточного минимума взрослого человека по г. Москве. к содержанию Органы и программы содействия трудоустройству инвалидов Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, – это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления в регионах и Центры занятости. Поскольку полномочия относительно урегулирования найма этой категории льготников фактически переданы местным властям, последние на свое усмотрение создают специальные структуры. Например, в Ханты-Мансийском округе действует Отдел трудовой адаптации молодежи и инвалидов Комиссии общественных связей г. Сургут. Все эти органы имеют схожие цели – разрешить основные проблемы трудоустройства инвалидов. Кроме контроля над соблюдением квот, они реализовывают массу других полезных программ в таких сферах: подбор персонала из числа льготников для заинтересованных работодателей; проведение ярмарок вакансий; повышение квалификации лиц с инвалидностью; содействие частной инициативе и открытию ИП инвалидами; формирование групп для выполнения оплачиваемых общественных работ и временной занятости. В ходе исследования нами было установлено, что в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре для исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ Президента), распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы» принят План мероприятий по выполнению комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы (далее – план мероприятий). План мероприятий предусматривает содействие трудоустройству инвалидов путем: трудоустройства на заявленные работодателями вакансии для инвалидов (включая квотируемые рабочие места для инвалидов); создания постоянных рабочих мест для инвалидов (предусматривает возмещение затрат работодателям на создание постоянных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере до 66,2 тыс. рублей) – плановые показатели на 2014 год – 143 чел.; создания гибких форм занятости и надомного труда (представление инвалидам субсидии до 88,2 тыс. рублей на приобретение инструментов, материалов и сырья, необходимого для осуществления ими трудовой деятельности на рабочих местах, организованных с применением гибких форм занятости, включая надомный труд) – в целом плановый показатель 17 чел. (не только для инвалидов); содействия трудоустройству на временные рабочие места (предоставление работодателям, организующим временные рабочие места, затрат по оплате труда на период до 3-месяцев в размере 10250 руб. и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на компенсируемый фонд оплаты труда); содействия организации предпринимательской деятельности (предоставление инвалидам единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в размере 88,2 тыс. рублей) – плановые показатели для инвалидов – 22 чел. организации специализированных ярмарок вакансий для инвалидов; организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан из числа трудоспособных инвалидов, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. В 2014 году клиентами служб занятости стали 1008 инвалидов, из них 509 обратились в январе-марте 2014 года. За 1 квартал 2015 года трудоустроены 246 инвалидов или 24,4% от числа обратившихся. Трудоустройство осуществлялось в соответствии с рекомендациями по профессиональной реабилитации инвалидов, указанных в индивидуальных программах реабилитации инвалидов. В рамках мероприятий активной политики занятости трудоустроены: 33 человека на общественные работы; 124 человека на временные работы для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; 30 человек трудоустроены на постоянные (в том числе специальные) рабочие места, оснащенные за счет программных средств; 5 человек организовали предпринимательскую деятельность. В январе – марте 2015 года проведено 76 ярмарок вакансий, в которых приняло участие 89 инвалидов. В том числе проведено 5 специализированных ярмарок вакансий для инвалидов, в которых приняло участие 74 инвалида и 14 работодателей, которыми было заявлено 37 вакансий. В целом по итогам всех проведенных ярмарок вакансий, в которых принимали участие инвалиды, трудоустроено 12 граждан данной категории (4 человек – на постоянное рабочее место, 8 человек – на временное рабочее место). Кроме того в органах службы занятости в первом квартале 2013 года государственную услугу по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан из числа трудоспособных инвалидов получил 21 человек, или 4,3% от общего числа получателей государственной услуги (485 человек). Трудовая деятельность для людей с ограниченными возможностями является важным условием для наиболее полного и равноправного включения граждан в жизнь общества и напрямую влияет на повышение качества жизни. В целях содействия трудоустройству инвалидов в автономном округе приняты и реализуются ряд нормативных актов: закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 23 декабря 2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округа – Югре» (в редакции Закона ХМАО – Югры от 30.09.2013 № 80-оз); постановление Правительства автономного округа от 21.09.2009 № 254-п (в ред. постановления от 22.03.2013 № 93-п), предусматривающее порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, находящихся на территории автономного округа; постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2010 № 246-п «Об утверждении целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Содействие занятости населения на 2011-2014 годы и на период до 2015 года» (далее – Программа содействия занятости), предусматривающая мероприятия по содействию занятости инвалидов. В автономном округе реализуются различные направления активной политики занятости для содействия трудоустройству граждан с ограниченными возможностями: трудоустройство на заявленные работодателями вакансии, установленные в счет квоты; создание постоянных (в том числе специальных) оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов; развитие гибких форм занятости и надомного труда; содействие самозанятости безработных граждан (открытие собственного дела, организация предпринимательской деятельности); трудоустройство на временные рабочие места (оплачиваемые общественные работы, временное трудоустройство для граждан, испытывающих трудности в поиске работы); трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования в возрасте до 25 лет; организация специализированных ярмарок вакансий для инвалидов. Специалисты центров по поддержке льготников проводят индивидуальную работу, предполагающую: помощь в адекватной оценке собственных навыков и качеств (профориентация); поиск вакансий, где сильные стороны инвалида будут максимально затребованы; оценка потребности в адаптации найденного рабочего места к нуждам сотрудника; способствование созданию условий труда; помощь в оценке должностных обязанностей и требований к качеству конечного продукта; развитие навыков эффективной деятельности; консультирование относительно методов взаимодействия с начальством и коллективом; поддержка и помощь в преодолении конфликтов и/или проблем.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. 2. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. 3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. - ст. 4398.Ст. 37. 4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563 (с изм. от 22.07.2014). 5. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: федер. закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ // Российской газете от 6 декабря 2013 г. № 276 (с изм. От 26 декабря 2014 ). 6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета, № 298, 2011 (ред. от 25.07.2011) . 7. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007. (ред. от 21.07.2014).Белькова Н.М. К вопросу о занятости инвалидов в современных условиях // Человек и труд. – Москва, 2012. №5. С.44-46. 8. Бидак В. Составляющие системы государственного регулирования социальной защиты и социального развития // РФ: Аспекты труда, 2015. – №3. – С. 35-44. 9. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. – М.: Академия, 2012. – 192 c. С. 25-26. 10. Дорогань В.К. Проблемы и перспективы усовершенствования социального страхования населения // Региональные перспективы, 2014. – № 1. – С. 61-62. 11. Колот А.М. Социально-трудовые отношения: теория и практика регулирования: Монография. – К.: КНЭУ, 2009. – 230 с. 12. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2011. – 576 c. 13. Официальный сайт Департамента правовой и социальной защиты детства. Электронный ресурс. Режим доступа: [http://opeka39.ru/departme№t] (дата обращения 24.04.2015). 14. Ромашов О.В. Экономика труда: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 407 с. 15. Федеральная служба по труду и занятости. Официальный сайт. - http://www.rostrud.ru (дата обращения 03.05.2015). 16. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее изменения: Ежегодный доклад «Демографическая ситуация в РФ»/науч. ред. А.И. Антонов – М.: КДУ, 2008.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!