Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Особенности мотивационной и ценностной сфер специалистов с разным стажем работы

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
60
Год сдачи
2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ 7 1.1. Теоретические представления о ценностях личности 7 1.2 Содержание понятия «ценностные» и «смысложизненные ориентации личности» 10 1.3 Содержание понятия личностного смысла как компонента ценностно-смысловой сферы личности 23 Выводы по главе 27 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ 28 2.1 Теоретические представления о мотивах и мотивации 28 2.2 Особенности мотивационной и ценностной сфер специалистов 32 2.3 Мотивация трудовой деятельности 34 Выводы по главе 38 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЦЕННОСТНОЙ СФЕР СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ 39 3.1 Организация и методы исследования 39 3.2. Результаты исследования мотивационной и ценностной сфер специалистов с различным стажем работы 42 3.3 Сравнительный анализ различий в ценностно-мотивационной сфере специалистов с различным стажем работы 52 Выводы по главе 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………...……66
Введение

Актуальность темы исследования. В современных социально-экономических условиях профессиональная деятельность специалистов значительно усложняется, к ней предъявляются повышенные требования. Качество, устойчивость, успешность профессиональной деятельности специалиста предопределяется особенностями ценностно-мотивационной сферы. Изучением проблемы мотивации и ценностей занимались как отечественные авторы (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В.И.


Для того чтобы купить дипломную работу по программированию не нужно никаких усилий. Просто заполните форму заказа и мы приступим к написанию вашего диплома.


. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.), так и зарубежные авторы (Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). При всем многообразии исследований ценностной и мотивационной сфер личности существуют недостаточно работ, посвященных исследованию особенностей ценностно-мотивационной сферы специалистов с разным стажем работы. Целью данной работы является изучение особенностей мотивационной и ценностной сфер специалистов с разным стажем работы. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность составляющих ценностной сферы личности: «ценность», «ценностные ориентации личности», «смысложизненные ориентации личности», «личностный смысл»; 2. Произвести теоретический анализ содержания мотивационной сферы личности специалистов; 3. Организовать и осуществить эмпирическое исследование особенностей мотивационной и ценностной сфер специалистов с разным стажем работы. 4. Проанализировать наличие различий в ценностно-мотивационной сфере специалистов с различным стажем работы. Объект исследования ценностно-мотивационная сфера личности. Предмет исследования – особенности мотивационной и ценностной сферы специалистов с различным стажем работы. Гипотеза исследования заключается в предположении, что педагоги с разным стажем работы имеют свои особенности мотивационной и ценностной сфер личности, в частности, в мотивах выбора педагогической деятельности, мотивации осуществления профессиональной деятельности. Мы предположили, что молодые педагоги руководствуются больше сопутствующими интересами при выборе профессии, педагоги с опытом – педагогическим призванием. Чем больше педагогический опыт специалиста, тем более выраженной является мотивационная ориентация на предмет и просвещение подрастающего поколения, чем ориентация на общение, тем выше удовлетворенность педагогической деятельностью. Для достижения цели исследования, выполнении поставленных в работе задач нами использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования, тестирование, методы математической статистики. В качестве методов математической статистики нами использовался описательный анализ, сравнительный и анализ, корреляционный анализ данных. Статистическая обработка данных производилась в программе SPSS 21.0 for Windows, Microsoft Excel 2007. Методики исследования: 1. Методика ценностных ориентаций М. Рокича; 2. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; 3. Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина); 4. Опросник «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфер в модификации А.А. Реана); 5. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (Е.П. Ильина); 6. Методика «Оценка профессиональной направленности личности педагога» (по Е.И. Рогову); 7. Методика «Изучение удовлетворенности педагогом своей профессией и работой» (Н.В. Журина, Е.П. Ильина); 8. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Научная разработанность проблемы мотивационно-ценностной сферы специалиста находит свое отражение в работах К.А. Альбухановой-Славской, А.В. Брушлинского, Б.С. Братуся, М. Рокича, А.Н. Леонтьева, Ш. Шварца, В.Франкла, У. Билски, В.Я. Ядова, Ф.Е. Василюка, Г.Е. Залесского, М.С. Яницкого, Д.А. Леонтьева и др. Изучению подлежали особенности и структура ценностей и ценностных ориентаций личности, проблема смысла, взаимовлияния ценностей и мотивов личности. Изучалась направленность деятельности специалистов и особенности их мотивации профессиональной деятельности. Источниковая база исследования опирается на учебную литературу, фундаментальные теоретические труды Андреевой Г.М., Божович Л.И., Здравомыслова А.Г., Ильина Е.П., Карпушиной Л.В., Ковалева В.И., Леонтьева А.Н., Маслоу А., Митиной Л.М., Орлова А.Б., Рогова Е.И., Рубинштейна С.Л., Самоукиной Н.В., Семеновой Е.М., Шелиховой Н.И. и периодические издания, материалы научно-практических конференций, посвященные тематике исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что исследования послужат основой для составления программы адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении, для повышения степени удовлетворенности своей работой. Исследования включают также подготовительную аналитическую работу и меры воспитательного и психологического характера. Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Заключение

Изучение особенностей ценностной и мотивационной сферы специалистов является достаточно актуальной проблемой, поскольку успешность профессиональной деятельности, особенно в современных условиях, предопределяется особенностями ценностно-мотивационной сферы специалиста. В теоретической части данной работы основные понятия, характеризующие особенности ценностной сферы специалистов: ценности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, личностный смысл. Все они оказывают влияние на поведение и мотивацию специалиста как субъекта труда, задают направленность деятельности специалиста. Произведен теоретический анализ содержания мотивационной сферы личности специалистов: проанализировано содержание понятий «мотивация», «мотивы трудовой деятельности специалиста», которые влияют на эффективность его деятельности, направляют, наполняют смыслом, стимулируют его активность. В мотивационной сфере специалистов переплетены мотивы, связанные с удовлетворением личных потребностей, со взаимодействием с коллективом и с интересами организации. Проведено эмпирическое исследование особенностей мотивационной и ценностной сфер специалистов с разным стажем работы. Выборка исследования состояла из 36 педагогов прогимназии «Кристина» с различным стажем работы. Проанализированы различия в ценностно-мотивационной сфере специалистов с различным стажем работы. В первую группу вошли педагоги со стажем работы менее 5 лет, во вторую – со стажем от 5-10 лет, в третью – более 10 лет педагогического стажа. Наиболее оптимальный мотивационный комплекс личности (основанный на внутренне мотивации) и наибольшая удовлетворенность профессиональной деятельностью выявлен у второй группы респондентов со стажем работы от 5 до 10 лет. В группе молодых специалистов основным мотивом выбора профессии педагога выявлены сопутствующие интересы (желание находиться в среде образованных людей, наличие длительного отпуска и т.д.). Во второй и в третьей группе – основной мотив – «педагогическое призвание». Оценка профессиональной направленности личности педагогов прогимназии позволила выявить склонность к организаторской деятельности, направленность на предмет, потребность в общении, в одобрении, значимость интеллигентности его поведения и выявить типичную направленность педагогов каждой из трех групп. Во всех трех группах на первое место в иерархии ценностей поставлены семейные ценности. Для педагогов первой группы (молодые педагоги) в профессиональной деятельности более характерна потребность в общении, в одобрении. Для педагогов второй группы – направленность на предмет и склонность к организаторской деятельности. А для третьей группы – направленность на предмет и значимость интеллигентности поведения. При исследовании ценностных ориентаций также были получены некоторые особенности в зависимости от стажа работы педагогов. В первой группе наиболее значимыми ценностными ориентациями являются: здоровье, интересная работа, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность. Во второй группе – здоровье, интересная работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь, жизненная мудрость. В третьей группе – здоровье, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, интересная работа, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость. Сравнительный анализ показал значимые различия в ценностной иерархии специалистов с различным стажем работы. Таким образом, гипотеза о наличии особенностей, различий в мотивационной и ценностной сферах специалистов с различным стажем работы подтверждается результатами эмпирического исследования. Цель работы достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

1. Альбуханская - Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 2009. – 367 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2007. – 389 с. 3. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента-будущего учителя. – Самара: СГПУ, 2000. – 260 с. 4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. – М., 2010. – 257 с. 5. Болдырева Е.В. Изменения характера мотивов аффилиации как показатель развития созависимости педагогов на разных этапах профессиональной деятельности// Психология образования в ХХI веке: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011. – с. 327-331. 6. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания//Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева/Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. –М.: Смысл, 1999. С.285-298 7. Васьков О.В. Особенности профессионального самоопределения современной учащейся молодежи// Психологическая наука и образование. – 2013. – Вып. 2. – с. 177-186. 8. Горшкова В.В., Загривная Т.А. Мотивационная сфера как условие самореализации взрослого человека// Человек и образование. – 2009. – Вып. 2. – с. 72-76. 9. Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся// Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – с. 23-26. 10. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – с. 35-37. 11. Дурнева В.Б. Психологические факторы готовности молодых специалистов к осуществлению профессиональной деятельности// Интеграция образования. – 2010. – Вып.1. – с. 89-94. 12. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 2001. – 386 с. 13. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. – П., 1996. 14. Зотова Н.Г. Ценностно-смысловые компоненты психологической культуры педагога// Психология образования в ХХI веке: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011. – с. 414-416. 15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2009. – 512 с. 16. Капцов А.В., Смирнова М.В. Особенности аксиологической направленности преподавателей и студентов вуза// Психология образования в ХХI веке: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011. – с. 416-418. 17. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи. – Самара: СНЦ РАН, 2009. – 348 с. 18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. – М., 2008. – 426 с. 19. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры как ориентир современного образования// Педагог. – 2005. – № 3. – с. 67-73. 20. Коржова Е.Ю. психологическое познание судьбы человека. СПб: Союз, 2002. 21. Красник В.С. Исследование ценностной и мотивационной сфер личности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на разных этапах служебной деятельности// Психология и право. – 2012. – № 3. – с. 12-20. 22. Красникова И.В., Марынкина М.Н. Особенности мотивационно-потребностной и ценностной сфер работников образования с разным стажем работы//Психология образования в XXI веке: теория и практика. – 2011.//http://psyjournals.ru/ - от 09.04.2015. 23. Круглова Е.А. Специфика профессиональных деструкций личности педагогических работников// Психология образования в ХХI веке: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011. – с. 423-425. 24. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. -2 –е изд., Спб.: ПИТЕР, 2012. 25. Кусакина С.Н. Мотивация поступления в вуз у старшекласников и студентов// Психологическая наука и образование. – 2008. – Вып. 1. – с. 58-66. 26. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2005. – 368 с. 27. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. – М., 2003. 28. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. – Петрозаводск, 1992. – 318 с. 29. Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 2009. – 483 с. 30. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998. – 315 с. 31. Огороднова О.В., Баранова О.Н. Особенности аксиологической сферы личности молодых преподавателей вузов// Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: материалы Третьей Всерос. науч.-практ. конф. – Самара, 2010. – с. 213-217. 32. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 2005. – 325 с. 33. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества// Педагогика. – 1997. - № 5. – с. 26-32. 34. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). 35. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 2008. – 324 с. 36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2008. – 568 с. 37. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителей. – М.,2009. – 192 с. 38. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М., 2010. – 256 с. 39. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996. 40. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М: Прогресс, 1990. 41. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. –М.: «КСП+», 1997, 720 с. 42. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01, Новосибирск, 2000. – 383 с. 43. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения/ Под общ. ред. Н.Р. Гинзбурга. – М., 1998. – 278 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!