Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

С. Л. Франк

Тип работы
реферат
Группа предметов
Предмет
Философия
Страниц
20
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение 3 1.Биография С.Л. Франка 5 2.Рассуждения С.Л. Франка о бытие 8 3.Рассуждения С.Л. Франка о божестве 11 4.Вопросы социальной философии 14 5.«Непостижимое» 16 6.Истинная жизнь и ее сущность 18 7.Поиски смысла жизни 19 Заключение 20 Список использованной литературы 22 Приложения 23
Введение

Ключевое место в философии Семёна Людвиговича Франка занимают проблемы человека, исследование причин экзистенциального кризиса, что произошел на переломе двух эпох, крушения в результате «октябрьского переворота» 1917 года всевозможных кумиров, абстрактных гуманистических ценностей, поверхностно-просветительского понимания личности. Анализ самой личности, ее внутреннего мира, онтологии такого мира, связи человека как с бытием, так и с Богом, проявления человеческого бытия в творчестве и искусстве, морали и религии - все это тематика работ Франка. Протоиерей Зеньковский, историк русской философии, проживавший и умерший в Париже, в своё время писал, что среди большинства мыслителей своего поколения Франк был наиболее философским — в прямом смысле слова. Это был мощнейший философский интеллект. Он не являлся публицистом или богословом, хотя, естественно, ему пришлось писать и острые публицистические статьи, да и в ряде книг своих выходить на богословские темы. Он был человеком мысли, подобно многим классикам мировой философии. Сам же он шутливо отзывался о себе: «Я промечтал всю свою жизнь». Это, правда, было не праздное мечтание, но глубочайшее созерцание. Он нырял в океан мысли, в океан отвлеченных схем с каждым разом глубже и, в итоге, достигал самого дна реальности. Очень много внимания он уделял наукам социальным. Однако это совсем не означало, что естественные науки были для него чем-то «со второго плана», дело в том, что для него научный подход был лишь частичным подходом. Франк утверждал: «Тот не ученый, не человек науки, для кого этот мир исчерпывается непосредственно видимым, кому может показаться, что он обозревает абсолютно всю реальность, что она расположена пред ним как на ладони и что чрезвычайно легко и просто все узнать. Наоборот, только лишь тот ученый, кто ощущает таинственные глубины самого бытия, кто вместе с Шекспиром обладает знанием: «Есть многое на свете, друг мой Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Это такое же осознание своего неведения, как и то, что было выражено в словах Сократа: «Я лишь только знаю то, что я ничего не знаю», — это начало и вечная основа научного сознания. Исаак Ньютон, который в своё время проник в тайну строения и движения Вселенной, отзывался о себе так о себе: «А я не знаю, чем меня признают потомки, но себе я представляюсь маленьким мальчиком, который на берегу бесконечного океана собирает отдельные ракушки, что были выброшены волнами на берег, одновременно с тем как сам океан и его глубины остаются по-прежнему для меня непостижимыми» . Наука философии изучает середину, центральный слой или отрезок бытия во внутренней структуре: религия изучает и трактует эту же середину в отношении к началу и концу, к целому бытия или к его целостной первооснове. Речь же в работе пойдёт о следующем. Самая главная проблема в философии Франка – это, несомненно, проблема бытия, исследованию которой посвящена его самая главная книга «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (изданная в Париже, в 1939 году). В результате смены человеком привычной практической, утилитарной установки нам может, как считает Франк, открыться опыт совершенно другого рода реальности - опыт самого бытия. Все ранее познанное, знакомое открывается для нас как непостижимая тайна, тем большая, чем больше предмет укоренен в ближайших глубинах бытия - в конкретной реальности больше, чем в отвлеченных её содержаниях, в живом существе больше, чем в мёртвом теле, в человеческой душе больше, чем в растениях или животных.

Заключение

Место каждого человека в мире, его предназначение, главные духовные основы его происхождения, существования и деятельности - это вечные философские вопросы, которые в различные времена и в различных местах решались по-разному, находили отображение в разных философских системах. Для большинства русских философов характерен особый акцент на проблеме смысла жизни человека, его места в реальности, его предназначения в мире. Для многих русских религиозных философов являлась важной не проблема местонахождения души (духа) в теле (или не его) или взаимоотношения души с телом, а определение духовных качеств самого человека. Ведь духовность определяется как сама основа творческой деятельности и жизни человека в целом. Семён Людвигович Франк в своих трудах осуществил уникальнейший прорыв, приведший к анализу сознания, а он всего лишь (это так говориться, а на самом деле задача была невероятно сложной) собирался и жаждал ответить на вопросы: какое же отношение между трансцендентальным и психологическим сознанием, между конкретными формами «чистого» сознания и самим живым человеком. Возможно ли по сути своей метафизическое познание духовной реальности? Душевная философия, как считал мыслитель, то единственное, что несомненно заслуживает названия психологии. До недавнего времени психология развивалась только благодаря тому, что она непрестанно питалась религиозной интуицией, была зависима от опытных достижений сознания. Такой религиозный опыт противоположен эмпирической психологии, в которой духовная жизнь всего лишь механическая мозаика из каких-либо «камешков», которые называются ощущениями, чувствами так далее. При всём этом субъективное отношение людей к действительности, направленность души на мир, образует саму возможность того, что именуется человеческой жизнью, - но это остается вне поля зрения данного раздела психологии. А в то время душевная жизнь – это вам не кучка дешевых песчинок души, а единое сплошное целое, которое объемлет превеликое множество душевных состояний, затрагивая временной поток существования человеческого существа от момента его рождения и до самой смерти. Также Франк, при рассмотрении проблематики смысла жизни и его поиска поднял еще одну чрезвычайно важную тему. Он был точно уверен, что Человек принадлежит, согласно своей природе, двум мирам – а именно божественному и земному, а его сердце (человека) является точкой соприкосновения и пересечения конкретных миров. В своем стремлении к Божеству, человек одновременно живет в земном мире, в результате чего постоянно и неизбежно совершает греху в силу собственной не совершенности, слабости и ограниченности. Но Франк утверждал, что существуют различные методы противостояния собственной греховности. Самый краткий, но одновременно с тем и самый трудный путь к Божеству избирали лишь отшельники и святые. Они отрекались полностью от мира и его проявлений, от всего, что не согласовалось бы с Божеством. Был, правда, и другой путь. Он кардинально отличался от первого. Не нужно было абстрагироваться, но напротив: нужно было принимать активнейшее участие в делах этого мира, но в таком качестве, чтобы общая греховность мира не росла, а напротив – падала. Можно взять и рассмотреть пример с войной, ведь она, несомненно, наиболее греховное занятие. Отшельник будет прав, воздерживаясь от участи. Прав лишь уже потому, что и сам не воспользуется плодами войны, ему ничего от неё не нужно. А среди простых людей наименее грешен тот, кто принимая в ней участие, разделит и примет на свои плечи грех и ответственность. Это ведь честнее, чем отказываться от участия только из-за того она является греховным занятием, но потом пользоваться всеми её плодами, а ответственность за грех перекинуть на других . Необходимо быть честными с самими собой и друг другом. Человек ведь так устроен, что он просто не в состоянии не грешить, но ему по силам выбрать наименее греховное существование. И последнее. Действительно заключение. В ряде областей бытия, а именно в науке, искусстве, религии и общественной жизни – везде, как утверждал Семён Людвигович мы наблюдаем различные выражения и проявления внутренней природы человека, образующей предмет его самопознания. Будет это прозрачный и яркий бриллиант или же грязное и тусклое стёклышко решать лишь нам одним.

Список литературы

1. Акулинин, В.Н. Философия Всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому / В.Н. Акулинин.- Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1990. — 154 с. 2. Алексеев Петр Васильевич. История философии: Учебник для студ. вузов, изучающих философию / Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова 3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь - справочник 2-е издан., перераб. и допол. М.: Издательская корпорация « Логос», 1999 - 432 с. 4. Лосский Н.О. История русской философии М.: Академический Проект, 2007 - 551с. 5. Невлева Инна Михайловна. История русской философии: Учеб. пособие. - Х.: Консум, 2003. - 408с. 6. Зеньковский Василий Васильевич. История русской философии: В 2 т. - М.: Аст, 1999. - 542с. Т.1 - 542с. 7. Русская религиозная философия. - М.: Приор, 1999. - 650 с. 8. Франк С. Л. Смысл жизни. - М.: Наука, 1992. 370 с. 9. Boobbyer, P. The Two Democracies: Semen Frank's interpretation on the Russian revolutions of 1917/ P. Boobbyer. // Revolutionary Russia, 1993. — №2. 10. Frank, S. L. Idealismus. Jahrbuch fur idealistische Philosophie/ S. L. Frank. Z?rich, 1934. 11. Ehlen, Peter. Zur Einf hrung in Franks philosophisches Denken/ Peter Ehlen. // Simon L. Frank. Der Gegenstand des W issens. Grundlagen und Grenzen der begrifflichen Erkenntnis. Freiburg/Munchen: Verlag Karl Alber, 2000. S. 1547.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!