Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Личностные ресурсы совладания в условиях хронического стресса у дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
25
Год сдачи
2015
Оглавление
Оглавление Введение 3 Глава 1 Совладающее поведение как комплекс единых механизмов адаптивного поведения 5 1.1 Сущность основных понятий 5 1.2 Развитие механизмов защиты и совладания 8 1.3 Механизмы адаптивного поведения на основе научных данных 8 1.4 Возрастная динамика защитных механизмов 11 1.5 Исследование структуры семьи, взаимоотношений между ее членами, особенностей семейного копинга 13 1.6 Копинг-стратегии детей и родительское поведение 20 Глава 2 Модели формирования копинг-поведения у детей испытывающих хронический стресс 23 Заключение 26 Литература 28
Введение

Слово «стресс» переводится с английского как «напряжение». В научном мире термин впервые описан в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье. Была разработана общая концепция стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Ганс Селье отметил, что изначально одинаковая реакция организма на разные лекарственные вещества. Такая реакция была названа общим адаптационным синдромом,позднее дали название стресса. Необыкновенная популярность как самой концепции, так и самого понятия «стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить большинство явлений нашей ежедневной жизни: ответной реакции на появляющиеся трудности, неожиданные конфликтные ситуации, быстротечные неожиданные события. Стресс – это неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование – таково классическое определение понятия Селье.


Москва, курсовая работа, купить по хорошей цене.


. Это усилия организма, предпринятое для преодоления возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Известно, что развитиеразных стилейзащитных механизмов определяют отдельные факторы: динамические особенности психики; личный опыт успешности удовлетворенияосновныхпсихологических потребностей; опыт межличностных отношений в родительской семье как пример решения разных жизненных ситуаций; хроническая травма психики личности [8]. В научных трудах исследуют и выделяют разнообразные факторы, обращая свое внимание либо на индивидуальных, либо на средовых факторах, которые определяющих развитие и становление адаптивного поведения. До настоящего времени нет систематичности и последовательности в анализе основных факторов, принимающих участие в становлении стиля защитного поведения у детей отсутствует. Актуальность:Изучение психологического защитного поведения в детском возрасте долгое время не подвергалось систематизированным исследованиям. В настоящее время известны единичные отечественные исследования, посвященные изучению динамики защитных механизмов и совладающего поведения на разных возрастных этапах развития детей. Цель: установить чувствительность детских копинг-стратегий к влиянию различных стилей совладания Задачи: 1) охарактеризовать сущность основных понятий – стресса и стрессовых реакций, хронического стресса, совладания, личностных ресурсов совладания, личностного адаптационного потенциала 2) проанализировать специфику, механизмы и функции совладающего поведения в дошкольном возрасте 3) выявить и описать особенности личностных ресурсов совладания в условиях хронического стресса у дошкольников и их роль в процессе личностного развития и воспитания Предмет исследования: Изучение совладающего поведения в условиях хронического стресса у дошкольников. Гипотеза: модель формирования копинг-поведения у детей дошкольного возраста прямо зависит отвключающая детерминанты: качество привязанности, система личностных отношений ребенка, семейный контекст, детско-родительские отношения, стиль совладающего поведения родителей. Глава 1Совладающее поведение как комплекс единых механизмов адаптивного поведения 1.1 Сущность основных понятий Процесс внутренних изменений в органах и системах организма возникает вответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды – стресс. Стресс как состояние был приобретен в процессе эволюции: в состояние стресса способны впадать все живые существа: от одноклеточных растений и животных до млекопитающих. Испытывать стресс человек начал с момента, когда и стал человеком. Стресс - это особая реакция организма на действие раздражителя, проявлением которой становится целый ряд биохимических, гормональных, психических и двигательных изменений. Эта реакция заложена в нас на уровне генов. Раздражитель, провоцирующий стресс, может быть психического, физического, химического и другого происхождения. Эмоциональная составляющая является важной особенностью стресса у человека. Стресс помогает организму поддерживать стабильность внутренней среды. Различные среды организма: кровь, лимфа и прочие - должны обладать определенными свойствами, если эти свойства меняются, то организм погибает. Основная функция стресса - обеспечить неизменность этих разных свойств, то есть поддержать гомеостаз организма - постоянства внутренней среды. Стрессовая реакция развивается как на негативные воздействия, так и на позитивные, когда они в состоянии существенно изменить ситуацию для организма. Нет никакой разницы и не имеет значения: плохо это или хорошо. Главное для него как изменились свойства крови, лимфы и других тканей, может ли он существовать с этими изменениями и надо вернуть их в изначальное состояние и как. Однако Селье разделил два вида стресса. Если стресс не наносит вреда организму (вызван позитивными эмоциями или слабыми негативными, которые помогают мобилизовать силы организма и обеспечить повышение жизнедеятельности) - речь идет об эустрессе. Стресс, наносящий организму вред (вызванный продолжительными негативными воздействиями) - называют дистрессом. Но когда пишут или говорят о стрессе, имеется в виду негативное понятие стресса.

Заключение

Мы установили модель формирования копинг-поведения у детей дошкольного возраста не всегда прямо зависит от включающая детерминанты: качество привязанности, система личностных отношений ребенка, семейный контекст, детско-родительские отношения, стиль совладающего поведения родителей. Результаты исследования говорят о сложном характере интериоризации детьми родительского влияния. Стратегии преодоления трудных ситуаций у детей не являются результатом непосредственного копирования особенностей поведения взрослых. Становление и развитие совладающего поведения находится под влиянием комплекса взаимосвязанных индивидуальных и семейных факторов. Несмотря, на неэффективность и деструктивность совладающего поведения родителей из семей, регулярно применяющих физические наказания (ими чаще выбираются конфронтативный копинг, эмоционально-пассивный стиль разрешения трудностей), дети не воспроизводят родительскую модель совладания. Они ослабленно и противоречиво реагируют на трудные ситуации, предпочитая копинг-стратегии, направленные на социальные контакты с целью получения социальной поддержки и проявление эмоциональной экспрессии. Анализ влияния особенностей родителей с учетом признака пола показал, что совладающее поведение ребенка более чувствительно со стороны матери к ее отношению (материнско-детскому отношению), а со стороны отца – к модели совладания. Наша гипотеза не нашла полного подтверждения и данный раздел науки продолжается в вечном поиске. Литература Абитов И.Р.Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2007. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Акад. проект, 2011. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, No. 1. С. 3–18. Бернардо С.Х. Исследование взаимосвязи между уровнем интеллекта и предпочтениями психологических защит в юношеском возрасте // Материалы конференции, посвященной 140-летнему юбилею клиники нервных и душевных болезней. СПб.: ВМедА, 2000. С. 175–176. Ветрова И.И. Сравнение динамики психологических механизмов регуляции поведения (совладания, психологических защит и контроля поведения) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15, No. 4. С. 23–32. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1998. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: дис. … канд. психол. наук. М., 1994. Колосова Т.А.Копинг-поведение и механизмы психологической защиты у подростков с умственной отсталостью: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. 2008. Т. 2, No. 2. С. 88–95. Куфтяк Е.В. Психологические механизмы совладающего поведения и преодоление трудностей детьми в семье // Психология и практика: сб. науч. тр. / отв. ред. В.А. Соловьев. Кострома: Изд-во Костром.гос. ун-та им. Н.А.Некрасова, 2002. Вып. 2. С. 42–48. Куфтяк Е.В. Психология семейногосовладания: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2011а. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. Кострома: Изд-во Костром.гос. ун-та им. Н.А.Некрасова, 2011b. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. Куттер П. [Kutter P.] Современный психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов. СПб.: БСК, 1997. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998. Психотерапевтическая энциклопедия / общ.ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998. Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 2008. С. 67–83. Сергиенко Е.А. Контроль поведения и защитные механизмы // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г.: в 2 т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: Изд-во Костром.гос. ун-та им. Н.А.Некрасова, 2010. Т. 1. C. 65–67. Смирнова А.В. Половозрастные и семейные факторы становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2010. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. No. 2. С. 68–78. Хазова С.А.Совладающее поведение одаренных старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2002. Фрейд А. [Freud A.] Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Список литературы

Литература 1. Абитов И.Р.Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2007. 2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Акад. проект, 2011. 3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, No. 1. С. 3–18. 4. Бернардо С.Х. Исследование взаимосвязи между уровнем интеллекта и предпочтениями психологических защит в юношеском возрасте // Материалы конференции, посвященной 140-летнему юбилею клиники нервных и душевных болезней. СПб.: ВМедА, 2000. С. 175–176. 5. Ветрова И.И. Сравнение динамики психологических механизмов регуляции поведения (совладания, психологических защит и контроля поведения) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15, No. 4. С. 23–32. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 7. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 8. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1998. 9. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 10. Колосова Т.А.Копинг-поведение и механизмы психологической защиты у подростков с умственной отсталостью: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007. 11. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004. 12. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. 2008. Т. 2, No. 2. С. 88–95. 13. Куфтяк Е.В. Психологические механизмы совладающего поведения и преодоление трудностей детьми в семье // Психология и практика: сб. науч. тр. / отв. ред. В.А. Соловьев. Кострома: Изд-во Костром.гос. ун-та им. Н.А.Некрасова, 2002. Вып. 2. С. 42–48. 14. Куфтяк Е.В. Психология семейногосовладания: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2011а. 15. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. Кострома: Изд-во Костром.гос. ун-та им. Н.А.Некрасова, 2011b. 16. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. 17. Куттер П. [Kutter P.] Современный психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов. СПб.: БСК, 1997. 18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998. 19. Психотерапевтическая энциклопедия / общ.ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998. 20. Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 2008. С. 67–83. 21. Сергиенко Е.А. Контроль поведения и защитные механизмы // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г.: в 2 т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: Изд-во Костром.гос. ун-та им. Н.А.Некрасова, 2010. Т. 1. C. 65–67. 22. Смирнова А.В. Половозрастные и семейные факторы становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 23. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. No. 2. С. 68–78. 24. Хазова С.А.Совладающее поведение одаренных старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2002. 25. Фрейд А. [Freud A.] Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 26. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. 1990. No. 1. C. 93–99. 27. Haan N. A tripartite model of ego functioning: values and clinical research applications // Journal of Nervous and Mental Disease. 1969. Vol. 148(1). P. 14–30. 28. Haan N. Coping and defending: Processes of self-environment organzation. New York: Academic Press, 1977. 29. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill, 1966. 30. Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press, 1991.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!