Введение 2 Глава 1. Межличностные отношения и восприятия членов семьи 6 1.1. Семейные отношения 6 1.2. Атмосфера в семье 7 1.3. Позиция ребенка в семье 10 1.4. Межличностные супружеские отношения 15 Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семье 21 2.1. Изучение особенностей межличностных отношений в семье 21 2.2. Консультирование как путь оптимизации межличностных отношений в семье с учётом индивидуально-личностных особенностей её членов 27 Заключение 32 Список литературы 34 Приложение 1 37 Приложение 2 39

Межличностные отношения в семье

курсовая работа
40 страниц
77% уникальность
2015 год
292 просмотров
Крылов С.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Межличностные отношения и восприятия членов семьи 6 1.1. Семейные отношения 6 1.2. Атмосфера в семье 7 1.3. Позиция ребенка в семье 10 1.4. Межличностные супружеские отношения 15 Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семье 21 2.1. Изучение особенностей межличностных отношений в семье 21 2.2. Консультирование как путь оптимизации межличностных отношений в семье с учётом индивидуально-личностных особенностей её членов 27 Заключение 32 Список литературы 34 Приложение 1 37 Приложение 2 39
Читать дальше
Семья — это высшая моральная ценность нашего общества. Значение семьи трудно переоценить. В ней формируются, шлифуются и стабилизируются идеалы, обычаи, традиции, потребности в материнстве и отцовстве, согласованность, совместный труд, фамильная честь. Семья является той средой, где создаются многие моральные ценности — счастье, трудолюбие, чистоплотность, профессионализм, высокая гражданственность. Если в семье проявляется оппозиция к общественным интересам, то это неизбежно наносит невосполнимый ущерб формированию гражданственности у подрастающего поколения. Семья — важнейший фактор воспитания детей: 90 процентов всех нравственных ценностей создаются в детском и юношеском возрасте совместными усилиями семьи и школы. Семья является колыбелью формирования многих духовных ценностей. Недаром она находится под защитой государства.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по макроэкономике. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


. Являясь спутником и порождением общественного строя, семья отражает закономерности его развития, чутко реагируя на происходящие в нем изменения. Возьмем, к примеру, дореволюционную семью. Патриархом семьи и ее законодателем являлся муж, отец своих детей. Его власть нередко не знала пределов, ему безропотно повиновались все и, конечно же, жена. Мама для ребенка была, образно выражаясь, солнцем, папа — наивысшим авторитетом. Как правило, в каждой семье было много братьев и сестер. И старших, и младших. Старших надо было слушаться, подчиняться им, а о младших следовало заботиться. С 2-3-х лет дети уже трудились — пасли гусей, смотрели за самым маленьким братиком или сестренкой, выполняли простейшие обязанности по самообслуживанию. «Большая семья, — по мнению А. С. Макаренко — переживающая борьбу и всякие лишения и неприятности, все-таки очень хороша. В такой большой семье, где двенадцать, тринадцать, четырнадцать ребят, бывает шумно, ребята шалят, трудности, огорчения, а все-таки дети вырастают хорошие, потому что и дружба есть, и радость — коллектив есть». А вот семья современная; Муж, отец детей, уже утрачивает свою былую власть. Главою семьи теперь нередко выступает жена. И это вполне объяснимо. Ее образовательный ценз, как, правило, выше, чем у мужа. 80 процентов женщин от 30 до 40 лет, работающих в инженерно-технической отрасли, имеют высшее образование. Многие женщины являются командирами производства в промышленности и сельском хозяйстве. Превосходят женщины своих рыцарей и по моральному облику. Современная семья меняет свой облик. Новым содержанием наполняется структура социальных потребностей, меняется характер внутрисемейных отношений. Слабеют материальные скрепы, усиливаются душевные, психологические скрепы. Из службы быта семья превращается в службу для души. Главной ценностью для души являются добрые и предупредительные отношения, счастье, привязанность, духовное родство. Отношения между мужем и женой становятся более уязвимыми, хрупкими, легко ранимыми. По мнению многих социологов, любовь ныне не является ведущей характеристикой семейных отношений. Говорят, любовь возникает и вне брака. Не являются основными характеристиками семейных отношений ни хозяйство, ни секс. Ведущая характеристика таких отношений — это близость, привязанность, взаимопонимание, взаимоуподобление, тактильные контакты — похлопывание, поглаживание, добрая улыбка, зовущий взгляд и т. д. Установление близости между мужем и женой - это плод их совместных усилий: ведь: по образному выражению А. М. Горького, «нами жизнь творима». Поэтому при создании семьи надо внушать молодоженам мысль о том, что главное в семейной жизни — постоянное совершенствование супругов и соответствие их друг другу. Однако некоторое несоответствие всегда будет в начале их совместной жизни. Это — не помеха. В процессе постоянного общения оно будет постепенно преодолеваться, станут вырабатываться общие знаменатели, стиль, взгляды на вещи и явления. Организация семьи должна опираться на грамотное сотворчество, чтобы супруги были способны две жизни превратить в одну. При этом вступающим в брак (да и живущим в браке) нужно избавиться от мифов о благородных рыцарях и прекрасных дамах. Семья — не роскошь, а суровая жизненная необходимость. И к семейной жизни нужно готовить юношей и девушек, готовить как можно раньше. Все сказанное актуализирует проблему усиления воспитательной работы в школе по подготовке подростков и юношей к семейной жизни. Исследованиям в области психологии семьи и межличностных отношений посвящены работы таких отечественных психологов, как А.Б.Орлов, Н.Н.Обозов, А.И.Захаров, Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Г.Г.Дилигентский, Л.Л.Баз, а также зарубежных исследователей - Н.Пезешкиана, А.Менегетти, В.Сатир и др. Объект исследования: межличностные отношения. Предмет исследования: особенности межличностных отношений в семье. Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в семье как малой группе. Задачи исследования: 1.Проанализировать психологическую литературу по проблеме межличностных отношений в малой группе. 2.Дать характеристику особенностей межличностных отношений в семье. 3.Экспериментально изучить межличностные отношения в семье.

Читать дальше
Межличностные отношения зарождаются, оттачиваются и формируются в семье. Они могут развиваться как конфронтация между людьми, приобретая конфликтный характер, могут протекать по принципу уступчивости и невмешательства или же по принципу равенства и взаимопонимания. Увы, но практически нигде в течение нашей жизни нас не учат «строить» и «простраивать» отношения с окружающими людьми. Понятия границ, личного пространства, проявления и вербализация своих желаний, принятие и уважение желания партнеров по общению и взаимодействию и многое другое, являющееся неотъемлемой и необходимой частью целостного процесса общения не знакомы многим из нас. Отсюда и возникновение дисфункциональных и дисгармоничных межличностных отношений между людьми, отражающихся на уровне и качестве жизни каждого партнера, а в целом на их здоровье. Вовремя замеченное и прочувствованное переживание «предконфликтного» состояния межличностных отношений помогает распознавать сигналы, свидетельствующие о дисгармонии в самих отношениях. Ранняя диагностика дисгармонии в межличностных отношениях помогает их развитию в желаемом и благоприятном направлении. Данное исследование проводилось в рамках изучения межличностных отношений. Целью данного исследования стало изучение межличностных отношений в семье. В ходе исследования нами была проанализирована психологическая и научно-методическая литература по проблеме межличностных отношений, межличностного восприятия, семейных отношений. Проведя анализ литературных источников, мы отметили, что институт семьи имеет основополагающее значение для развития и формирования личности человека, его межличностных отношений, положения в социуме. Нами были решены поставленные в начале исследования задачи. Мы охарактеризовали особенности межличностных отношений и межличностного восприятия в семье, рассмотрели консультирование и психотерапию семьи как пути оптимизации межличностных отношений между её членами. Затем мы экспериментально изучили особенности межличностных отношений в семьях испытуемых. Мы рассмотрели их индивидуальные личностные особенности, характер взаимоотношений, были построены и проанализированы социограммы, рассмотрены характеристики взаимопонимания и совпадения в сфере предпочтений и интересов каждого члена семьи. Таким образом, мы установили, что существуют заметные различия в восприятии членов семьи, а также имеют место социальные проблемы, осложняющие межличностные отношения в семье. Мы подтвердили исходную гипотезу о том, что особенности и проблемы в межличностных отношениях в семье могут быть связаны с социальной ситуацией, особенностями межличностного восприятия и личностными особенностями её членов. Данное исследование может представлять интерес для специалистов, работающих с семьями, и послужить началом более масштабного изучения межличностных отношений и особенностей межличностного восприятия внутри семьи.
Читать дальше
Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - № 2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. - Т.16. - № 4. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуэна //Вопросы психологии. - 1991. - № 6. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. Бодалёв А.А. Психология о личности. - М., 1988. Бодалёв А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л., 1970. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. - М., 1990. Вовк Е.И. Смыслы и значение незарегистрированных отношений: «разновидности» брака или «альтернатива» ему? // Социальная реальность. — 2005. — № 2. — С. 102—106. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 1994. - № 10. Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1994. Каган В.Е. Психотерапия и реальность (вместо послесловия) // Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. - М., 1993, - С.319-328. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М., 2005. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М., 1985. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М., 1987. Крупина И.В. Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд. – М., 1996. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб, 2001. Матейчек З. Родители и дети: Книга для учителя / Пер. с чешского – М., 1992. Махов Ф.С. Кого мы растим/ Ф.С.Махов.- М., 1999. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4. - № 3. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986. Обозов Н.Н. Психология межличностного восприятия. - Киев, 1990. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. - Киев, 1990. Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции //Вопросы психологии. – 1997. - № 5. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев, 1975. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994. Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. - М., 1990. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев, 1991. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений // Курс лекций. Учебное пособие для студентов – психологов. М., 2000. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - СПб, 2002.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Правовые меры охраны земель от загрязнения
Количество страниц:
20
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Финансово-аналитическая экспертиза АО
Количество страниц:
40
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Судебно -бухгалтерская экспертиза
курсовая работа
Банковские риски: оценка и методы управления
Количество страниц:
45
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
курсовая работа
" Акты толкования и акты применения норм административного права,как элементы механизма административно-правового регулирования
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Административное право
курсовая работа
" Конкурентный анализ в разработке стратегии организации (на примере конкретного предприятия)"
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Стратегический менеджмент

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image