Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Креативные профессии на рынке труда: социологический анализ

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Социология
Предмет
Социология общая
Страниц
60
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение Глава 1. Креативные профессии 1.1 Творчество. Особенности творческой деятельности 1.2 Креативная деятельность и ее отличие от творческой деятельности. 1.3 Рынок труда и креативные профессии Глава 2. Экспериментальное исследование творческих профессий на отечественном рынке труда. 2.1 Программа и анкета исследования 2.2 Анализ результатов исследования Заключение Библиографический список источников
Введение

Актуальность темы. В современном глобальном мире экономическое развитие государства в значительной степени зависит от рынка трудовых ресурсов. Два основных фактора – глобализация экономики и стремительное развитие высоких технологий и инноваций – становятся причиной потребности мирового народного хозяйства в высококвалифицированных сотрудниках.


Многие студенты откладывают написание курсовой работы по оплате труда. Чтобы сэкономить время лучше заказать курсовую работу в Work5.


. Самая характерная закономерность современного развития мировой экономики – это ее глобализация. При глобализации рынки сбыта становятся международными. Это помогает увеличивать производство, снижать затраты и, в свою очередь, расширять, усиливать международное производство. Это вызывает сочетание глобализации мирового хозяйства и его интернационализации, которая последовательно повышает уровень открытости экономик разных государств. Появляются возможности для свободного движения труда и капитала, квалифицированные работники могут выбирать себе место работы буквально «по всему миру». Высокие технологии развиваются сейчас очень быстро и интенсивно. В связи с этим людям приходится заниматься непрерывным освоением все новых знаний. Повсеместное распространение компьютерных сетей требует от человека овладения основными компьютерными навыками. Такие условия делают необходимой уже не единичную, но массовую творческую деятельность в экономике. Еще совсем недавно, во времена СССР, в условиях плановой экономики проблемы занятости в общественном производстве не стояло вовсе. Резервы занятости были неограниченными, и задачей работы с трудовыми ресурсами было только одно: вовлечь в производство все трудоспособное население в соответствии с принципом «кто не работает, тот не ест». Многие десятилетия в социальном климате общества преобладала всеобщая обязательная трудовая деятельность и приоритет общественных интересов над личными. Процессы перехода к рыночной экономике поставили во весь рост проблему занятости населения, проблему безработицы. В условиях современного мира одна из важнейших структурных составляющих частей в национальной и мировой экономике – это рынок трудовых ресурсов. На базе этого рынка происходит формирование трудовых ресурсов нового типа – творческих, активных. Эти новые люди – соискатели работы инициативны и самостоятельны. Им не просто нужна высокооплачиваемая работы – они готовы активно принимать участие в усовершенствовании технологий и методов работы. Таким образом, они не просто совершенствуются в своей профессии, но и способствуют повседневной эволюции общества. В современных условиях активным созидательным трудом занимается значительная доля работающих граждан. Множество из них – это специалисты с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческий персонал, высококвалифицированные рабочие, работники сферы услуг. Главной задачей в управлении любой организацией является повышение производительности и эффективности ее деятельности. Каким образом улучшить показатели производительности? Это можно сделать, осуществляя вмешательство в непосредственную производственную деятельность, а можно целенаправленно управлять трудовыми, или человеческими ресурсами, повышать эффективность деятельности каждого отдельного работника . В настоящее время очень актуальным является вопрос эффективности использования трудовых ресурсов. Эффективность как достижение наиболее полного по объему и по качеству результата труда достигается за счет успешной деятельности персонала предприятия или организации. Для того, чтобы деятельность работника была успешной, ему необходима соответствующая мотивация. Отечественная и зарубежная психология содержит сведения о том, что мотивация как совокупность факторов, побуждающих, организующих и направляющих поведение личности, существенно влияет на уровень успешности и эффективности выполнения личностью конкретной трудовой деятельности. Успешность— это качественная оценка результатов деятельности. Общеизвестно, что человек работает лучше и активнее, когда работа ему нравится. Творческий подход к деятельности мотивирует человека, помогает ему выполнять свои обязанности с максимальной эффективностью . Творческая деятельность необходима в самых разных сферах деятельности человека. Она находит отражение во всех видах искусства — в поэзии, музыке, живописи, архитектуре. Но творческая активность необходима и в других, казалось бы, не связанных с творчеством видах деятельности человека: в производстве, в сельском хозяйстве, в науке и технике и т.д. В процессе творческой деятельности человек создает не только новое содержание в своем сознании, но и новые материальные вещи, новые реальности в объективном мире. В любой по-настоящему творческой деятельности человек создает что-либо принципиально новое, оригинальное. Такова, например, деятельность писателя, когда он создает типические образы персонажей для своего произведения. Такова деятельность изобретателя, когда он создает проект новой машины, нового прибора. Такова деятельность исследователя, когда он создает какую-либо гипотезу или план эксперимента. Особенно это актуально для представителей так называемых креативных профессий – журналистов, художников по рекламе и дизайну, архитекторов, компьютерщиков. Креативная деятельность – труд, связанный с творческим, нестандартным подходом. Словосочетание «креативный класс» несет в себе некоторую негативную коннотацию, но тем не менее, этот класс реально существует. Некоторые считают, что именно представители этого вида профессий являются главной движущей силой для развития экономики государства. С данным тезисом можно не согласиться, но то, что профессии «креативного типа» необходимы в каждом экономически развитом государстве, не вызывает сомнений. Актуальность темы данной работы вызвана все возрастающей кадровой проблемой в нашей стране. С одной стороны, в России весьма актуальна проблема безработицы. С другой стороны, актуален и вопрос поиска квалифицированных кадров, людей, желающих и способных долго и плодотворно трудиться на определенном месте работы, развивать свои трудовые умения и навыки, повышать квалификацию. Разработанность темы. Теорией и методологией развития предприятий и организаций, кадрового обеспечения, стратегического управления занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. В период начала двадцатого века зародились основы базовых управленческих и организационных теорий. Эти теории впоследствии получили развитие и обновление, и вылились в конечном итоге в современную теорию. Проблема, заключается в противоречии между возрастающей потребностью креативных кадров и научной неподготовленностью к воспитанию и обучению таких кадров учебных заведениях. Изучением кадровых процессов, в особенности стратегического менеджмента, занимались такие авторы, как Л.И. Абалкин , И. Ансофф , К. Бартлет, К. Боумен , О.С. Виханский ,П. Друкер,Б. Карлофф , Д. Клиланд , Т. Коно , М.И. Круглов , Ж.Ламбен , С.А. Логвинов , М.Портер ,А. Чандлер и др. Объектом данного исследования являются креативные профессии. Предметом данного исследования является востребованность на рынке труда представителей креативных профессий. Цель данной работы – изучить востребованность представителей креативных профессий на рынке труда и их эмоциональное благополучие.. Задачи: 1. Определить понятия творчества, креативной деятельности, креативной профессии. 2. Рассмотреть особенности креативной деятельности и ее отличия от творческой деятельности. 3.Изучить креативные профессии и их положение на рынке труда. 4. Организовать психологическое исследование по изучению личностные особенностей представителей креативных профессий. 5. Провести анализ результатов исследования и сделать выводы. Гипотеза: 1. Роль креативных профессий на рынке труда в настоящее время возрастает. 2. Представители креативных профессий эмоционально благополучнее, чем представители не креативных профессий. Методологическая основа исследования- общенаучные теоретические методы исследования, в том числе изучение и анализ научной литературы, а также эмпирический метод исследования – проведение социологического опроса. Структура работы – введение, две главы, заключение и список источников.

Заключение

В первой главе исследования были рассмотрены теоретические аспекты креативной деятельности. Определено понятие творчества, творческого воображения, творческих способностей, особенности творческой деятельности. Проанализирована специфика креативной деятельности и ее отличие от творческой деятельности. К креативным профессиям мы отнесли такие виды деятельности, которые связанны с рекламой, журналистикой, компьютерными технологиями. В работе был дан анализ этих сфер деятельности, а также был проведен анализ креативных профессий и их положение на рынке труда. Вторая глава исследования посвящена эмпирическому изучению личностных особенностей представителей креативных профессий и их положения на рынке труда. Нами была составлена программа экспериментальной работы по теме исследования. В программу исследования вошли методика исследования субъективного благополучия Соколовой и методика исследования жизненной удовлетворенности Паниной. Также была составлена анкета социологического опроса по тематике данной работы. Проведено и описано исследование, а также осуществлен анализ результатов исследования и социологического опроса. В нашем исследовании были рассмотрены особенности креативного труда как профессиональной деятельности и проведено исследование личностных качеств представителей креативного класса и их положения на рынке труда. Профессии, которые принято называть креативными, связаны с рекламной, журналистской деятельностью, компьютерными технологиями. Потребность в такого рода специалистах стабильно высокая, хотя в настоящее время и наблюдается некоторый спад интереса к их представителям. Молодые люди, занимающиеся креативной деятельностью, имеют психологические отличия по сравнению с теми, кто не связан с креативной деятельностью. Молодые специалисты в области креативной деятельности более удовлетворены жизнью и более эмоционально благополучны, чем их сверстники, не связанные с такого рода деятельностью. Результаты социологического опроса показали следующее. Опрошенные из числа представителей креативных профессий считают свой род деятельности востребованным в экономике. Креативные профессии , по их мнению, важны на рынке труда. В перспективе они ожидают повышения потребности в их профессиях, так как, с их точки зрения, креативная деятельность полезна. Опрошенные, занимающиеся креативной деятельностью, считают необходимым открывать новые учебные места для обучения креативным профессиям. Респонденты, занимающиеся креативной деятельностью, считают роль «креативного класса» в общественной жизни положительной. Опрошенные из числа тех, кто не имеет отношения к креативной деятельности, считают фактом избыток «креативных» работников на рынке труда. По их мнению, потребность в креативных профессиях будет уменьшаться. Эта категория респондентов не считает полезными креативные профессии. Опрошенные, не занимающиеся креативной деятельностью, не считают необходимым открывать новые учебные места по креативным профессиям по причине их переизбытка. Также, по их мнению, креативный класс в жизни общества играет отрицательную роль. Задачи исследования выполнены. Цель работы - изучить востребованность представителей креативных профессий на рынке труда и их эмоциональное благополучие - достигнута.

Список литературы

1. Абалкин Л. И. Стратегия: выбор курса. - М.: ИЭ РАН, 2002. – 210 с. 2. Ансофф И. М.Стратегическое управление. : 1989. - 358 с. 3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.Инфра-М, 2006 4. Боумэн К. М. Основы стратегического менеджмента. : Юнити, 1997. - 175 с. 5. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб, 2004. 6. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб и доп. М.: Экономика, 2010 7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2007. 8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2007. 9. Гачев Г.Д. Воображение и мышление. М., Вузовская книга, 2006 10. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. СПб.: Наука, 2007 11. Гусaрoв Ю.B. Менеджмент рекламы. М. : ЗАО Издательство Экономика, 2009. 12. Декларация независимости киберпространства. https://www.eff.org/pub/Publications/John_Perry_Barlow/ barlow_0296.declaration (сетевой ресурс) 13. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга восьмая. М. : Мысль, 1986 14. Золя Э. Рассказы. М.: Эксмо, 2012 15. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Академия менеджмента, 2010 16. Клиланд Д., Кинг У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1989 17. Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1. 18. Коно Т. Теория управления. Менеджмент. В 3 т. Мн.: ГИУСТ БГУ, 2007 19. Круглов М.И., Круглова Н.Ю. Стратегический менеджмент. М.: Издательство РДЛ, 2003 20. Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011 21. Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование. М.: Эксмо, 2011 22. Мaтвeeвa Л. Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. № 2, 2005 23. Панина Н.В. Технология социологического исследования. Киев: Ин-т социологии НАН Украины, 2001. 24. Парабеллум А., Мрочковский Н., КалаевВ.Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса. СПб: Питер, 2013 25. Портер М. конкурентная стратегия. М.: Экономическая книга, 2007 26. Роднянская И.Б. Движение литературы. В 2 Т. М.: Знак, 2006 27. Сафрански Р. Шиллер, или открытие немецкого идеализма. М.: Текст — 2007 28. Сидоров С. Психология дизайна и рекламы. Мн: Современная школа, 2007. 29. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ "Психодиагностика". 1996 30. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Просвещение, 1979 31. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Дрофа, 2005 32. Чандлер А.Д. Стратегия и структура: главы истории промышленного предпринимательства. М.: Новое время, 2001 33. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!