СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1: Теоретические особенности изучения внимания детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности 2
1.1 Понятие о внимании, его виды 2
1.2 Характеристика ребенка среднего дошкольного возраста 6
1.3 Игровая деятельность, как ведущий вид деятельности 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Читать дальше
Итак, мы познакомились с понятием и сущностью внимания, с особенностями его развития в среднем дошкольном возрасте, у детей 4-х-5-ти лет, а также с основными характеристиками данного возраста, и ведущим видом деятельности. Теперь мы знаем, что вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном при отвлечении других объектов, что оно обладает пятью основными свойствами: сосредоточенностью, переключаемостью, устойчивостью, распределением и объемом, рассмотрели каждое из них более подробно. Также ознакомились с основными видами внимания, а самое главное проанализировали его этапы развития и более подробно остановились на среднем дошкольном возрасте. Особое значение для развития внимания в этом возрасте имеет игровая деятельность - ведущий вид деятельности данного периода. Ведь возраст 4-х - 5-ти лет - возраст максимального рассвета ролевой игры. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.
Мы узнали, что игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов: в игре начинают развиваться произвольные внимание и память, она имеет большое значение и для развития воображения, мышления, в ней также наиболее интенсивно формируются личностные качества ребенка. В частности попытались ответить на вопросы что включает в себя игровая деятельность? Почему она является ведущим в этом возрасте?
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Внимание протекает слитно с восприятием, памятью и мышлением, обуславливая их и обуславливаясь ими. Отсюда вытекает личностный характер внимания: недаром усидчивость и усердие, как черты личности, как правило, взаимосвязаны с устойчивостью и интенсивностью внимания. Развивая процесс внимания, мы воздействуем и развиваем и остальные психические процессы, развиваем все познавательные способности ребёнка, формируем личность ребёнка. Что имеет огромное значение для становления личности ребенка. Нельзя принуждать ребенка к игре. Игра по принуждению перестает быть игрой. Руководить детскими играми надо так, чтобы не лишать детей их инициативы и самостоятельности и не вынимать из игры « душу». Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих.
Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.
Читать дальше
Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб пособие для студ высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 208 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду., М.: Просвещение, 2011-160с.
Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2011. - 207с.
Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] /Л.Венгер, В.Мухина // Дошкольное воспитание. -1974. -№12. - С. 24-30.
ГанзенВ.А. Системные описания в психологии. - Л: Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 176 с.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение, 2011. – 424 с.
Дормашев Ю.Б. Психология внимания: [Текст] Учебник МПСИ/Ю.Б.Дормашев, В.Я.Романов. - М.:Флинта, 2002. – 316 с.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] /В.А.Дрязгунова. - М.: Просвещение, 2011.-114 с.
Игра дошкольника/Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова и др.; М.: Просвещение, 1999 – с.286.
Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб.: Питер, 2001. - 592 с.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре., М.: Просвещение, 2002.-с.128.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2012. – 203 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2010. -268 с.
Психология: Учебник для гуманитарных вузов 2-е изд. / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - Спб.: Питер, 2009. - 656 с.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции у детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2004. — 48 с.
Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина - М.: Академия, 2005. – 248 с. - Библиогр.: 238-246 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2012.
Смирнова Е.О. Детская психология. [Текст] / Е.О. Смирнова - М.: Владос, 2003. – 386 с. - Библиогр.: 378-383 с.
Пылаева Н. Школа внимания, или «Дирижер мозговых ансамблей» [Текст] / Наталья Пылаева, Татьяна Ахутина// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2005. - № 3. - С. 14-16.
ПутляеваЛ. Воспитание внимания [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 58-60.
Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] /Е.Смирнова //Дошкольное воспитание. – 2012. - №4. –С. 70-73.
Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода. Материалы районной педагогической конференции. — Челябинск, 2006. — 642 с.
Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 2009. с.9-18
Читать дальше