Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Исследование структуры самосознания

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение………….…………………………………………………………………3 Глава I. Теоритические основы исследования структуры самосознания 1.1. Понятие и структура самосознания и Я-концепции личности.…………….5 1.2. Проблема структуры самосознания личности в отечественной психологии………...………………………………………………………………..9 Глава II. Практические пути исследования структуры самосознания 2.1. Методика самоактуализационного теста (САТ) Э. Шострома.…….……...24 2.2. Методика 20 определений М. Куна и Т. Макпартленда …………………..29 Заключение………………………………………………………………………...32 Список использованной литературы……………………………………………. 33 Приложение 1……………………………………………………………………..35 Приложение 2……………………………………………………………………...40
Введение

Актуальность исследования. Современная социальная жизнь характеризуется динамичностью, интенсивным развитием новых сложных технологий, что естественным образом связано с возросшей потребностью в специалистах высокого класса, адекватно воспринимающих себя и окружающую действительность, способных быстро адаптироваться в сложных, порой экстремальных условиях, принимать ответственные и в то же время творческие решения. Для этого человек должен быть, прежде всего, уверен в себе, своих силах и способностях, т.е. обладать адекватной самооценкой, а также – сформированным, хорошо развитым самосознанием. При этом оптимальным вариантом является гармоничное развитие всех компонентов – составляющих целостного процесса самосознания, а именно: самопознания, эмоционально-оценочного отношения к себе и саморегуляции. Все это делает актуальным обращение к исследованию проблемы способов и средств самосознания в целом и отдельных его составляющих, в частности. Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть из этого интереса и возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе («образ Я») и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа Я» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности. Объектом исследования является процесс самосознание и его результат – Я-концепция. Предметом исследования выступает структура самосознания. Целью исследования является изучение структуры самосознания личности. Чтобы достичь поставленной цели в процессе исследования следует решить такие задачи: провести теоретический анализ литературы по проблемам самосознания; раскрыть проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологии; рассмотреть и применить методики исследования самосознания личности. Теоретические и эмпирические методы исследования: изучение методической литературы, теоретических основ работ исследователей, методы сбора информации – опрос, анкетирование, интервьюирование. Исследование имеет аналитический характер. Тип исследования – описательный. Используемые приемы – статистический сбор данных и анализ результатов. Структура работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение

Самосознание – осознание человеком себя как личности (своих качеств и черт, отношений с другими людьми, места и роли в обществе). Таким образом, самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Под сознанием понимается форма отражения объективной действительности в психике человека высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому. А самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание позволяет осмыслить свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, свое место в обществе. Ее объектом является сама личность. В ней она предстает и как субъект, и как объект познания. Благодаря ей человек осознает себя как индивидуальную реальность, отделенную от природы и других людей. Через самопознание человек приобретает определенные знания о себе. Сначала они предстают как ситуативные образы собственного Я, возникающие в конкретных условиях деятельности и общения. Затем эти образы постепенно интегрируются в целостный, адекватный, субъективный образ своего Я. Результатом самопознания является создание Я-концепции. Структура самосознания зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития. Анализ выделенных подходов в исследовании структуры самосознания, позволяет определить сложность данной проблемы, ее многоплановость. В отечественной психологии структурными компонентами самосознания называются: когнитивный («Я-образы»); эмоционально-оценочный (самоотношение); поведенческий (регулятивный), и, в зависимости от исследовательских задач ученые выделяют какой-либо компонент, который выступает предметом их изучения и который описывается как структура или процесс.

Список литературы

Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., – 1999. –89 с. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, –2009. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореф. … канд. психол. наук – Н., – 2000. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. – Т. 4. – М.: Педагогика 1984. – С. 229-231. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. – М.: Изд-во РАГС, – 2000. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. – Иркутск, 1998. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я.Гозман, М.В.Кроз, М.В.Латинская. – М. : Рос. пед. агентство, 1995. – 43 с. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л. Медицина Ленингр. отд-ние, 1988. – 246 с. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: "Политиздат", 1984. 151 с. Кригер Г.Н. Образ Я в профессиональном сознании // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (12-13 апреля 2002г.). – Ч. 2. – Белово, 2002. – С. 223. Маслоу А. Психология бытия. – М., – 2007. – 304 с. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, – 1988. – 220 с. Мухина В.С. Возрастная психология. – 4-е изд., – М., –1999. – 456 с. Началджян А.А. Социально-психическая адаптация. – Ереван, – 1988. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – Екатеринбург: Деловая книга, – 2001. — 496 с. Орлов А.Б. Эмпирическая личность и ее структура // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. Перлз Фредерик, Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания. – Практикум по гештальттерапии. – Москва 1993. – 240 с. Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Издательство «Педагогика», 1990. Роджерс К. Становление человека: Взгляд на психотерапию. – М., – 1959. – 416 с. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, –2000. – 712 с. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ. – 2000. – 85с. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – 1989. – 216 с. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, –1972. –303с. Столин В.В. Самосознание личности. – М., – 1983. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., – 1977. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Академкнига, Добросвет, – 2003. – 596 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!