Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Проблема любви в произведении розанова В В "опавшие листь"

Тип работы
реферат
Группа предметов
Предмет
Философия
Страниц
20
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение 1) Философская проблематика творчества В.В.Розанова на примере произведения «Опавшие листья» 2) Специфика и идейное содержание произведения «Опавшие листья» 3) Тема любви в произведении «Опавшие листья» Заключение Список литературы
Введение

По мнению В.А. Фатеева, невозможно найти еще одного такого противоречивого писателя и философа со столь резкими и неожиданными изменениями во взглядах как В.В. Розанов. Но, несмотря на изменчивость, в его произведениях главенствуют одни и те же главные темы. В философии Розанова одновременно присутствуют две противоположные, взаимоисключающие точки зрения на особенно интересующие его явления - христианство, иудаизм, Россия. Этот абсолютный релятивизм является одной из главных отличительных черт Розанова: увлечению язычеством сопутствует приверженность православию и Церкви, уничижительным заметкам о России и русских - полное восхваление всего русского, антисемитским выступлениям - восхищение иудаизмом и любовь к еврейскому семейному быту. Загадочность феномена Розанова, которую описывали в своих работах многие исследователи его творчества, занимает многих и сейчас.


Даже если требуется заказать ответы на экзаменационные билеты в Томске , наш сервис поможет вам.


. Попыткой разобраться в «розановском» мировоззрении и философских размышлениях и послужит данный реферат. Василий Васильевич Розанов (1856–1919) был русским мыслителем, прозаиком, публицистом, литературным критиком. Наиболее крупными его произведениями можно назвать – «О понимании»; «О писательстве и писателях»; «Литературные очерки»; «Легенду о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского»; «Около церковных стен»; «Русскую церковь»; «В мире неясного и нерешенного»; «Когда начальство ушло»; «Уединенное»; «Опавшие листья»; «В дворе язычников»; «Сахарну»; «Мимолетное»; «Последние листья»; «Апокалипсис нашего времени»; «Литературных изгнанников»; «Семейный вопрос в России»; «Листву». Философия Розанова - это часть общего русского литературно-философского круга, но фигура этого мыслителя ярко выделяется, что позиционирует его как нетипичного его представителя. Розанов находился в центре развития русской общественной мысли начала XX века, что позволяло ему вести активный диалог, в котором участвовали многие философы, писатели, поэты, критики. Многие его работы - это идейная, содержательная реакция на отдельные суждения, мысли, работы Бердяева, В. С. Соловьёва, А. Блока, Д. Мережковского, в которой содержится развернутая критика этих мнений согласно его собственному мировоззрению. Проблемы, которые занимали мысли Розанова, находятся в сфере морально-этических, религиозно-идейных оппозиций — метафизики и христианства, эротики и метафизики, православия и нигилизма, этического нигилизма и апологии семьи. В данных проблемах Розанов пытался побороть противоречия, сделать возможным становление отдельных частей оппозиции разными проявлениями одних и тех же проблем в бытие человека. «Опавшие листья» являются самым известным сочинением В.В.Розанова, который был самобытным русским философом, публицистом, критиком Серебряного века, он создал неповторимый литературный жанр, в котором есть черты и дневника, и оригинальных авторских набросков, и заметок на полях. Данная книга не имеет сюжета, ход повествования составляют записи мыслей, впечатления, воспоминания, превращающиеся в свидетельство живого процесса переживания и осмысления действительности. «Опавшие листья» (части 1- 2) написаны в 1913—1915 и это несвязанные эссеистические наброски, беглые умозрения, дневниковые записи, внутренние диалоги, объединённые по настроению. Существует гипотеза о том, что написание этой книги проходило в переживаемый философом глубокий духовный кризис, который не мог разрешится безоговорочным принятием христианских догматов, к чему Розанов безрезультатно стремился; следуя этому воззрению, итогом мысли Розанова явился пессимизм и «экзистенциальный» субъективный идеализм в духе С. Кьеркегора, но с существенным отличием в наличии культа индивидуальности, который выражался в стихии пола. Целью данного реферата становится изучение проблемы любви в произведении В.В.Розанова «Опавшие листья». В соответствии с заявленной целью нами выдвинуты следующие задачи: • Изучение научных теоретических трудов о проблематике творчества В.В.Розанова и конкретно о проблемах, поднимаемых философом в произведении «Опавшие листья»; • Выявление идейного содержания книги «Опавшие листья»; • Анализ произведения и выявление в нем любовной тематики, ее специфики и идеологических особенностей.

Заключение

Целью данного реферата становится изучение проблемы любви в произведении В.В.Розанова «Опавшие листья». В данном реферате нами изучены научные теоретические труды, посвященные проблематике творчества В.В.Розанова, рассмотрены критические статьи о проблемах, поднятых философом в произведении «Опавшие листья», выявлено идейное содержание книги «Опавшие листья», проведен анализ произведения на выявление в нем любовной тематики, ее специфики и идеологических особенностей. Таким образом, можно говорить о том, что поставленная нами цель достигнута и сделаны следующие выводы. Любовь по Розанову является важным составляющим сущности человека, основой жизни, началом религии и нравственности: «Мы рождаемся для любви. И насколько мы не исполнили любви, мы томимся на свете. И насколько мы не исполнили любви, мы будем наказаны на том свете» . Потому любовь - это высшая нравственная и человеческая ценность, где прекращается противопоставление нравственности и эстетики, добра и красоты, гармонизируется соотношение чувств и разума. Словно предвидя то, что в ХХ веке будет поставлена под сомнение ценность любви, Розановым яростно отстаивается право человека на любовь, он настаивает: «Отстаивай любовь свою ногтями, отстаивай любовь свою зубами. Отстаивай её против ума, отстаивай её против власти. Будь крепок в любви — и Бог тебя благословит. Ибо любовь — корень жизни. А Бог есть жизнь» . Любовь, по Розанову, заложена в основание бытия, у нее космичная сущность, любовь наделена онтологическим статусом, чем придает целостность и единство миру и человеку: «Человек входит в мир… Но и мир входит в человека» . Кроме того, земная половая любовь становится проявлением воли Бога, по замыслу Творца о человеке без половой любви невозможна никакая другая любовь, тем более духовная. Русский философ Н.А. Бердяева дает следующую характеристику чувства любви у Розанова: «Всё творчество Розанова становится апофеозом рождающей жизни … Розанов хочет обоготворить рождающий пол. Рождение и есть победа над смертью, вечное цветение жизни. Пол — свят, потому что он есть источник жизни, антисмерть» . В этом проявляется противоположность Розанова другому русскому философу, Н. Фёдорову, считающему победу над смертью наукой и техникой, что позволит преодолеть половой путь размножения как ведущий к смерти, главной нравственной задачей, стоящей перед человечеством. Напротив, Розанов настороженно относится к техническому прогрессу, он один из первых, увидевший смертельную угрозу для жизни в приближающейся научно-технической и товарно-денежной цивилизации, в которой рядом с бытовым комфортом происходит проявление обездушенно-механического характера человеческих отношений: «Техника, присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же её и раздавила. Получилась «техническая душа», лишь с механизмом творчества, а без вдохновения творчества» . Эта мысль Розанова особенно актуальна в современное нам время, когда становится очевидным противоречие в развитии технического прогресса и нравственного развития человечества. Но любовь, по теории Розанова, заложена в основе истинного познания. Ею, во-первых, определяется сам предмет познания, люди стремятся к познанию предмета нашей любви: «Мы не по думанью любим, а по любви думаем. Даже и в мысли — сердце первое» . Во-вторых, только с помощью любви происходит преодоление противопоставления субъекта и объекта познания, ведь «лишь там, где субъект и объект — одно, исчезает неправда» . Розановым провозглашается догмат о том, что только любящему может открыться истина: «Любовь исключает ложь: первое «я солгал» означает: «я уже не люблю», «я меньше люблю». Гаснет любовь — и гаснет истина. Потому «истинствовать на земле» — значит постоянно и истинно любить» . Таким образом, любовь в произведении В.В.Розанова выступает как необходимое условие всякого бытия, любовь является высшей ценностью, началом и основой религии и нравственности, любовь - это источник и способ истинного познания и критерий истины. Любовь становится доминирующей философской интуицией у Розанова, а в учении о любви объединяются все стороны: онтология, теория познания, антропология, этика и эстетика - его философии в целостное мировоззрение. Любить Бога, мир, человека, любить жизнь, женщину, детей, наконец, любить Родину - это пробный камень и мерило всех явлений действительности.

Список литературы

1) Белокоскова Е.В. Некоторые аспекты философии культуры Василия Розанова // Исследования по истории русской философии. М., 1995. - С. 57-71. 2) Бердяев Н.А. Русская идея. – «Вопросы философии», 1990, №2, с. 138 3) Болдырев Н.Ф. Семя Озириса, или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк. Челябинск, 2001. С. 461. 4) Голлербах Э. В. В. Розанов. Жизнь и творчество. — Пг., 1922. 5) Грифцов Б. Три мыслителя. — М., 1911. 6) Грякалова Н. Ю. Гендерный проект В. В. Розанова и «русская идея» // Грякалова Н. Ю. Человек модерна: Биография — рефлексия — письмо. — СПб., 2008. — с. 120—130. 7) Лебедева В. Г. Феномен «панэвтихизма» в концепции Василия Розанова // Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX-первая треть XX века. — СПб., 2007. — с. 136—140. 8) Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX -первая треть XX века. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007, с. 136-140 9) Полюшина Вера Геннадьевна. Художественно-философская трилогия В. В. Розанова ("Уединенное", "Опавшие листья": образ автора и жанр) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Волгоград, 2005 202 c 10) Письма В.В.Розанова / Пред., публ. и прим. Колерова М.А // Вопросы философии. 1992. - № 9. - С. 121-126. 11) Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет. М.: Искусство, 1990. — 605 с. 12) Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990. - 303 с. 13) Розанов В.В. Собрание сочинений / Под общ. ред. Николюкина А.Н. -М.: Республика, 1993-2004 (издание продолжается) 14) Федотов Г.П. I т., Лицо России. Статьи 1918 – 1930.//2-е издание.// В. Розанов «Опавшие листья»/«Числа», Кн. 1, Париж, 1930 г./ YMCA-PRESS, Paris, 1988 15) Федякин С. Р. Художественная проза Василия Розанова: Жанровые особенности. М., 2014

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!