Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Русская философия: проблемы периодизации и типологии.

Тип работы
реферат
Группа предметов
Предмет
Философия
Страниц
24
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение 3 1. Проблемы периодизации русской философии 7 2. Характерные черты русской философии 11 3. Основные направления и школы 19 Заключение 25
Введение

Многие работы по истории русской философии берется с вопроса, правомерно ли рассуждать о существовании особенной русской философии? Порой за данным вопросом скрывается отрицание самостоятельности и оригинальности русской философии. В других эпизодах, наоборот, укрепляется уникальность русской философии, исключающая ее сопоставимость с европейской. Имеется и такая точка зрения, сообразно которой вернее будет рассуждать не о «русской философии», а о «философии в России», пожелав этим выразить мысль, что в русских философских строениях нет ничего характерно русского, что русская философия не сделалась еще национальной, то есть не поднялась до выражения и раскрытия главных исканий русской души. Обширное распространение владеет точка зрения, которая отрицает бытие национальных философий: имеется целая мировая философская мысль, которая объединяется всеобщими законами философского познания. Философская рефлексия всюду одинакова, говорят ее представители, как равен и круг философских вопросов. Разнообразными могут быть подходы и приоритеты к решению данных вопросов. Знаменитые русские философы Г. Шпет, Б. Вышеславцев отрицали на данном основании бытие русской философии. Вышеславцев писал: «Главные проблемы всемирной философии являются проблемами русской философии. В данном смысле не имеется никакой философии русской. Но присутствует русский подход к всемирным философским вопросам, русский метод их обсуждения и переживания». Для Шпета философия это наука, а философское знание – это научное знание. Напротив, С. Франк говорит, что философия по собственному искон-ному существу наднаучна, она выражается интуитивным мировоззрением. Если философию анализировать в таком значении, то русская философия есть. Предполагают, что имеется два представления понятия философии: традиционное академическое, второе – наиболее широкое – как состояние сознания, как конфигурация духовной культуры. У первой конфигурации философского знания имеется много всеобщих черт с европейской и всякой иной философией: логика дискурса, категориальный аппарат, всеобщий круг проблем. У второй конфигурации философии значительное количество отличительных свойств. Корни данной «второй философии» отходят в национальную культуру, особенно общенародного менталитета. Если рассуждать о русской философии, то она тянется к синтезу, к организации двух форм знания философского. Истоки русской философии заключаются в культуре русского человека, которая, в свой черед, проявляет его ментальность. В глубине данного культурного контекста философию русскую можно обусловить как конкретное мировоззрение, которое выражается национальным самопознанием русского народа, русский менталитет, его характер. Таково понятийное значение формулировки «русская философия». Национальный характер и национальное самосознание составляют мен-тальность человека, иными словами, душу народа. Русская философия – философия прозрения и страдания, жертвенного служения правде, трудная в интерпретации и различная в собственных проявлениях. Она включает разные интенции: безбожную и сакральную, рационалистическую и мистическую, анархическую и тоталитарную, либеральную и этатистскую, новационную и традиционалистскую, почвенническую и европоцентристскую, еретическую и догматическую, разрушительную и созидательную. «Философская школа» являет собой комплекс философских концепций и систем, которая включает в себя разных авторов и их созидательные образования, объединенных на основании совпадении главных методологических принципов рассуждениях. Самобытность философии русской проявляется в некоторых особенностях, отличительных приметах русской философии, ее межнациональных философских традициях. О межнациональной принадлежности философии в определении фило-софской мировой культуры говорится крайне неопределенно, поскольку философию было принято считать достижением целого человечества, его всеобщей научной и духовной культуры, но история философии содержит национальные школы, разные философские основы культуры. Глубокий синтез проблемы самостоятельной философии русской как национального субъекта мышления, философствования национального, русского мировоззрения определяют Н.А. Бердяев, С.Л. Франк. В современных источниках М.Н. Громов, В.В. Ванчугов А.А., А.П. Козырев, Корольков и др. Свойство русской философии как независимой школы популярного фи-лософского процесса обладают своими гносеологическими корнями и традициями. В гносеологическом аспекте философия предстает как знание, отражение, переживание философским русским сознанием обязательных философских тем, таких же как и глубинные метафизические, историософские темы самой России и в ее связи к себе и миру. Истина, в конце концов, дается только с помощью внутреннего сопереживания и осознания», исходит из склонности познать что-либо душевно и обладать данным во всей всесторонности его жизненных явлений. Гносеология в русской философии делается частью онтологии, чтобы что-то изведать, нужно уже «быть». Категориальный полисемантизм, образность идей русской философии форсирует ее к литераторской форме изложения главных положений, сращивает с культурой. Взаимоотношение таких элементов культуры постигается через персоналии литераторов и мыслителей России. Самые известные имена в целостности литературы и философии: А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, К.Н. Леонтьев, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Д.С. Мережковский, Вяч. Иванов, А. Белый, В. Хлебников, и другие. Актуальность темы. Каждое общество, как особый объект познания требует личной методологии, новейших приемов, непохожих от уже существующих. Как известно, всеобщей методологией познания постоянно выступает и выступала философия. Для знания конкретного общества необходима философия, которая доминирует в данном обществе. Объект исследования: развитие и становление русской философской мысли. Предмет исследования: особенности русской философской школы. Цель исследования: изучение особенностей развития и становления рус-ской философии. Задачи: 1. Выявить проблемы периодизации русской философии. 2. Определить свойственные черты русской философской школы. 3. Изучить основные течения русской философской мысли. Источниковая база: анализ и изучение научно-популярной литературы по теме исследования. Теоретическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы как теоретическая база для познания русской философской мысли.

Заключение

Говорить сегодня об актуальности изучения, исследования русской философии кажется излишним: интерес к ней принял массовый характер. Огромное количество литературы по русской философии, возникшее в последнее десятилетие, – свидетельство интереса к ней, желания познакомиться с русской философией. Русская философия является выражением развивающегося процесса осмысления учеными устоев бытия и оснований познания и преобразования действительности. В сочинениях отечественных философов нашли выражение подлинно значимые, магистральные идейные поиски народа с долгой, богатой и поучительной историей. Русская философия, возникнув в глубине веков, развивалась в тесном взаимодействии с экономическим, религиозным, политическим, правовым, моральным и эстетическим сознанием народа. Эта философия наряду со стремлением отвечать требованиям высокой научности заключает в себе беззаветный поиск путей к достижению общественного блага. Отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые. Отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии. Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична. С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична. Русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей. В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: 1-й - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.; 2-й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века); 3-й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века); 4-й – послеоктябрьский период (большая часть XX века).

Список литературы

Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. М., 1997. Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии. Уральский университет, 1991. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI-XIX вв. Л., 1979. Зеньковский В. В. История русской философии. Париж, 1988, Т.1-2 (на данный момент имеется несколько переизданий в России). Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1994. История русской философии: Учебник для вузов /Редколлегия: М. А. Маслин и др./ – М.: Республика, 2001. Русская философия: Словарь. - М.: Терра – Книжный клуб; Республика, 1999. Русская философия ХХ века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы. Екатеринбург, 2000. Русская философия: многообразие в единстве. Мат-лы VII Росс. симпозиума историков русской философии. М., 2001.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!