Фирма является самостоятельным экономическим субъектом, который занимается коммерческой, а также производственной деятельностью. Фирма обладает определенным обособленным имуществом. Основными теориями фирмы, которые существуют на сегодняшний день, являются: неоклассическая теория фирмы, институциональная теория фирмы, поведенческие теории фирмы.
Стоит отметить, что на сегодняшний день ученые выделяют определенный технологический подход, который включает в себя неоклассический подход, а также различные альтернативные ему теории фирмы; институциональные теории, а также определенные прикладные теории. Среди различных прикладных ученый выделяет ключевые сферы функциональных наук современной теории управления, а это теория маркетинга, финансов и логистики и прочего. Фактически каждая из данных наук предлагает свой собственный подход к описанию фирмы и ее ключевых функций, именно поэтому вполне может рассматриваться как определенная самостоятельная теория фирмы.
Технологический подход к изучению фирмы сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В экономической литературе этот подход часто фигурирует как функциональный, что подчеркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии.
Альтернативный технологическому взгляд на проблему поведения фирм был разработан в рамках институциональной экономической теории. В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения. Помимо категории института, для объяснения существования и внутренней структуры фирмы в этой теории используются такие ключевые понятия, как трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, асимметричность информации, специфичность ресурсов и контракт. При этом мы рассмотрим несколько определений фирмы, отражающих различные стороны этого сложного феномена рыночной экономики.
Теории фирмы, основанные на неполноте контрактов, в первую очередь, исходят из того, что заключение определенного совершенного контракта просто невозможно, именно появляется необходимость в последующей его адаптации к постоянно меняющимся условиям, которые вообще не были предусмотрены в контракте. Теория фирмы как отношений найма – определенная идея о том, что контракт о найме – это та характерная черта, которая определяет фирму, как правило, связывают с такими учеными и исследователями, как Р. Коуз и Г. Саймон. С данной точки зрения определенные границы фирмы, в первую очередь, определяются числом занятых в ней сотрудников. Фирма как способ организации сделки – в основе определенного подхода О. Уильямсона, рассматривающего компанию именно как один из различных способов организации сделки, лежит определенная идея о неполноте контрактов, а также ограниченной рациональности различных экономических агентов, особой роли достаточно специфических активов при выборе формы контракта, а также соответствующего способа организации сделки. Теория фирмы с позиций прав собственности – определенный теоретический подход именно с позиций прав собственности уделяет пристальное внимание вопросу, что изменяется, когда при слиянии 2 компаний происходит объединение их собственности.