Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Функционирование антонимов в языке СМИ( на материале русскоязычных газет Чеченской Республики).

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Лингвистика
Страниц
30
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3 1. Антонимы в современном русском языке……………………………..5 1. 1 Понятие об антонимии………………………………………………..5 1.2 Разновидности лексических антонимов……………………………...8 1.3 Тропы и фигуры, основанные на антонимии…………………….….13 2. Функционирование антонимов в языке СМИ (на материале русскоязычной газеты Чеченской Республики «Вести Республики»)……….19 2.1 Стилистические функции антонимов в общественно-политической в газете «Вести Республики»…………………………………………………....19 2. 2 Функционирование лексических антонимов в газете «Вести Республики……………………………………………………………………….21 Заключение………………………………………………………………..27 Список литературы……………………………………………………….28
Введение

В настоящее время происходит реформирование норм в современном русском языке. Изменения отразились на всех разделах языка. Раннее в создании норм словоупотребления участвовала художественная литература, в настоящее время эта роль принадлежит средствам массовой информации, публицистическому жанру, близкому к разговорной речи. Исходя из вышесказанного, тема курсовой работы «Функционирование антонимов в языке СМИ» имеет актуальность. Специфика речи газет проявляется в том, что в ней имеются особые такие речевые образования как заголовки, подзаголовки, рубрики, ЛИДы (краткие емкие абзацы, составляющие афишу, анонс содержания газеты). Заголовком может быть одно слово, сочетание слов, предложение, несколько предложений и, включающие антонимы. Место заголовка в газете, как считают лингвисты, – это сильная, акцентированная позиция, потому что именно на заголовок в первую очередь обращает внимание читатель. Рассматривая антонимию, большинство лингвистов такие как И. В. Арнольд, Л. А. Булаховский, В. Н. Комиссаров, Л. А. Новиков и ряд других ставит на первый план следующие вопросы: Противоположность (противопоставление, полярность) значений, тонимичность - особая дополнительная характеристика языковой единицы, семантическое единство (и противопоставление) антонимов, идентичность в дистрибуции антонимов, идентичность в стиле антонимов, неодинаковое звучание антонимов, вероятность классификации антонимов, принадлежность антонимов к одной лексико-грамматической категории. В условиях информационного рынка, жесткой конкуренции, борьбы за читателя СМИ стремятся как можно привлекательнее «упаковать» свою продукцию, то есть преподнести информацию в наиболее яркой, характерной, запоминающейся форме. Упаковка содержания информации – это так называемая языковая игра, интеллектуальная разминка, привлекающая внимание читателей, для чего при составлении текстов (а особенно, заголовков, ЛИДов) необходимо подбирать яркие, броские, остроумные выражения. Это влечет за собой широкое использование фразеологического материала. Выбранная тема представляет для нас интерес с точки зрения особенностей употребления антонимов в языке современных печатных СМИ, а именно, возможность преобразования фразеологизмов при избежании стилистических ошибок. Объект исследования – антонимы. Предмет исследования – классификация, употребление и приемы использования антонимов в языке СМИ. Цель нашей работы – выявление особенностей функционирования антонимов в языке СМИ. Теоретическая значимость представленной работы проявляется в том, что уточнены и охарактеризованы понятия «антонимия», обнаружено ее место, смысл и роль в СМИ. Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что материалы курсовой работы могут применяться для составления лекционного материала студентам филологического факультета, а также в работе педагогов общеобразовательной школы. Базой исследования послужила общественно-политическая русскоязычная газета Чеченской Республики «Вести Республики». Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего в себя тридцать источников.

Заключение

Антонимы являются одним из выразительных средств языка. Основная стилистическая функция – антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы. Часто обращаются к антитезе публицисты В процессе написания настоящей работы, мы изучили теоретическую литературу об антонимах, выявили разнообразие подходов к ним. Мы убедились в том, что антонимия является сложной лексикологической категорией и требует тщательного изучения. На основе материала русскоязычной газеты Чеченской Республики «Вести Республики» мы выявили, что антонимы позволяют контрастно изобразить социальные, политические, личные отношения. Явление антонимии связано с понятием противоположности, имеющим логический, философский и лингвистический аспекты. Антонимы используются в СМИ, прежде всего, для выражения противоположности, и в тексте слова-антонимы выполняют именно функцию противопоставления. В данном исследовании предпринята попытка выявить особенности функционирования антонимов в газетном тексте. В начале нашей работы мы проанализировали функционирование лексических синонимов с точки зрения семантической функции. Мы нашли примеры как однокоренных, так и разнокорневых антонимов, проследили особенности их антонимичных отношений. Антонимы, исходя из семантического критерия также как и в русском языке, делятся на антонимы, выражающие градуальную качественную противоположность и противоположность координационных понятий; антонимы, выражающие противоположную направленность действий, признаков и свойств; антонимы, выражающие комплементарность Далее в курсовой работе мы обратились к стилистическим функциям антонимов. Лексемы, образующие антонимичные пары, в свою очередь являются тропом, таким как антитеза, оксюморон и другие.

Список литературы

1. Абрамович А. В. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 1972. - 246с. 2. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Том 1 Лексическая семантика (синонимические средства языка). - М.: Языки русской культуры, 1995. - 388 с. 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - М.: Высшая школа, 1981. - 365с. 4. Булаховский Л.А. Введение в языкознание. - М.: Просвещение, 1953.- 317 с. 5. Валгина Н. С. Актуальные процессы в современном русском языке. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hi-ebu.rule-books/x books50/01/part - 009. 6. Введенская Л. А. Проблемы лексической антономии и принципы составления словаря антонимов, Ленинград, 1973. – 401 с. 7. Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1959. – 116 с. 8. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. - М.: Просвещение, 1990. – 123 с. 9. Голуб И. Б.. Литературное редактирование: учеб. Пособие. - М.: Логос. - 432 с. (Новая университетская библиотека)., 2010 – 276 с. 10. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. - М.: Наука, 1993. - 138с. 11. Иванова В. А. Антонимия в системе языка.- Кишинев: Наука, 1982. - 115с. 12. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. - М.: Высшая школа, 1973. – 256 с. 13. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М.: Высшая школа, 1974. – 342 с. 14. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. проф. В. И . Максимова.- М.,2000. – 380 с. 15. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М.: Прогресс.2000. - 422 с. 16. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1972. – 322 с. 17. Шанский Н. М., Иванов В.В. Современный русский язык. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 342с. 18. Арсютина Т. Н. Влияние СМИ на развитие современного русского языка. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www. ksrok.ru. (2013) 19. Вараксин Л. А. Однокорневые префиксальные глаголы-антонимы в современном русском языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Куйбышев, 1970. 22 с. 20. Дускаева Л. Р. Языково – стилистические изменения в современных СМИ. - Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www. enc – dic. com. (2013) 21. Ерофеева И. В. Семантические преобразования в сфере политической лексики как проявление языковых инноваций в современном русском языке. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.do. gendocs.ru. 22. Ефремова Т. Е. Современный толковый словарь русского языка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www. slovorus. ru. 23. Иванова Н. А. Влияние СМИ на современный русский язык. Проблема безопасности нормативного языка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.kafedramk.ru. (2013) 24. Максимов Л.Ю. Антонимия как один из показателейкачественности прилагательных, кандидатская диссертация, М., 1958. 25. Никонова С.Н. Семантическая деривация антонимов: на материале русского языка: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1982. 26. Новиков Л.А. Антонимия и ее соотношение с другими категориями лексики // Русский язык в национальной школе. 1973. - №4. -С. 5-14. 27. Сафин Р.Н. Словообразовательная антонимия в русском языке: (на материале прилагательных): Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1989. 28. Собирова Б. Б. Антонимия как языковое явление [Текст] / Б. Б. Собирова // Молодой ученый. - 2014. - №4. - с. 40- 43. 29. Ручимская Е.М. об омонимах-антонимах Русская речь. - 2012. № 6. - с. 58-61. 30. Чурсанова К.А., Пак Д.Хи., Блохин А.В Антитеза в языке газетных заголовках. Материалы Международной научной конференции молодых ученых МГОГИ Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014. с. 281-283.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!