Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Лингвистика детской речи

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Языкознание
Страниц
30
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Лингвистика детской речи 1.1. История изучения детской речи 5 1.2. Этапы усвоения языка детьми 9 1.3. Детский язык: язык жестов 13 1.4. Способы освоения языка ребенком 17 Выводы 20 Глава 2. Направления изучения детской речи 2.1. Языковая способность человека 21 2.2. Формирование детского лексикона 24 Выводы 30 Заключение 31 Список литературы 33
Введение

Особо важное научное и практическое значение имеет изучение развитие ребенка с точки зрения речи. «В развитии речи ребенка отражаются не только законы языка, особенности разговорной речи, но и закономерности развития мышления, познания окружающего мира» [15, с. 5.]. Вот почему вопрос развития детской речи вызывает особый интерес у многих специалистов, таких как: педагоги, психологи, лингвисты, логопеды и психолингвисты. Особенно активно началось изучение и исследование детской речи с 19 века. Эта проблема рассматривалась такими исследователями как А. Александров [1], Б. Благовещенский [3], а в начале 20 века, Н. Рыбников [14], А. Левоневский [10], В. Вахтеров [5] и многие другие. Актуальность данного исследования обуславливается тем, что проблема становления языка детей и закономерности его развития привлекает к себе внимание уже более двух веков. Специалисты, которые изучают детскую речь, утверждают, что описание языка детей может отличаться от традиционных лингвистических описаний «взрослого», сформированного языка, в связи с тем, что предмет изучения специфичен. Одной из наиболее типичных самобытных черт детской речи является высокая степень конкретно-ситуативной обусловленности детского высказывания. Вот почему возникает необходимость записи детской речи, сопровождая данными о ситуации. Цель данного исследования заключается в выявлении фактов проявления языковых законов в речи и их классификация, а также попытка обнаружить языковые формы на примере определенного ребенка. Объект работы – речевая деятельность. Предмет исследования – речь ребенка Макара (0,9 года), а именно, механизмы и способы построения его языка, отдельных слов и их форм, как грамматических, так и звуковых. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Рассмотреть историю изучения детской речи; 2. Охарактеризовать этапы освоения языка детьми; 3. Изучить процесс формирования детской речи на примере ребенка. При проведении исследования были использованы такие методы: метод наблюдения, описательный и эмпирический методы. Структура работы включает в себя: 34 страницы, состоит из введения, двух глав, в главе, посвященной теоретическим вопросам изучения лингвистики детской речи, вторая глава – практическая, рассматривается формирование языка у Макара Б. (0,9 года); заключения и списка литературы.

Заключение

На основе проведенного исследования следует сделать следующие выводы: - онтолингвистика – относительно молодая наука, однако в ней было уже совершено и рассмотрено немало интересных открытий; - в нашем исследовании было уделено внимание имитации, языку жестов, «лепету» детей; - впервые были изучены алгоритмы изучения языка ребенком, на примере Макара Б. (0,9 года). Основную задачу в овладении языком в коммуникативном плане следует сформулировать так: необходимо научить ребенка писать и говорить так, как это делает взрослый носитель языка, который достаточно развит в культурном, интеллектуальном и познавательном отношениях. Специалисты, занимающиеся формированием речи ребенка, - учителя, психологи, да и сами родители, - должны знать общие закономерности формирования речевой деятельности у детей с самого рождения и до учебы в школе. Следует также отметить, что родители, в основном мать, сильно влияют на развитие и формирование речи ребенка. Они закладывают в его память основу, первый словесный материал. От поведения родителей зависят многие факторы в формировании словарного запаса. Таким образом, в нашем исследовании была достигнута поставленная цель: выявлены основные факты проявления языковых законов в речи, а также, обнаружены и рассмотрены языковые формы на примере определенного ребенка. В процессе достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи: 1. рассмотрена история изучения детской речи; 2. охарактеризованы основные этапы освоения языка детьми; 3. изучен процесс формирования детской речи на примере определенного ребенка Макара Б. В нашем исследовании были разобраны этапы речи на практике, в которых отражается поэтапное развитие человеческой речи с самых малых лет. Несмотря на все эти открытия, впереди еще достаточно много неизученных и нерассмотренных проблем, что ставит задачи для дальнейших исследований в области онтолингвистики.

Список литературы

1. Александров, А. Детская речь // Русский филологический вестник, 1883. Т. 10. 2. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник / В.П. Белянин. - М: Флинта, 2003 - 232 с. 3. Благовещенский, Б. Детская речь // Русский филологический вестник, 1886. Т. 16. 4. Богородицкий В.А. Лекции по общему языковедению / В.А. Богородицкий. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1939. - 195 с. 5. Вахтеров, В. Основы новой педагогики. - М., 1913. 6. Виноградов В.В. И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию / В.В. Виноградов. - Т. 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - с. 6-20. 7. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А.Н. Гвоздев. - Куйбышев, 1990. - 320 с. 8. Гохлернер М.М., Ейгер Г.В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 138. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.: Логос, 1999. 10. Левоневский, А. Мой ребенок. - М., 1914. 11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. 12. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. - М., 1997. - 199 с. 13. Методологические проблемы анализа языка. - Ереван: Изд-во Ереванс. Ун-та, 1976. 14. Рыбников Н. Язык ребенка. - М., 1918. 15. Скобликова, Е.С. Предисловие // Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. - Саратов: Изд-во СГУ, 1981. 16. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи; 2004; СПб. 17. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И.Чуковский. - М.: Изд-во КДУ, 2005. - 400 с. 18. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе / Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, А.М. Шахнарович. // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979. - 233с. 19. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза) / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. - М., 1990. - 202 с. 20. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании // Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. - М., 1974. - 96 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!