Особо важное научное и практическое значение имеет изучение развитие ребенка с точки зрения речи. «В развитии речи ребенка отражаются не только законы языка, особенности разговорной речи, но и закономерности развития мышления, познания окружающего мира» [15, с. 5.
На Work5 вы можете заказать диссертацию в Новосибирске и быть уверенны в качестве.
.]. Вот почему вопрос развития детской речи вызывает особый интерес у многих специалистов, таких как: педагоги, психологи, лингвисты, логопеды и психолингвисты. Особенно активно началось изучение и исследование детской речи с 19 века. Эта проблема рассматривалась такими исследователями как А. Александров [1], Б. Благовещенский [3], а в начале 20 века, Н. Рыбников [14], А. Левоневский [10], В. Вахтеров [5] и многие другие. Актуальность данного исследования обуславливается тем, что проблема становления языка детей и закономерности его развития привлекает к себе внимание уже более двух веков. Специалисты, которые изучают детскую речь, утверждают, что описание языка детей может отличаться от традиционных лингвистических описаний «взрослого», сформированного языка, в связи с тем, что предмет изучения специфичен. Одной из наиболее типичных самобытных черт детской речи является высокая степень конкретно-ситуативной обусловленности детского высказывания. Вот почему возникает необходимость записи детской речи, сопровождая данными о ситуации. Цель данного исследования заключается в выявлении фактов проявления языковых законов в речи и их классификация, а также попытка обнаружить языковые формы на примере определенного ребенка. Объект работы – речевая деятельность. Предмет исследования – речь ребенка Макара (0,9 года), а именно, механизмы и способы построения его языка, отдельных слов и их форм, как грамматических, так и звуковых. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Рассмотреть историю изучения детской речи; 2. Охарактеризовать этапы освоения языка детьми; 3. Изучить процесс формирования детской речи на примере ребенка. При проведении исследования были использованы такие методы: метод наблюдения, описательный и эмпирический методы. Структура работы включает в себя: 34 страницы, состоит из введения, двух глав, в главе, посвященной теоретическим вопросам изучения лингвистики детской речи, вторая глава – практическая, рассматривается формирование языка у Макара Б. (0,9 года); заключения и списка литературы.
На основе проведенного исследования следует сделать следующие выводы: - онтолингвистика – относительно молодая наука, однако в ней было уже совершено и рассмотрено немало интересных открытий; - в нашем исследовании было уделено внимание имитации, языку жестов, «лепету» детей; - впервые были изучены алгоритмы изучения языка ребенком, на примере Макара Б. (0,9 года). Основную задачу в овладении языком в коммуникативном плане следует сформулировать так: необходимо научить ребенка писать и говорить так, как это делает взрослый носитель языка, который достаточно развит в культурном, интеллектуальном и познавательном отношениях. Специалисты, занимающиеся формированием речи ребенка, - учителя, психологи, да и сами родители, - должны знать общие закономерности формирования речевой деятельности у детей с самого рождения и до учебы в школе. Следует также отметить, что родители, в основном мать, сильно влияют на развитие и формирование речи ребенка. Они закладывают в его память основу, первый словесный материал. От поведения родителей зависят многие факторы в формировании словарного запаса. Таким образом, в нашем исследовании была достигнута поставленная цель: выявлены основные факты проявления языковых законов в речи, а также, обнаружены и рассмотрены языковые формы на примере определенного ребенка. В процессе достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи: 1. рассмотрена история изучения детской речи; 2. охарактеризованы основные этапы освоения языка детьми; 3. изучен процесс формирования детской речи на примере определенного ребенка Макара Б. В нашем исследовании были разобраны этапы речи на практике, в которых отражается поэтапное развитие человеческой речи с самых малых лет. Несмотря на все эти открытия, впереди еще достаточно много неизученных и нерассмотренных проблем, что ставит задачи для дальнейших исследований в области онтолингвистики.
1. Александров, А. Детская речь // Русский филологический вестник, 1883. Т. 10. 2. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник / В.П. Белянин. - М: Флинта, 2003 - 232 с. 3. Благовещенский, Б. Детская речь // Русский филологический вестник, 1886. Т. 16. 4. Богородицкий В.А. Лекции по общему языковедению / В.А. Богородицкий. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1939. - 195 с. 5. Вахтеров, В. Основы новой педагогики. - М., 1913. 6. Виноградов В.В. И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию / В.В. Виноградов. - Т. 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - с. 6-20. 7. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А.Н. Гвоздев. - Куйбышев, 1990. - 320 с. 8. Гохлернер М.М., Ейгер Г.В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 138. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.: Логос, 1999. 10. Левоневский, А. Мой ребенок. - М., 1914. 11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. 12. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. - М., 1997. - 199 с. 13. Методологические проблемы анализа языка. - Ереван: Изд-во Ереванс. Ун-та, 1976. 14. Рыбников Н. Язык ребенка. - М., 1918. 15. Скобликова, Е.С. Предисловие // Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. - Саратов: Изд-во СГУ, 1981. 16. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи; 2004; СПб. 17. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И.Чуковский. - М.: Изд-во КДУ, 2005. - 400 с. 18. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе / Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, А.М. Шахнарович. // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979. - 233с. 19. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза) / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. - М., 1990. - 202 с. 20. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании // Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. - М., 1974. - 96 с.
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!