Введение
Глава 1. Теоретические аспекты нравственно-эстетического воспитания младших школьников
1.1.Содержание понятия «нравственно-эстетическое воспитание»
1.2. Условия нравственно-эстетического воспитания младших школьников
Глава 2. Организация экспериментальной работы по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников
2.1.Диагностическое исследование уровня нравственно-эстетического воспитания младших школьников
2.2. Изобразительное искусство как средство повышения нравственно-эстетической воспитанности
Заключение
Список использованной литературы
Читать дальше
На уроках изобразительного искусства младшие школьники знакомятся с произведениями величайших художников, учатся видеть и понимать красоту, передавать в художественно творческой деятельности чувства, возникающие при восприятии действительности. Кроме этого, они приобретают теоретические знания, учатся анализировать произведения искусства и вы сказывать свои суждения о них. Содержание изобразительного искусства в начальной школе реализуется в раз личных видах деятельности обучающихся: рисование с натуры (рисунок, живопись); рисование на темы и иллюстрирование (композиция); декоративная работа; лепка; аппликация с элементами дизайна; беседы об изобразительном искусстве и красоте ок ружающего мира.
Роль художественного творчества в воспитании и формировании личности младших школьников трудно переоценить. Пробуя свои силы сначала в простейших набросках и незамысловатых сюжетах, они не просто учатся рисовать или лепить зверей, людей, различные предметы, но также получают определенные знания о форме, про порциях, законах композиции, перспекти ве, светотени, элементах цветоведения, усваивают правила изображения предметов различной формы на плоскости и в прост ранстве, приобретают практический опыт наблюдений, развивающий глазомер и зрительную память. Шаг за шагом начинающий художник постигает все те основы, которые послужат в дальнейшем более глубокому пониманию задач и возможностей свободной творческой самореализации. Постепенное усложнение содержания художественно изобразительных занятий обеспечивает переход от пассивного приобретения знаний к их активному и творческому применению в новых условиях, к более осознанному решению художественных и эстетических задач.
Каждый урок предметной области «Искусство» необходимо строить на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыки, живописи, пластики) с целью объединения их в сознании обучающихся в одну неразрывную область человеческого мышления и художественного познания окружающей действительности. Опытные педагоги, используя развивfющие возможности предметов «музыка» и «изобразительное искусство», стремятся воспитать у младших школьников подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и создавать прекрасное. К сожалению, в практике школы развитию чисто практических умений и навыков уделяется гораздо больше внимания, чем эстетическому воспитанию. Однако без постижения подлинных художественных и духовных ценностей развитие личности будет неполноценным. По нашему мнению, если педагоги на уроках изобразительного искусства целенаправленно осуществляют патриотическое, духовно нравственное и эстетическое воспитание младших школьни ков, то они обеспечивают формирование тfкой личности, которая будет сочетать в себе истинные эстетические качества, духовное богатство, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Читать дальше
1. Анникова Л.В. Социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей с инвалидностью в общество: дис. … канд. соц. наук / Ставропольский государственный университет. – Ставрополь, 2011.
2. Белоцерковец Н.И. Некоторые аспекты формирования детского кол- лектива средствами внеклассной работы // Психология и педагогика: мето- дика и проблемы практического применения. – 2014. – № 36. – С. 149-153.
3. Белоцерковец Н.И. К вопросу об образовании подрастающего поко- ления в условиях поликультурного региона // Наука и современность. – 2014. – № 28. – С. 81-85.
4. Вагина Н.А. Функции музыки в развитии детей раннего возраста // Искусство и образование. 2012. № 3.
5. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск, 2004. – 200 с.
6. Ефимов В. Ф. Компетентность как новое качество личности школьника // Начальная школа. 2012. № 2. С. 11–17.
7. Зябкина В. В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2012. 219 с.
8. Кириллова Л.С. Использование потенциала добровольческой дея- тельности в процессе практической подготовки бакалавров по направлению «социальная работа» // Вестник Северо-Кавказского федерального универ- ситета. – 2009. – № 1. – С. 100-104.
9. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. – М.: Знание, 2004. – 105 с.
10. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.
11. Стародуб, К.И. Рисунок и живопись : от реалистического изображения к условности : учеб. пос. / К.И. Стародуб, Н.А. Евдокимова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.
12. Хусаинова Н.Б. Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания ставропольских туркмен // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 36. – С. 98-102.
13. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1995, переизд. 2002. – 210 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.
Читать дальше