Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Методика использования комнатных растений в обучении биологии

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Биология
Страниц
60
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение Глава 1 Теоретические аспекты использования комнатных растений в процессе обучения на уроках биологии 1.1 Методические основы использования комнатных растений на уроках биологии 1.2 Факторы, влияющие на рост и развитие комнатных растений 1.3 Принципы подбора видового состава комнатных растений для кабинета биологии в школе Глава 2 Обзор комнатных растений, рекомендованных для выращивания в школьном кабинете биологии 2.1 Комнатные растения, и их использование в учебном процессе 2.2 Перечень некоторых растений, рекомендуемых для выращивания в школьном кабинете биологии Глава 3 Методические разработки с применением комнатных растений 3.1. Конспект урока по теме «Внешнее строение листа» 3.2. Конспект обобщающего урока по теме «Взаимосвязь строения и функций корня и побега. Организм растения, как единое целое» Заключение Список использованных источников Приложение 1
Введение

Как известно, биология – это наука о жизни, поэтому и главная задача учителя - помочь учащимся воспринимать учебный процесс, как раскрытие и познание тайн живой природы. Каждый преподаватель стремится, чтобы его занятия не только были интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их умственные и творческие способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации познавательной деятельности школьников. Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов, проведение демонстраций и наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми комнатными растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач. Содержание школьного учебного процесса тесно связано с развитием биологической науки, оно отражает основы наук о живой природе, учитывает уровень ее развития, что постоянно принимается во внимание при разработке методов совершенствования содержания образования. Но трансформация содержания, целей образования не изменяет основных дидактических принципов в биологии: единство обучения, воспитания и развития; сознательности и активности; научности и систематичности; сознательности и активности; доступности. Давно признанным «золотым правилом дидактики» является обоснованное использование принципа наглядности. Учитель биологии использует большой арсенал наглядных средств обучения - натуральных и изобразительных: статичных и динамичных, на печатной основе, аудиовизуальных и других.


Даже если нужно заказать отчет по практике производственной в Томске , Work5 справится.


. Наиболее ценными для обучения школьников являются натуральные объекты, за которыми они могут наблюдать и ставить опыты, однако сбор натуральных объектов, их хранение, и содержание сопряжено с определенными трудностями. Такие трудности можно преодолеть самым доступным для учителя биологии способом – разведением в кабинете биологии комнатных растений. В свете вышеизложенного актуальность данной работы очевидна и состоит в изучении использования комнатных растений в процессе обучения на уроках биологии. Кроме того, следует отметить, что огромное значение имеют комнатные растения для создания микроклимата, оформления интерьера, поддержания благоприятной эмоциональной обстановке в классе. Они приятным запахом, красотой форм и зеленой окраской благотворно влияют на настроение и самочувствие, представляют собой превосходный живой материал, который можно успешно использовать как для воспитательного, так и для учебного процесса в школе, причем вне зависимости от погодных или сезонных неудобств. Комнатные растения составляют ту неотъемлемую часть бытового окружения человека, которая способствует его эстетическому воспитанию. Для школьного кабинета биологии кроме перечисленных преимуществ важны санитарно—гигиенические функции растений, которые поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют увлажнению воздуха, снижают температуру, но что особенно ценно — подавляют и уничтожают многие вредоносные микроорганизмы благодаря выделению летучих веществ – фитонцидов. Коллекции растений в школьных кабинетах биологии должны способствовать эстетическому и трудовому воспитанию школьников, прививать им любовь и бережное отношение к природе, развивать навыки терпеливого, ежедневного труда, чувства ответственности и понимания красоты. В школах, кроме того, декоративные растения являются главным материалом при изучении основ ботанической науки и отдельных глав общей биологии, так как демонстрацию их в качестве натуральных наглядных объектов на уроках биологии достаточно просто организовать, а проведение самостоятельных и лабораторных работ с ними не требует больших материальных затрат. При этом установлено, что использование для демонстрации живых растений на уроках биологии закрепляет полученные знания и расширяет кругозор школьников, помогает обратить внимание учащихся на сам объект изучения, выявить главное в строении и свойствах, вникнуть в сущность явлений процессов жизнедеятельности, раскрыть определяющие признаки и основные понятия. Новизна и практическая значимость: в работе были сформулированы принципы озеленения школьного кабинета биологии, на основании которых сформирован видовой состав комнатных растений, которые можно рекомендовать для размещения в кабинете биологии. Цель работы: подбор видового состава комнатных растений для использования в учебном процессе в кабинете биологии в школе. Объект исследования: комнатные растения в кабинете. Предмет исследования: использование комнатных растений в учебном процессе в кабинете биологии в школе. Гипотеза исследования: если видовой состав комнатных растений для кабинета биологии подобран правильно и растениям обеспечен правильный уход, то это положительно влияет на микроклимат и интерьер помещения, позволяет оптимизировать учебный процесс. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1. Изучить литературные данные и интернет-источники по вопросу методики использования комнатных растений на уроках биологии. 2. Описать комнатные растения, рекомендуемые для выращивания в школьном кабинете биологии. 3. Выполнить методические разработки уроков с применением комнатных растений. Информационной базой для написания работы послужила научная литература и интернет-ресурсы. Методологическую основу написания работы составили методы обобщения и описания. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

Заключение

Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище. В настоящее время стремление человека к общению с природой заметно возрастает. Анализ литературных научных и научно-популярных источников, а также Интернет - ресурсов и санитарно – гигиенических норм позволил определить основные принципы подбора растений для кабинета биологии в школе. При формировании коллекции растений в кабинете биологии следует учитывать: - возможность использования растений на уроках и во внеклассной работе; - безопасность растений для здоровья людей; - полезное влияние на организм человека; - неприхотливость растений к условиям содержания; - известность; - эстетичность; - доступность. Нами были исследованы требования комнатных растений к условиям жизнеобеспечения и подобран видовой состав комнатных растений для школьного кабинета биологии, согласно установленным принципам. В созданную коллекцию вошли 25 видов (согласно литературным источникам рекомендуется 25-30 видов) комнатных растений, которые по-нашему мнению наиболее соответствовали принципам озеленения помещений и санитарным нормам. Данные виды могут быть рекомендованы для размещения в школьном кабинете биологии, так как они достаточно известны и часто используются в учебном процессе в качестве живых наглядных пособий, не представляют вреда для здоровья учащихся, не требуют особого ухода и больших материальных затрат, могут хорошо вписаться в интерьер кабинета по эстетическим показателям. Кроме того, подготовлены методические разработки уроков с применением комнатных растений. Приведены планы-конспекты уроков на тему; «Внешнее строение листа» и « Взаимосвязь строения и функций корня и побега. Организм растения, как единое целое». Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась: роль комнатных растений в учебном процессе трудно переоценить: их использование является важным компонентом преподавания биологии и при формировании коллекции растений для школьного кабинета биологии. Преподавателю, определившись с видовым составом, можно, в перспективе, планировать при участии школьников разнообразить коллекцию растений кабинета биологии, составить паспорта для каждого вида с подробными рекомендациями по их содержанию, разработать способы размещения растений в помещении кабинета. Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за комнатными растениями, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. В процессе работы учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии. Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений, то у него обязательно появляется стремление узнать о них как можно больше: откуда происходят эти растения? Каковы условия их жизни на родине? Какие условия необходимо создать для их лучшего произрастания в помещении? Задача учителя - поддержать любознательность ученика, подсказать, как найти ответы на интересующие его вопросы. Это будет способствовать формированию у школьника потребности в приобретении новых знаний. Интерес к комнатным растениям, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразия живой природы, желание стать ее другом. У некоторых учащихся интерес к растениям может проявиться в виде любознательности, у других он может быть более глубоким и устойчивым. Учитель должен не только удовлетворять любознательность учащихся, но и стремиться поддержать возникший интерес. Учащимся предоставить возможность выполнить индивидуальные задания по уходу за комнатными растениями, проведению опытов и наблюдений, подготовке сообщений и рефератов.

Список литературы

1. Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые растения. – М.: ABF, 1997. - 608 с.; 48 с.цв. илл. 2. Батурицкая Н.В., Фенчук. Т.Д. Удивительные опыты с растениями.- Минск: Новая асвета, 2005. - 208 с. 3. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение,1990- 192 с: ил. 4. Безрукова Ольга «Комнатные растения», Издательство: Вече, 2006,-256с. 5. Билич Г.Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Т 2. Ботаника / Г.Л.Билич, В.А. Крыжановский. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. - 544 с.: ил. 6. Вакуленко В.В., Е.Н.Зайцева, Т.М.Клевенская и др.; Сост. Н.П.Николаенко. "Справочник цветовода" - 2-е изд. - М.: Колос, 1997. - 446 с 7. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1983. - 383с. 8. Воронцов В. В. «Уход за комнатными растениями. Практические советы любителям цветов», Издательство: Фитон+, 2008-144с. 9. Володин В.Я., Шайкин В.Г. "Цветы и другие декоративные растения" - М.: Стройиздат, 1999. - 560 с. 10. Гаджиева И.Х. Методы преподавания биологии. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 325с. 11. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984. - 159с. 12.Долгачева В.С. Ботаника: учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / В.С.Долгачева, Е.М. Алесахина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 416 с. 13. Дорохина Л.Д., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. – М.: Просвещение, 1980.-143с. 14. Жизнь растений. Т. 6. / под ред. Федорова А.А.-М.: Просвещение, 1982. - 543 с. 15. Жоголева В.Г., Приходько С.Н. Цветы. Комнатные растения и дикорастущие кустарники. - Киев: Урожай, 1981. - 410с. 16. Жукова Е.Н,. Ильина И.Я. Комнатные растения. - М.: «Просвещение», 1968.-230 с. 17. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985. - 191с. 18. Клевенская Т.М. Неприхотливые комнатные растения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.-94с. 19. Клинковская Н.И., Пасечник В.В.. Комнатные растения в школе. - М.: «Просвещение», 1986. - 191с. 20. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. "Атлас декоративных растений" - Москва: "Крон-Пресс", 1996. - 128 с. 21. Кузнецова В.И. Уроки биологии. 6-7 класс.- М.: Просвещение, 2009.-192с. 22. Левданская П.И., Мерло А.С. «Комнатные цветочные растения», Минск, Издательство «Ураджай», 1978.-128с. 23. Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т., Калинова Г.С. и др. Организация учебной деятельности на уроках биологии.- М.: Просвещение, 1988.-192с. 24. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. - М.: Просвещение, 1983. - 340с. 25. Неер Ян Ван дер «Все о комнатных растениях, очищающих воздух», Издательство: Кристалл, 2011.-80с. 26. Пономарева И.Н. и др. Общая методика преподавания биологии. - М. Академия, 2003. - 358с. 27. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". 28. Практический курс систематики растений: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов Т.Н.Гордеева, И.Н.Дроздова, Ю.К. Круберг, В.В.Письяукова. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 224 с., ил. 29.Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологиии. Растения.- М.: Просвещение, 2009.- 223 с. 30. Рогожин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика,2000.- 406с. 31.Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения. – Л.: Наука, 1983.-621с. 32.Серикова Галина « Справочник комнатных растений», Редактор: Биркина Е. Н., Издательство: Мир книги, 2011.- 240с. 33.Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. - М.: Просвещение, 1980. - 387с. 34. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники (цитология, гистология, органография, размножение): Учебник для сельхоз. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1982. - 384 с., ил. 35.Хрестоматия по методике преподавания биологии / Сост.: И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина. 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 288с. 36.Чувикова А.А. Учебная книга цветовода.- М.: Колос, 1980.-224с. 37.Чувикова А.А. Практикум по цветоводству.- М.: Колос, 1984.-239с. 38.Шешко Наталья, Логачева Наталья «Энциклопедия комнатных растений», Издательство: Современная школа, 2006.-277с. 39. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.plantopedia.ru/ 40. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html 41. Электронный ресурс – Режим доступа: http://indasad.ru/komnatnie-rasteniya/komnatnie-rasteniya-trebovaniya-k-uchodu- tablitsa 42. Электронный ресурс – Режим доступа: 3http://www.vazony.com/pages/view/183http://www.greencorner-al.ru/osveschenie.html 42. Электронный ресурс – Режим доступа:http://rasteniya.dp.ua/ 44. Электронный ресурс – Режим доступа:http://flowers.cveti-sadi.ru/vyrashhivanie-komnatnyx-rastenij-neprixotlivye-rasteniya/ 45. Электронный ресурс – Режим доступа: http://e2li.ru/news/jadovitye_komnatnye_rastenija/2009-09-26-43 46. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4057 47. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.prelest.com/interesno/16489.html 48. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.floriculture.ru/rast/razn/rast_filtry.shtml 49. Электронный ресурс – Режим доступа:http://flower.onego.ru/istochni.html

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!