Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Психологические особенности полового развития в дошкольном возрасте.

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
50
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение 3 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей полового развития в дошкольном возрасте 9 1.1 Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста 9 1.2 Особенности полового развития в дошкольном возрасте 14 1.3 Методы и технологии полового развития в дошкольном возрасте 22 2. Диагностика сформированности психологических особенностей полового развития в дошкольном возрасте 25 2.1 Организация и планирование опытно-экспериментальной работы 25 2.2 Результаты констатирующего этапа исследования 29 3. Система полового развития в дошкольном возрасте 36 3.1 Программа полового развития в дошкольном возрасте…………………… 36 3.2 Результаты проверки эффективности программы полового развития в дошкольном возрасте 41 Заключение 48 Список использованной литературы 51 «Приложение» А …………………………………………………………………… 54 «Приложение» Б 55
Введение

Одним из самых главных периодов в жизни каждого человека является период его детства. Именно в данный период происходит зарождение в личности интереса от биологических потребностей к духовным интересам посредством усиленного общения, получения различных эмоций от положительных до отрицательных. В первые 5 – 6 лет жизни человека формируется базовая основа его дальнейшего психического состояния. В эти годы жизни особенно важно научить ребенка правильному самоопределению в сфере не только межличностных, но и сексуальных отношений. Основным стимул для дальнейшего развития личности ребенка в данном возрасте становится поощрение со стороны родителей или близких родственников. Очень важно, чтобы достижения ребенка, хоть и маленькие, не оставались не замеченными со стороны взрослых. На них обязательно акцентировать внимание и тем самым мотивировать ребенка к дальнейшему творческому процессу. Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. В основном детей делят на «плохих» и «хороших», а основа данного деления является оценка взрослых.


На Work5 возможно диплом купить дешево , оформив заявку на сайте.


. В большинстве случаев, дети в пять лет считают своих сверстников плохими, только основываясь на замечаниях и отзывах воспитателей или взрослых, которые указывают на их недостатки или плохие манеры: неправильное общение, плохое поведение, непослушание. Этот факт следует иметь в виду взрослому, так как именно от него, порой даже неосознанно, может пострадать репутация его же ребенка в коллективе. Важным аспектом на данном этапе становления и развития детской личности является его восприятие действительности посредством изучения предметов в сравнении. Его ознакомления с цветами, вкусами и запахами и звуками играет решающую роль в его дальнейшем развитии и становлении, как личности. Ребенок посредством восприятия учится различать не только цветовые оттенки, но и развивает тем самым свою память с помощью запоминания названий от простых до сложных. Ребенок на 5-6 году жизни очень часто стремится к самостоятельности, которая тем самым характеризует его индивидуальность. Его очень часто постигают неудачи, которые накапливаясь со временем могут стать причиной его неуверенности. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Период дошкольного возраста является одним из самых интенсивных периодов полового развития и созревания ребенка, так как именно в данный промежуток происходит формирование базовых основ психологических особенностей самой личности. Психосексуальная дифференциация самым интимным образом вплетена в канву этого периода. Поэтому формирование детской личности с самых первых дней ее жизни является прежде всего осознанием того к какому полу он принадлежит. Детские психологи утверждают, что раннее посвящение девочки в тайну ее рождения способствует правильному формированию представления об отношениях между мужчиной и женщиной, благодаря чему девочка сможет в будущем стать хорошей женой и матерью. Половое воспитание девочек не должно обходить стороной тему появления детей. Как правило, готовиться к серьезному разговору с дочерью пора, когда малышка достигает пятилетнего возраста. «Почемучка» хочет все знать в подробностях, поэтому ответ должен быть исчерпывающим. В этой связи, половое воспитание играет огромную роль в становлении ребенка, как личности, играет половое воспитание. Мы живем во времена равноправия полов, когда многие женщины, наравне с мужчинами, занимаются своей карьерой, забывая о своих «женских» обязанностях. И, если для женщины некоторые мужские качества являются только плюсом, то для мужчины излишняя ранимость и утонченность могут помешать добиться успеха. Принято считать, что в вопросе полового развития особое внимание следует уделять девочкам – будущим матерям и хранительницам домашнего очага. Однако мальчики нуждаются в половом воспитании не меньше девочек, так как основные мужские качества характера закладываются именно в детском возрасте. Вырастить «настоящего» мужчину, будущего любящего мужа и отца – совсем непросто, но возможно. В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассудительной справедливости в - оценке положительных и отрицательных событий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Множество исследователей уделяли особое внимание изучению психосексуального развития детей дошкольного возраста. Так, В.С. Мухина считает, что половое созревание начинается именно в возрасте 6 лет, когда ребенок самоопределяется. И.С. Кон утверждает, что в то время, когда мальчик считает себя мальчиком, а девочка девочкой является временем, когда ребенок осознает себя, как личность. В современном мире, как показывает статистика, развитие детей происходит гораздо быстрее. С прогрессивным развитием информационных технологий, сети Интернет, телекоммуникаций, развитие детей в современном мире происходит гораздо быстрее, что свидетельствует о необходимости полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. О такой необходимости утверждали еще такие выдающиеся педагоги и психологи, как Н.К. Крупская, М.М. Рубенштейн и многие другие. Однако, в силу множества причин данная проблема так и не решалась довольно долгий промежуток времени. Одной из таких причин является негласный запрет, действовавший в Российском государстве довольно продолжительный отрезок времени, когда разговоры о сексе тем более с детьми, считался верхом неприличия. Но со временем эта позиция кардинально изменилась, вопросу полового воспитания стало уделяться огромное внимание не только в школе, но и в дошкольном возрасте. Сексуальные отношения перестали расцениваться, как разврат или неприличие, а стали рассматриваться с позиции важнейшего фактора, благодаря которому продолжается человеческий род и функционирует общество. При этом огромное значение стало придаваться возникновению психосексуальных отклонений: гомосексуализм и лесбиянство, которые мешают нормальному развитию общества и которые необходимо пресекать уже в раннем возрасте. Весьма важная задача ложиться на плечи родителей, которые должны следить за сексуальной ориентацией своих детей уже с самого раннего детства,. В этой связи актуальность данной темы является безоговорочной, так как суть полового воспитания детей дошкольного возраста сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни духовновоспитанных мужчин и женщин, которые будут адекватно воспринимать свои сексуальные и психологические возможности и устанавливать здоровые отношения между лицами своего и противоположного пола во всех сферах жизни. Целью данной работы является рассмотрение психологических особенностей полового развития детей в дошкольном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) рассмотреть теоретические основы исследования психологических особенностей полового развития в дошкольном возрасте; 2) дать психолого-педагогическую характеристику среднего дошкольного возраста; 3) выявить особенности полового развития в дошкольном возрасте; 4) изучить методы и технологии полового развития в дошкольном возрасте; 5) охарактеризовать диагностику сформированности психологических особенностей полового развития в дошкольном возрасте; 6) рассмотреть организацию и планирование опытно-экспериментальной работы; 7) охарактеризовать результаты констатирующего этапа исследования; 8) проанализировать систему полового развития в дошкольном возрасте; 9) рассмотреть программу полового развития в дошкольном возрасте; 10) проанализировать результаты проверки эффективности программы полового развития в дошкольном возрасте. Объектом исследования является процесс психосексуального развития детей дошкольного возраста. Предметом исследования выступают методы и приемы полового воспитания в процессе психосексуального развития детей дошкольного возраста. Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности ее дальнейшего теоретического применения при изучении всего курса психологии. Практическое значение заключается в том, что исследование, которое было проведено в отношении детей дошкольного возраста по вопросу полоролевой социализации и проанализировано в данной работе, дает возможность выработать практические навыки, необходимые для дальнейшей работы по специальности не только с детьми, но и со взрослыми. Методологической основой исследования выступают: 1) исходные принципы познания ( историзм, научная объективность); 2) логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); 3) теоретический анализ литературных источников; 4) наблюдение. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших вопросы, связанные с изучением особенностей полового развития в дошкольном возрасте. Теоретическая основа данной работы опирается на труды ученых, психологов, которые посвящаются вопросу психологических особенностей полового развития детей дошкольного возраста. В частности, исследования таких авторов, как Г.М. Андреева, Е.Ю. Маликова, В.С. Аракчеева, А.С. Крохалева, А.Н. Леонтьева, М.С. Егорова, И.А. Маврина, М.И. Махмутова, Р.С. Немова, Б.Д. Парыгина, Л.Ф. Островской и др. Мнения этих ведущих специалистов в области психологии и педагогики находят свое отражение в данной работе. Практическая часть данной работы строится на основе эксперимента, проведенного с 25 детьми мужского и женского пола в «Детском саду №44» по вопросу их полоролевой социализации. Данный эксперимент даст возможность установить в процентном соотношении показатели отражающие уровень полоролевой социализации детей, а также уровень их межличностного и межполового общения и развития. Кроме того, данный эксперимент позволит сделать вывод о значимости полового воспитания детей дошкольного возраста на основе анализа данных полученных до эксперимента и после него. Также эксперимент является хорошим стимулом для педагогов и воспитателей, которые также принимают участие в нем и имеют возможность ознакомится с его результатами. Данная дипломная работа состоит из трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение

Подводя итог, данной работы, стоит сделать несколько основных выводов. В первой главе данной работы были рассмотрены основные теоретические вопросы, связанные с исследованием психологических особенностей полового развития в дошкольном возрасте. Были рассмотрены несколько основных аспектов, которые необходимо принимать во внимание для правильного психологического развития детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать, что основным стимул для дальнейшего развития личности ребенка в данном возрасте становится поощрение со стороны родителей или близких родственников. Очень важно, чтобы достижения ребенка, хоть и маленькие, не оставались не замеченными со стороны взрослых. На них обязательно акцентировать внимание и тем самым мотивировать ребенка к дальнейшему творческому процессу. Также стоит уделять особое внимание тяге ребенка в данном возрасте к познанию мира и тем самым приобретения им знаний. Были проанализированы несколько основных точек зрения ведущих психологов и педагогов по данному вопросу. Большинство из них сходится во мнении, что для развития личностных качеств, которые в дальнейшем дадут положительный результат в восприятии действительности и осознания своих полоролевых функций, необходимо участие родителей и педагогов в данном процессе. Беседы со взрослыми для ребенка играют немаловажную роль и служат первоисточником его базовых знаний о его половой принадлежности, а также формируют уважительное отношение не только к себе, но и к лицам противоположного пола. В дошкольном возрасте ребенок, при его правильном воспитании, формирует в себе основные качества, которые необходимы для его дальнейшей социализации и жизни в коллективе. Кроме того в данном возрасте активно развиваются память, мышление, речь, которые развиваясь помогают воспринимать полноценно информацию и обучаться. В первой главе также были изучены теоретические вопросы, связанные с особенностями полового воспитания в дошкольном возрасте. Для того, чтобы у ребенка в его памяти отложились азы полового воспитания, его необходимо проводить наравне с иным воспитанием, которое будет составлять комплекс всего воспитания и выражаться в следующей схеме: трудовое, половое, духовное и наоборот. Обучение необходимо начинать с момента, когда ребенок начинает осознавать окружающую его действительность. Проведение комплексного воспитания, которое включает в себя не только воспитание духовных, нравственных качеств, но и половое воспитание, дает возможность ребенку развить не только представления о мире и эстетике, но и способствует вырабатыванию волевых качеств, которые способны управлять сексуальными желаниями, подчиняя их сознанию и не выходя при этом за рамки общественного приличия. В данном параграфе также были проанализированы различные позиции и взгляды психологов по данному вопросу. Воззрения ученых при этом явно не имеют общей точки соприкосновения. Спорность составляет момент, связанный с возрастом ребенка. Одни считают, что половое воспитание не имеет смысла проводить с детьми, которые еще не переступили порог школы, другие и их большинство убеждены в том, что половое воспитание должно быть уже у детей в возрасте от 3 лет, для того, чтобы им было легче выстроить доброжелательные отношения с противоположным полом и уже в дошкольном возрасте понимать какие характеристики присущи мальчикам, а какие девочкам. Принято считать, что в вопросе полового развития особое внимание следует уделять девочкам – будущим матерям и хранительницам домашнего очага. Однако мальчики нуждаются в половом воспитании не меньше девочек, так как основные мужские качества характера закладываются именно в детском возрасте. Вырастить «настоящего» мужчину, будущего любящего мужа и отца – совсем непросто, но возможно. Вторая глава была посвящена практическому исследованию гендерного развития детей дошкольного возраста. За базу исследования было взято 25 детей старшей группы «Детского сада №44». Был разработан эксперимент, благодаря которому произведен анализ информации, которая отражает познание детей о своей половой принадлежности и полоролевой социализации до проведения эксперимента и после него. Также была предложена программа, которая сформирована в виде таблицы и дающая возможность развить основные навыки различия своей половой принадлежности у детей. Данная программа предусматривает использование специальных игр и упражнений благодаря которым повысится уровень общей осведомленности детей об их полоролевых функциях, а также общий кругозор. Информация, которая была получена от детей до проведенного эксперимента дает возможность судить о том, что большинство из них относятся к группе со среднем показателем своей полоролевой функции. После проведенного эксперимента число детей с высоким показателем увеличилось от 5 до 10, что говорит о положительном влиянии специальной программы обучения для них. Количество же человек, которые входили в группу с низким показателем также изменилось и снизилось до 2 человек. Воспитатели подтвердили, что после эксперимента, наблюдая за поведением детей не только в быту, но и во время игры на детской площадке, они заметили, что даже между теми мальчиками и девочками, которые ранее даже не общались, начала налаживаться дружественная положительная связь и сошлись большинством мнений о необходимости полового воспитания и специального психологического обучения детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Аветисова К.Р. Половое воспитание девочек [Текст ] // Педагогика здоровья. - М., 2010. – С. 39. 2. Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст ] / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 302. 2. Аракчеев В. С. Теоретические и практические вопросы детской психологии. Психологический практикум [Текст ] / В.С. Аракчеев – М., 2012. - С. 41. 3. Бароцкая К. Б. Особенности полового воспитания разнополых детей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст ] / К.Б. Бороцкая. Челябинск, 2011. - С. 17. 4. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство[Текст ] / А.Л. Венгер - М.: Издательство Владос-пресс, 2005. – С. 13. 5. Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре [Текст ] // Воспитание детей в игре. - М., 2013. – С. 67. 6. Давыдов В.В. Пособие для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста [Текст ] // Педагогика. - 2013. - № 1. - С. 29-32. 7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий [Текст ] // Планета детей. - 2012. – С. 28. 8. Елжова Н. В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ [Текст ]: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов / Н.В. Елжова– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 341. 9. Иванников В.А. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе [Текст ] - М., 2010. – С. 43. 10. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет [Текст ] // Вопросы психологии.- 2000.- №2. - с. 65-69. 11. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии [Текст ] / В.Е. Каган - М.,2011. – С. 103. 12. Кашапов М.М. Психология творческого мышления детей дошкольного возраста[Текст ] / М.М. Кашапов - М.:ПЕРСЭ, 2011. - 192. 13. Кон И.С. Психология половых различий [Текст ] // Вопросы психологии. - 1981. - N 2. – С.20-21. 14. Крохалева А.С. Психология детской личности в возрасте от 3 до 7 лет [Текст]: учеб. пособие /А.С. Крохалева – М.: Наука, 2011. – С. 163. 15. Куликова Т.А. Воспитание будущего семьянина [Текст] // Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2009. – С. 28. 16. Курлова С.М. Дошкольная педагогика[Текст]: учеб. пособие / С.М. Курлова – М.: Эксмо, 2003. – С.169. 17. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н.К. Ледовских - М., 2012. – С. 78. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев – М., 2000. – С. 86. 19. Лосева О.К. Половое воспитание детей и подростков в семье [Текст] / О.К. Лосева - М., 2010. – С. 214. 20. Маврина И.А. Девочка. Девушка. Женщина. Психологическое исследование полового созревания. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / И.А. Маврина М., 2007. - С. 19-23. 21. Маликов Е. Ю. как научить детей учиться: Дис… к. ю.н. [Текст] / Е.Ю. Маликов Волгоград, 2010. - С. 35. 22. Махмутов М.И. Проблемное обучение [Текст] / М.И. Махмутов - М.: Педагогика, 2011. – С. 313. 23. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов - М.: Просвещение: Владос, 2007. – С. 215. 24. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника [Текст] / Л.Ф. Островская - М., 2012.- С. 133. 25. Парыгин Б.Д. Детская личность в психологии [Текст]: учебник / Б.Д. Парыгин - М.: Высшее образование, 2010. – С. 123. 26. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования полового созревания дошкольников младшего и старшего возраста: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. [Текст] / Н.А. Половникова Казань, 2012. - С. 334. 27. Социально-психологические исследовании умственных возможностей ребенка [Текст] // Психология и общество. 2014.-№36. – С. 41. 28. Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.П. Шелухина - М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 29. 29. Щетинин А.А. Основы социально-психологической теории личности [Текст]: учеб. пособие / А.А. Щетинин – М.: Воронеж, 2011. – С.213.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!